Вербального взаимодействия 9 страница
Следует быть осторожным в разоблачении фантазий и выдумок демонстративных акцектуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («Он не такой, каким себя представляет») часто невыносима для «демонстративной» личности. Реакции здесь могут быть самые острые и опасные: побеги из дома, уходы из школы, попытки суицида и другие действия, свидетельствующие о стремлении любым способом превратить выдумку в реальность.
Что касается распространенности демонстративной акцентуации среди делинквентов, то данные на этот счет неоднозначны. По одним исследованиям, демонстративные акцентуанты достаточно широко представлены в группе делинквентов — 52 % — и занимают по этому критерию третье место (А. Личко, 1983). По других' данным, доля демонстративных акцентуантов в группе делинквентов незначительна — менее 10 %, что не позволяет говорить об этом виде акцентуации как особо делинквентном (А. Реан, 1991).
В процессе психолого-педагогической и психокоррекционной работы с «демонстративными» акцентуантами-девушкамп целесообразно ненавязчиво переводить проблем1/ в плоскость внктимного поведения, пытаться ставить вопрос о риске вовлечения в криминальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Хорошо иллюстрирует сказанное фрагмент из материалов проведенной нами судебно-психологической экспертизы по делу об изнасиловании шестнадцатилетней Н. (А. Реан, 1990). По мере анализа ситуации, а также психологического исследования личности потерпевшей были выявлены следующие особенности. Характерными чертами Н. оказались демонстративность поведения и эгоцентризм. У нее была диагностирована акцентуация характера истероидного типа (по А. Личко). Известно, что для данного типа акцентуаций наиболее характерны проявления эгоцентризма в сфере сексуальных реакций — через демонстративное поведение, афиширование своих реальных и мнимых связей, самооговоры в целях привлечения к себе внимания окружающих. С учетом этих моментов был проведен анализ поведения Н. в предкриминальной ситуации. Гуляя вечером с двумя подругами, около 23 часов Н. встретила своего знакомого — семнадцатилетнего Г.. учащегося ПТУ. Всем своим поведением в процессе завязавшейся беседы Н. пыта-
лась демонстрировать свою «взрослость», больший, по сравнению с подругами, опыт общения с юношами. Ей было лестно, что именно ей в присутствии двух девушек Г. предложил покататься на мотоцикле, и она охотно на это согласилась. Поведение Н. стало иным, как только они оказались наедине в поле, вдали от жилого массива. Это было вполне естественно, ведь «девушка легкого поведения» — это был всего лишь ситуативный имидж Н., демонстрация которого была рассчитана не столько на Г., сколько на подруг Н. На предложение Г. вступить в половую связь Н. ответила отказом, просила ее не трогать, отвезти домой. Угрожая совершить насилие в извращенных формах, Г. подавил сопротивление Н. и совершил насильственный половой акт. Таким образом, эгоцентризм Н.. демонстративность поведения и жажда внимания определили ее виктимное поведение в криминальной ситуации, которое оказало стимулирующее (или провоцирующее) воздействие на поведение семнадцатилетнего Г. и на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.
Опросник X. Смишека
Данная методика была разработана X. Смишеком в 1970 году на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов: «да» и «нет».
Для проведения тестирования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников начиная с 14 лет.
Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникает необходимость ее приспособления к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых подростков желательно подкрепить инструкцию 1—2 примерами.
После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций («сырые» баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: «"Сырые" баллы х коэффициент = = Итоговый показатель».
Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:
1. | Гипертимический | |
2. | Застревающий | |
3. | Педантичный | |
4. | Эмотивный | |
5. | Тревожный | |
6. | Циклоти.мный | |
7. | Возбудимый |
Личность учащегося
Характерологические «пунктики» личности
8. Дистимический
9. Демонстративный
10. Экзальтированный
Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение — 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные, подтверждаемые также и нашими исследованиями, согласно которым критическое для диагностики типа значение лежит в пределах 14—16.
Далее результаты могут быть представлены графически. Для этого следует отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации—значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фиксации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль личностных акцентуаций.
Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. На стадии инструктирования психологу требуется максимум внимательности и убеждения, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. Анализируя график на стадии оценки результатов, мы можем иногда заметить, что профиль акцентуации сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае при определении типов акцентуации мы советуем не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.
При составлении заключения могут быть использованы описательные поведенческие характеристики, приведенные нами ранее в этом разделе книги.-
Инструкция для испытуемого
Просим вас ответить на приведенные вопросы. Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Поэтому отвечайте сразу, долго не задумываясь. Отвечать на вопросы следует только «да» или «нет». Просьба отвечать внимательно, но в быстром темпе.
Текст опросника
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что в кино, театре, во время беседы у вас на глаза наверты
ваются слезы?
4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаи
ваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том. что все сделано как
надо'
5. В детстве вы были столь же смелы и отчаянны, как все ваши сверстники?
