Технология традиционного обучения 2 страница
по своей структуре содержит две основные части: изучение нового материала и закрепление материала.
Иногда изучению нового материала предшествует этап актуализация знаний. Его назначение — подведение студентов к определенному уровню знаний и способов действий, нужных им для дальнейшей познавательной деятельности, выравнивание знаний студентов перед изучением новых. Особенность данного этапа в том, что из всей системы имеющихся знаний выбираются лишь те, которые нужны студентам применительно к новой теме учебного занятия. Преподавателю необходимо создать цепочку познавательных вопросов, подводящих студентов к восприятию и формулировке новой познавательной задачи. Как правило, при актуализации знаний преподаватель опирается на знания смежных дисциплин. Например, тема «Игра» в курсе «Дошкольная педагогика» рассматривается с опорой на знания студентов соответствующей темы в курсе «Психология дошкольника». Студентам задается 3 — 5 вопросов, при этом преподавателю нужно помнить о динамике урока, поэтому если студенты не отвечают, преподаватель сам дает ответы на вопросы, а для аудитории они начинают звучать как риторические. Отличительной чертой этого фрагмента урока является то, что педагог может не выставлять отметки за ответы, а использовать такие виды словесного поощрения, как одобрение, похвалу и др.
Этап изучения нового материала предполагает обоюдную активность преподавателя и студентов. Активность преподавателя зависит от оптимальности выбора методов преподавания. Так как новый материал достаточно объемен по содержанию, то педагог использует и лекционное изложение, и элементы проблемного обучения в виде работы студентов с высказываниями, решения педагогических ситуаций, ответов на вопросы, анализа видеофрагментов. Существенным выступает требование четкого выделения фрагментов учебной информации, которые студенты записывают, и тех фрагментов, которые носят так называемый сопутствующий характер.
Активность студентов реализуется через смену разных видов учебной деятельности: студенты записывают, слушают преподавателя, беседуют с ним, выполняют практические задания. Для повышения познавательного интереса используются задания опережающего характера.
Следующие два этапа урока — закрепление материала и домашнее задание — проводятся по той же методике, что и комбинированный урок.
Обобщающий урок решает задачу создания у студентов целостного представления о материале, который предстоит изучить. Такой урок может быть вводным, заключительным и зачетным. Так, вводный урок может проводиться в форме разнообразных видов лекции, заключительный — как собеседование, семинарское занятие, урок-консультация, а зачетный урок представляет собой разнообразные варианты проведения зачета.
Существуют общие закономерности проведения обобщающего урока:
- отобранный материал представляет собой опорные знания, выстроенные преподавателем по определенной системе;
- основу материала составляет внутрипредметная интеграция с последующим анализом того, как эти знания будут применяться при дальнейшем изучении материала;
- преподаватель обращает внимание студентов на те междисциплинарные знания, которые составят основу общих представлений студентов;
- в каждом таком уроке четко выделяется основная идея, которая, в свою очередь, позволит педагогу формировать у студентов профессионально направленное мышление, профессиональную позицию, отношения и установки;
- в таком уроке должна прослеживаться определенная динамика за счет комбинирования методов. Например, вначале проводится поисковая беседа путем постановки проблемных вопросов, затем идет изложение нового материала лекционным методом, а завершается все дискуссией;
- в обобщающем уроке существенную роль играют два аспекта: эмоциональный и смысловой.
Разновидностью обобщающего урока можно считать урок-консультацию. Он эффективен при подготовке к семинару или как самостоятельный вид учебного занятия. Алгоритм его проведения сводится к следующему. Студенты получают домашнее задание с системой опорных вопросов, требующих детальной проработки. Им предлагается познакомиться с дополнительной научно-методической литературой. Работа студентов фиксируется на специальной карточке. Возможны два варианта работы с карточкой: 1) студенты выписывают на карточку трудные вопросы. На учебном занятии они работают с учебником, а преподаватель обращает внимание на те вопросы, которые по какой-либо причине ускользнули от студентов; 2) карточка представляет собой таблицу:
Опорный вопрос темы | Интересующие студента вопросы | Тезисный ответ преподавателя | Дополнительная литература |
Дома студенты работают с заданной литературой, выделяют проблемные вопросы. На учебном занятии в течение 10—15 минут преподаватель группирует возникшие у студентов трудные вопросы, затем отвечает на них и дает обзор литературы, где эти вопросы освещены подробно. Затем по вопросам можно провести дискуссию или вынести их для обсуждения на семинаре или уроке-собеседовании.
Для подготовки урока-консультации студентам предлагается «Памятка» следующего содержания.