I. 8.
9. 10. 11. 12. 13. 14.
15. 16.
17. 18. 19, 20.
21. 22 23. 24.
26.
27. 28. 29.
30. 31. 32. 33.
34.
36. 37.
Часто ли у вас резко меняется отношение к себе и общее настроение — от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни? Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании:-1 Бывает ли так. что вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать? Вы серьезный человек?
Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь? Предприимчивы ли вы?
Быстро ли вы забываете нанесенную вам обиду? Мягкосердечны ли вы'
Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы. проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в ящик? Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников? Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?
Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок? Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств? Любят ли вас ваши знакомые?
Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности? Часто ли у вас несколько подавленное настроение? Были ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв' Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?
Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы? Можете ли вы зарезать курицу или овцу?
Раздражает ли вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно, и вы сразу же стремитесь поправить их? Боялись ли вы в детстве оставаться дома одни? Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения? Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?
Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев? Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым? Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас' Как вы думаете, получится ли из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?
Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?
Вам трудно переносить вид крови? Вызывает ли это у вас неприятные ощущения?
Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью? Склонны ли вы выступать на защиту тех лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?
90
ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
Характерологические «пунктики» личности
91
38. Страшно ли вам спускаться в темный подвал?
39. Предпочитаете ли вы такую работу, где действовать надо быстро, но требо
вания к качеству невысокие?
40. Общительны ли вы':1
41. В школе вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли вы в детстве из дома?
43. Кажется ли вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта вы были до того расстроены, что идти
на работу казалось просто невыносимым?
45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?
46. Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению, если вас кто-нибудь
обидел?
47. Бы очень любите животных?
48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее
место в таком состоянии, что там ничего не случится?
49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими
может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количе
ством людей?
52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?
53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто впадает в глубокое отчаяние, испытав какое-
либо разочарование?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятель
ности?
56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней при
ходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступа
ют слезы?
58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого
или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях?
59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списы
вать?
60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одно
му через кладбище?
61. Тщательно ли вы следите за тем. чтобы каждая вещь в вашейквартире
была только на одном и том же месте?
62. Бывает ли так, что. будучи в хорошем настроении перед сном, на следую
щий день вы встаете в подавленном настроении, длящемся несколько
часов?
63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям3
64. Бызают ли у вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем. кого вы явно не цените, не
любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы. закрыт ли газ. погашен
ли свет, заперты ли двери'3
71. Вы очень боязливы?
72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя'3
73. В молодости вы охотно участвовали в кружке художественно!! самодея
тельности (театр, танцы и т. п.), а может, участвуете и сейчас?
74. Вы оцениваете жизнь пессимистически, без ожидания радости?
75. Вас часто тянет путешествовать?
76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что состояние радости
сменяется вдруг угрюмым, подавленным состоянием?
77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?
78. Долго ли вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли вы горести других людей длительное время?
80. Часто ли. будучи школьником, вы переписывали страницу в тетради, если
ставили в ней кляксу'3
81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем
с доверчивостью"3
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходяще
го поезда или. стоя у окна многоэтажного дома, опасаетесь, что можете
выпасть из него?
84. В веселой компании вы обычно веселы?
85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
86. Становитесь ли вы менее сдержанны и чувствуете ли себя более свобод
но, если примете алкоголь'3
87. В беседе вы скупы на слова?
88. Если вам было бы необходимо играть на сцене, способны ли вы так войти
в роль, чтобы позабыть о том, где граница игры"3
Ключ к опроснику
Гипертиыический тип: I, 11.23,33,45.55,6/. /7. Застревающий тип: 2, 12. 15, 24, 34. 37. 46. 56. 59, 68, 78. 81. Педантичный тип: 4. 14. 17, 26. 36. 39. 48. 58, 61, 70, 80, 83. Эмотивный тип: 3. 13, 25. 35, 47, 57. 69. 79. Тревожный тип: 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. Циклотимный тип: 6. 18. 28. 40, 50, 62, 72, 84. Возбудимый тип: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74. 86.
Личность учащегося
Развитие ответственности личности
Дистимический тип: 9, 21, 31. 43, 53, 65. 75, 87, Демонстративный тип: 7, 19, 22. 29, 41. 44, 51, 63. 66. 73. 85, 88. Экзальтированный тип: 10. 32, 54, 76.
РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Концепция локуса контроля
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В настоящее время в психологии распространена концепция о двух типах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни, «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависят моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В качестве «других людей», на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи, часто выступают родители, учителя, в будущем — коллеги, начальство, знакомые. Легко заметить, что на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.