1. Тщательно изучите материал по учебнику и записям в тетрадях.
2. По интересующим вас вопросам самостоятельно подберите дополнительную литературу.
3. Выпишите интересные для вас вопросы и будьте готовы к дискуссии по ним.
4. Четко сформулируйте эти вопросы.
5. Определите, какие знания вы бы хотели еще получить от педагога по интересующей или трудной для вас теме.
Еще один вариант проведения такого урока условно можно назвать «эстафета». Урок предполагает групповую форму организации студентов, где каждой группе в составе 5 — 6 человек присваивается порядковый номер и дается задание составить и записать на отдельном листе бумаги по 10 — 30 вопросов по теме. В каждой группе выбирается ведущий — «спикер». В его задачу входит оглашение вопросов аудитории. Ход занятия напоминает эстафету. «Спикер» первой группы задает вопрос. Участники второй отвечают. Преподаватель уточняет и обобщает. Все тезисно фиксируют основные мысли ответа на бумаге. Отработанный вопрос зачеркивается. Затем «спикер» второй группы задает вопрос третьей группе и т.д.
Урок-консультация полезен преподавателю тем, что:
- в ходе него обнаруживается, какие ключевые вопросы в данной теме следует рассмотреть более детально;
- для качественных ответов приходится знакомиться с большим количеством новинок научно-методической литературы;
- карточки могут быть использованы на других учебных занятиях как раздаточный материал;
- вопросы студентов позволяют систематизировать проблемные вопросы, которые в дальнейшем могут стать основой учебных дискуссий;
- предоставляется возможность зафиксировать свое внимание на уровне развития у студентов познавательного интереса. Урок-консультация полезен студентам тем, что:
- развивает привычку задавать вопросы и искать ответы на них;
- учит работать с научно-методической литературой;
- формирует умение структурировать материал, выделяя в нем главное;
- на основе ответов педагога позволяет увидеть конкретные примеры быстрого решения учебно-практических задач;
- помогает устранить пробелы в знаниях.
Лекция.Основу традиционной лекционно-семинарской системы составляет лекция. Преподаватель профессиональной школы ориентируется на нее как на разновидность учебного занятия.
Лекция представляет собой оперативную форму научно-профессиональной информации. В этом ее большое преимущество перед учебниками. Лекция способствует формированию у обучаемых профессионально направленного мышления, переводит его с фактологического уровня на теоретико-методический, позволяет создать у студентов установку на творческое осмысление знаний.
Особенность лекции заключается в том, что, с одной стороны, характер мышления студентов в части усвоения учебной информации находится в прямой зависимости от характера мышления преподавателя, с другой — у студентов есть возможность самостоятельно домысливать учебный материал, приобретать дополнительные знания.
Известны два типа лекций.
Информационная, монологическая, лекция используется, когда материал объемен и сложен, есть дефицит учебного времени. По основным законам технологии речевого информативного воздействия построение и проведение такой лекции осуществляется как публичное выступление педагога. Проблемная как лекция «рассуждающая» предполагает диалоговый тип лекционного преподавания, предметом которого выступает вводимый лектором материал и система познавательных задач, отражающих основное содержание темы.
Разберем основные методические рекомендации по организации и проведению лекции как разновидности учебного занятия.
Лекция представляет собой определенный алгоритмизированный процесс, в котором есть лектор, т. е. тот, кто говорит; аудитория, т. е. те, кому говорит лектор; цель, т. е. зачем говорит; ситуация, т.е. место, условия, подготовка слушателей, их состояние; средства, т. е. разнообразные приемы и способы, которые использует педагог в ходе изложения учебной информации.
Успех лекции зависит от уровня владения преподавателем информацией, от общей ее организации, от коммуникативной стратегии и тактики поведения преподавателя. Информация — это то содержание, которое отражается в теме лекции, в вопросах, раскрывающих данную тему.
Содержанием конкретной темы лекции могут быть:
- фундаментальные, стержневые вопросы, которые составляют основу для самостоятельной работы студентов;
- общие представления о проблематике науки и методах исследования заявленной в теме проблемы;
- наиболее сложное содержание, которое не может быть усвоено студентами самостоятельно.
Эффективность лекции определяется тем, что преподаватель становится «авторитетным источником информации». Решение этой задачи наиболее актуально в настоящее время, поскольку доступ к мультимедийным средствам информации, большое количество разнообразной научно-методической литературы дают возможность студенту черпать информацию из разнообразных источников, и в некоторых вопросах они бывают не меньше информированы, чем сам педагог.
Лекция должна реализовывать принципы научности, информативности, развивающего обучения.