Так вот. на этот счет имеются интересные результаты экспериментальных психологических исследований. По нашим данным (А. А. Реан), среди социально незрелых подростков доля таких, которые имеют ответственность второго типа, составляет 84 %, тогда как только 16 % склонны брать ответственность на себя (то есть относятся к первому типу). С этим разительно контрастируют другие результаты, полученные в наших же исследованиях. В этом случае обследовались подростки, в основном сделавшие свой профессиональный выбор, имеющие определенные жизненные цели и четкую просоциальную ориентацию. Здесь по коэффициенту ответственности картина зеркально переворачивается — 72 % опрошенных имеют ответственность первого типа («Я отвечаю за себя сам») и только 16% — ответственность второго типа («Пусть отвечает другой»). Результаты двух исследований «совпадают» почти «с точностью до наоборот».
Понятие .локуса контроля в его современной трактовке было введено в психологию представителем американской ветви бихевиоризма Дж. Роттером (J, Rotter). При этом предполагалось, что существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции. Остальные люди занимают промежуточные
позиции между этими крайностями. В соответствии с тем, какую позицию занимает в континууме индивид, ему приписывается определенное значение локуса контроля. Говоря о локусе контроля личности, обычно имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Вслед за Дж. Роттером мы будем говорить о двух типах локуса контроля: интернальном и экстернальном. Об интерналь-ном локусе контроля говорят в том случае, если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Об экстернальном локусе контроля говорят, если человек склонен приписывать ответственность внешним факторам: другим людям, судьбе, случайности, окружающей среде. Во многих исследованиях установлено, что интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны (К. Муздыбаев, 1983; L. Lipp.R. Kolsol, W. James, H. Randall, 1968). Общее положение о более высокой благожелательности интерналов, на наш взгляд, интересно дополняют и конкретизируют данные P. Heaven, В экспериментальном исследовании было установлено, что подростки с внутренним локусом контроля более позитивно относятся к учителям, а также к представителям правоохранительных органов. По данным К. Музды-баева, существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. 1984; К. Муздыбаев, 1983; A. Tolor, M. Reznikofi, 1967). Все это. конечно, естественным образом связано с их зависимостью от внешних обстоятельств и неспособностью управлять своими делами. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков (В. В. Знаков, 1995).
Повышенная тревожность экстерналов, вообще говоря, может показаться парадоксальной. Действительно, с точки зрения классической психологии личности (да и просто здравого смысла), экстернал как будто не должен испытывать тревоги, так как он надежно «защищен». Его психологическая защита состоит в том, что при любой неудаче, провале — что бы ни произошло — «Виноват не я, а случай, обстоятельства». Или как варианты: «Так получилось», «Так сложились обстоятельства», «Люди подвели», «Учительница (родители) виноваты» и т. д. Но откуда же тогда повышенная склонность к беспокойству, которая фактически фиксируется при исследовании экстерналов? В действительности парадокса нет. С точки зрения, например, информационной теории эмоций П. В. Симонова, уровень эмоций определяется структурной формулой следующего вида:
Э = П (Ин - Ии). где Э — эмоции; П — актуальная потребность личности;
94
Личность учащегося
Развитие ответственности личности
Ин, Ии — информация необходимая и информация, имеющаяся у субъекта, на основании которой он может судить о возможности удовлетворения потребности.
По существу выражение в скобках есть мера неопределенности ситуации. И чем выше неопределенность, тем выше эмоциональное напряжение. Однако экстернал субъективно всегда находится в ситуациях большей неопределенности, чем интернал, так как не контролирует события своей жизни самостоятельно. Эти события и, следовательно, сама его жизнь преимущественно определяются случаем, обстоятельствами, волей других людей. Можно ли представить себе более благоприятную почву для возникновения неопределенности, а следовательно, и эмоционального напряжения, тревожности?
Вместе с тем, говоря о связи локуса контроля личности с характерологическими особенностями, мы хотим подчеркнуть, что приведенные выше описания, как и всякие усредненные оценки, не являются абсолютными. Всегда возможны индивидуальные варианты. В этом смысле мы согласны с К. Муздыбаевым, что важно не просто выявлять свойства характера, сопутствующие экстернальности, но и рассматривать их в свете жизненного цикла индивида.
Кроме того, в последнее время появились новые экспериментальные данные, вносящие коррективы в сложившиеся представления о связи локуса контроля с некоторыми особенностями личности. В частности, полученные в исследовании D. Lester результаты не подтверждают гипотезу о связи депрессии с внешним локусом контроля. Полученные данные в большей степени согласуются с представлениями о связи экстернальности с гневом и агрессией, нежели с депрессией. Наконец, нельзя абстрагироваться и от такого обстоятельства, как изменчивость локуса контроля (хотя необходимо отметить, что исследований, посвященных этому вопросу, очень мало). Так, изучая проблему изменчивости и стабильности локуса контроля в подростковом возрасте (14 лет). Н. Kulas обнаружил наличие небольших изменений в локусе контроля как у мальчиков, так и у девочек даже на протяжении одного года. При этом у дезочек сдвиг происходит в сторону внешнего, а у мальчиков — внутреннего локуса контроля.