Лекционный курс не должен дублировать имеющиеся у студентов сведения из учебных пособий.
Лекция дает возможность преподавателю выступить в роли исследователя.
Вышеперечисленные тезисы ложатся в основу подбора и интерпретации преподавателем учебной информации, которая форматируется в виде текста лекции. Текст лекции носит научно-учебный характер и предполагает передачу научной информации в сжатом и систематизированном виде с доказательством ее профессиональной полезности и практической ценности для обучаемых.
Выделяют характерологические особенности научного текста. Он должен обладать логикой, доказательностью, точностью определений и формулировок, не допускать разночтения, быть эмоционально окрашенным. Он характеризуется обилием научных и профессиональных терминов, допускает повтор слов в узком контексте. В нем употребляется авторское «мы» или опускается личное местоимение, что способствует объективизации научной информации, кроме того, ему свойственно использование страдательного залога.
Текст обладает рядом присущих ему структурных свойств со своей иерархией и дескриптивной структурой. Это не просто набор слов, а описание факта, явления, понятия, свойства, действия и т.п., которые связаны друг с другом единой логикой, смыслом и в совокупности представляют собой конкретную информацию.
Текст содержит следующие информативные единицы: основная мысль текста; основные темы текста; основные факты текста, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения текста; детали и подробности текста.
Подготовка текста преподавателем включает в себя следующее:
- сжатие информации отдельных текстовых элементов;
- выделение основных теоретических положений;
- вычленение несущественной, фоновой информации;
- определение основной идеи текста;
- изложение содержания в собственной интерпретации;
- составление конспекта.
Проектирование описательного учебного текста лекции заключается в выделении методов изложения.
Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему.
Например, в начале лекции дается проблемная ситуация, затем она разбирается, делаются конкретные выводы, а в конце следуют практические рекомендации.
При дедуктивном методе изложение материала дается от общего к частному. Преподаватель выдвигает одно или несколько фундаментальных положений, а затем разъясняет их на конкретных примерах.
Метод аналогии — это сопоставление различных явлений, событий, фактов. Проводится параллель с хорошо знакомыми явлениями.
Метод разносторонней оценки показывает различные диалектические связи и противоречия между явлениями и фактами.
Метод детализации базируется на анализе факта за счет привлечения внимания к его компонентам, свойствам, признакам.
Метод обнаружения тенденций позволяет педагогу делать социально-исторический анализ фактов, явлений и указывать вероятностное направление их дальнейшего развития.
Исторический метод реализуется в изложении материала в хронологической последовательности.
Лингвистические параметры текста подчиняются следующим требованиям.
1. Текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. «Наукообразность» языка затрудняет смысл сказанного, вынуждает слушателей большую часть времени тратить на расшифровку информации, чтобы понять ее, а не на активное восприятие информации.
2. Текст лекции должен быть логичным, ясным и простым и легко передаваться вербальными средствами.
Текст лекции — это опора, которая должна естественно дополняться студентами на семинарских, практических занятиях и в самостоятельной работе.
В тексте лекции возможно использование цитат. Назначение цитат как точной и буквальной выдержки из текста — подтверждение правильности точки зрения, позиции лектора.
Стандартные требования к цитируемому материалу:
- цитата должна быть неразрывно связана с текстом, т. е. служить доказательством или подтверждением выдвинутых лектором положений;
- цитата дается точно по тексту, с теми же знаками препинания, в той же грамматической форме, что и в первоисточнике;
- пропуск слов, предложений и абзацев обозначается в цитате многоточием;
- не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест;
- в любой цитате должна быть библиографическая ссылка на источник;
- как самостоятельное предложение цитата начинается с прописной буквы;
- если текст цитаты лектор хочет передать своими словами, то делать это надо довольно точно, ссылаясь на автора текста. Речевой стандарт: «Автор (фамилия) говорил, любил повторять, что...», «У автора мы встречаем мысль о том, что...».
Существует несколько вариантов изложения научного текста. Описание представляет собой подробное и детальное изложение какого-либо психолого-педагогического явления через множество его отличительных, существенных/несущественных признаков. Содержание раскрывается через использование приемов сравнения, аналогии, противопоставления. Повествование направлено на раскрытие сущности событий, технологических процессов. Объект повествования имеет временную протяженность и временные границы, в которых он изменяется количественно и качественно. Чаще всего в виде повествования даются биографические справки, исторические рассказы, информация о смене операций в работе. С помощью рассуждения делается логический вывод в виде нового знания путем объединения нескольких мыслей. Рассуждение вводится при объяснении нового понятия, термина, выведении закона или формулы, обосновании авторской позиции.
Выделяют три фазы организации лекции: подготовка, чтение и анализ лекции.
При подготовке к лекции преподаватель:
1) составляет конспект лекции.
2) продумывает коммуникативную стратегию поведения и механизмы педагогического взаимодействия со студентами.
Конспект лекции бывает трех видов: свободным, когда материал излагается своими словами; текстуальным, когда материал берется из конкретного источника. Основу конспекта составляет тезисный предметный план. Здесь важно определить логику отбора соответствующего учебного материала: нужно выделить логическое подлежащее, т.е. ответить на вопрос «О чем пойдет речь?», логическое сказуемое, т.е. то, что будет сказано, и связку. Важно связать содержание не только с темой, но прежде всего с тем, что надо сказать о теме.
План подготовки конспекта лекции.
1. Уяснение исходных данных лекции: отбор необходимого объема учебного материала; анализ накопленной информации по теме.
2. Постановка дидактических, развивающих и воспитательных целей лекции.
3. Написание текста лекции. Редактирование текста. Языковая правка текста. Печатанье текста.
4. Подготовка демонстрационных материалов.
5. Проработка структуры лекции.
Остановимся подробно на структуре лекции, выделяя в каждом структурном элементе основные позиции, которые преподаватель должен учесть при написании конспекта и чтении лекции.
Цель-мотивация направлена на установление контакта с аудиторией, на активизацию внимания и мышления студентов, на приглашение их к творческому соучастию в обсуждении темы. Преподавателю важно подчеркнуть актуальность, значимость рассматриваемой темы для профессиональной деятельности будущих педагогов. Оглашая цель перед студентами, педагогу следует проконтролировать себя на предмет ее речевого оформления. Не следует применять сухой научный стиль изложения без обращенности к студентам.
Изложение нового материала — основная часть лекции. В конспекте сообщение новых знаний фиксируется в текстовой композиции объяснения.
На лекцию выносится наиболее важный в смысловом и структурном значении материал.
В целостном тексте учебной информации следует выделить пункты плана, по которому будет строиться объяснение. Каждый пункт плана заканчивается краткими выводами, логически подводящими к следующему.
Далее необходимо продумать систему методов для активизации студентов и осуществления так называемой обратной связи. Можно использовать элементы дискуссии, работать с высказываниями, педагогическими ситуациями. Так как вопросы — основное в системе лекционного изложения материала, то надо тщательно продумать их систему. Вопросы должны быть разнообразными. При формулировке следует избегать однотипности, например «какой, какая, какие...».
Следует обратить внимание на количество вопросов: 2 — мало, 10 — много. Каждый вопрос представляет собой цепочку посылов и следствий, предполагает конкретный ответ, который даст преподаватель или зафиксирует его как краткий вывод, обобщение.
Чтобы уйти от готового догматического и недоспускающего возражений объяснения, преподаватель фиксирует разные точки зрения исследователей.
Перед непосредственным чтением лекции преподавателю следует:
- проверить помещение для лекции: акустику зала, допустимые размеры символов на доске, действие механизмов технических средств обучения (ТСО);
- занять место у кафедры, стола, чтобы «примерить» дистанцию общения;
- обратить внимание на расстановку мебели. Тренинговые занятия, например, нельзя проводить, если студенты сидят «спина к спине».
Чтение лекции — это непосредственный акт общения преподавателя со студентами в момент передачи учебной информации.
Три аксиомы чтения лекции.
1. Надо не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца лекции.
2. Лекция пишется и проводится не для преподавателя, а для студентов.
3. Хорошая лекция похожа на хороший спектакль со своей завязкой, развитием сюжета, кульминацией, развязкой.
Для реализации вышеперечисленных постулатов преподаватель по ходу чтения лекции акцентирует внимание на своей речи, способах восприятия информации студентами, на психологизации процесса обучения.
Устное изложение лекции представляет собой речевую трансформацию письменного текста. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:
- понимали информацию;
- успевали законспектировать воспринятую информацию на слух или визуально — и не механически, а осмысленно;
- имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания».
И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора.
Речевое оформление учебной информации подчиняется ряду следующих правил.
^ Нужно соблюдать нормативность, образность, выразительность речи, интонационные связи между отдельными частями фраз, обращенность к аудитории.
^ Не следует перегружать текст длинными предложениями, насыщенными научными терминами, создающими барьер непонимания; делать произвольные паузы, не обусловленные логикой содержания, или случайные логические ударения, а также использовать так называемую многоударность, при которой ключевыми становятся не только значимые, но и все служебные слова в определении понятия.