Таким образом, мы полагаем, что вряд ли правомерно абсолютизировать связь локуса контроля с различными чертами характера. Общие (усредненные) тенденции, очевидно, целесообразно рассматривать лишь в качестве первичных ориентиров, принципиально допуская при этом специфичные проявления этих тенденций. включая даже серьезные отклонения от них в конкретных случаях.
В этом же контесте нам кажется целесообразным ставить проблему специфики проявления локуса контроля в разнообразных жизненных ситуациях. В упоминавшемся фундаментальном исследовании К. Муздыбаева по психологии ответственности анализу этого вопроса посвящена специальная глава, которая, впрочем, исключает из своего рассмотрения криминогенные ситуации. В то же время в работе анализируется такая форма поведения в ситуации насилия, как заступничество случайного свидетеля. Мы же, говоря об особенностях проявления локуса контроля в криминогенных ситуациях, имеем в виду совершенно иное, а именно: поведение субъекта правонарушения.
Нельзя не сказать, что концепция локуса контроля прямо связана с психологией каузальной атрибуции. Различение, введенное Дж. Роттером, собственно и касается противопоставления внутренних и внешних причин, обусловливающих контролирование субъектом результатов действия. Наряду с внутренними (личностными) и внешними (связанными с окружающим миром) возможностями Ф. Хай-дер (F. Heider) выделил еще один параметр атрибуции: стабильность—вариативность. С точки зрения внутреннего (личностного) аспекта, стабильность связывается со способностями, а вариативность — с мотивацией (желание, намерение, старание). С точки зрения внешнего аспекта (окружающий мир), стабильность связывается с трудностью задания (или. точнее, с его объективной сложностью), а вариативность — со случаем, удачей, везением (или неудачей, невезением) Б. Вайнер (В. Weiner) объединил оба параметра — локализацию и стабильность — в четырехмерной модели причин (табл.10).
Таблица 10. Классификация причин успеха и неудачи
Л о | !ЗйЦИ5! | |||||||||||
гон.п | внут | реи | н я я | знеш | 1ЯЯ | |||||||
Стаб | илька | я | Способности | Сложно | гть задь |
I Старани' |
Вар!'!этивная |
Случайность
Хотя теория локуса контроля и опирается в своей основе на представления о внутренней и внешней локализации ответственности, идея стабильности—вариативности не должна игнорироваться. Интернальность. как следует из большинства исследований на данную тему. это. несомненно. — позитивное качество. Однако привлечение идеи стабильности—вариативности вносит и существенные поправки: оказывается, интернальность интернальности рознь. Например, одно дело — интернальность в области неудач, связанная с вариативным компонентом. И совсем другое — интернальность в области неудач, связанная со стабильным компонентом. В первом случае атрибутивная формула может быть кратко выражена так: «За эту мою неудачу ответствен я сам. а не случай, не обстоятельства и не другие люди. Я недостаточно постарался. Чтобы преодолеть эту неудачу, надо приложить больше стараний...» Во втором же случае атрибутивная формула такой же неудачи звучит примерно так: «За эту мою неудачу ответствен я сам. а не случай, не обстоятельства и не другие люди. Я просто недостаточно способен, чтобы справиться с таким заданием. Моих способностей здесь не хватает». И в первом и во втором случае речь идет об интернальном контроле. Но не надо быть особо проницательным, чтобы почувствовать разницу между этими двумя вариантами.
В целом локус контроля является важной интегральной характеристикой личности, показателем взаимосвязи отношения к себе и отношения к окружающему
Личность учащегося
Развитие ответственности личности
миру. Интернальность или экстернальность — это не частная личностная черта, а определенный личностный паттерн, целостная личностная комбинация.
В концепции Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: он одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. В настоящее время многие авторы исходят из другой посылки, полагая, что в различных по типу ситуациях возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим в тестах, направленных на диагностику локуса контроля, предлагается выделять различные субшкалы, такие, как; контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в сфере производственных и семейных отношений, в области здоровья. Такой подход в целом представляется оправданным. Менее оправданно допускаемое в иных случаях категоричное утверждение, что американская психология личности, американская традиция исследования локуса контроля основывается на представлении о его универсальности. Это было бы справедливо, если бы имело отношение к самому Дж. Роттеру. Оно даже было бы справедливым и в более общем смысле, но лишь употребленное в форме прошедшего времени. Действительно, и у Дж. Роттера, и в американской психологии 1960-х годов локус контроля по большей части рассматривался как универсальная, трансситуативная характеристика. Однако в настоящее время перестали быть редкостью исследования локуса контроля в ситуациях достижения или неудач, в области профессиональной или учебной деятельности и т. д.