^ Предпочтительнее использование преподавателем разговорного темпа, когда выделяется главная мысль и студенты успевают записать ее, пока педагог дает разъяснения. Но не следует говорить на ходу — источник звука перемещается и слушателям трудно его уловить и следить за ним.
Существенным в изложении лекционного материала является момент восприятия его студентами.
Здесь следует зафиксировать внимание на возможных познавательных или психологических барьерах, которые могут возникнуть у студентов по ходу лекции. Познавательные проявляются в эффекте внешнего узнавания: «Где-то что-то слышал, знаю, посещал семинары, курсы...», а психологические — в барьерах общения.
Осмысленность восприятия достигается за счет обучения студентов навыкам конспектирования: выделение абзацев; подчеркивание выводов; использование знаков привлечения внимания к важной или интересной информации; вычленение главного, опускание второстепенного; применение аббревиатуры, сокращений, схем; графическое выделение формулировок, законов, понятий, определений; использование цветового оформления записи.
Преподаватель создает условия для конспектирования, используя приемы акцентированного изложения материала: выделение темпом речи, голосом, интонацией наиболее важной информации, использование логических пауз, замедление темпа при выделении главной мысли.
Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Чтобы избежать диктовки, лектор дает установки: «Это следует записать буквально», «Сейчас можно просто послушать», «Зафиксируйте на бумаге».
Повторами и более медленным темпом речи можно выделять дидактические единицы, следить за их фиксацией. По ходу изложения материала педагог отслеживает, все ли студенты успевают записать и пишут ли вообще. Преподавателю нужно также учесть, что есть четыре стиля работы студентов на лекции: «писцы» усиленно записывают все от слова до слова; «слушатели» только слушают, иногда делают пометки; «мыслители» готовы по первому призыву педагога активно работать на лекции; «лентяи» ничего не делают сами и отвлекают других.
Легкость восприятия достигается за счет сочетания вербального, абстрактного, образного и эмоционального аспектов. Поэтому педагог как бы психологизирует процесс обучения за счет использования разнообразных интеллектуальных игр, элементов музы-котерапии, релаксационных психогимнастических упражнений, упражнений на развитие памяти и т.д. Перечисленные приемы выполняют еще и задачу управления вниманием студентов. Нужно помнить, что естественная динамика восприятия информации
колеблется в определенных временньк рамках: первые 5 минут занятия — настрой, следующие 25 — 30 — оптимальная активность внимания, далее 10—15 минут — фаза усилий, а затем фаза выраженного утомления. Для поддержания внимания нужно соблюдать и темповый режим. Восприятие знакомого слова — 1 секунда, поэтому темп изложения может колебаться от 40 — 45 до 60 — 70 слов в минуту.
Привлечь внимание студентов к получаемой информации можно с помощью приема пауз. Они делаются перед изложением главных мыслей или по ходу объяснения, если преподаватель заметил отключение внимания.
В приеме акцентирования педагог делает ударение на ключевых словах, фразах. Эффективно также менять модуляцию голоса от громкого к тихому.
Быть внимательными заставляет студентов предложение педагога задавать ему вопросы по ходу лекции. Иногда педагог задает вопросы сам себе, но как бы от лица присутствующей аудитории: «Вы хотите задать мне вопрос, в чем суть....понятия, явления... (пауза)...Я с удовольствием отвечу вам...».
Данный этап лекции весьма сложен, поскольку педагогу надо концентрироваться одновременно на нескольких задачах: удерживать логику изложения учебной информации, реагировать на малейшие отклонения от конспекта, наблюдать за состоянием аудитории, рефлексировать свое собственное состояние. Чтобы все это реализовать, педагогу лучше иметь при себе модель конструкции конспекта лекции и работы с ней: учебная информация—определяемая проблема—разрешение (поиск истины) —закрепление через взаимосвязь теории и практики —возможный вывод—предопределение следующей темы.
Заключение лекции проводится в виде обобщения полученной информации. Это краткое акцентирование внимания студентов на главной мысли лекции в виде тезисов, выводов, заключения; это переход к тому, что будут обсуждать студенты на следующей лекции. Обобщение проводит преподаватель, так как объемный материал лекции студенты чаще всего воспринимают на репродуктивном уровне.
На лекционном занятии происходит двойная трансформация информации: текст лекции -> речь лектора -> текст студенческих конспектов. В этой связи в конце лекции целесообразно проверить выборочно несколько конспектов, сравнив их друг с другом, с авторским текстом лекции, установив степень адекватности учебной информации. Если ключевая информация, содержащаяся в авторском и студенческом вариантах текста, совпадает, значит, педагогическая цель лекции достигнута.
Для активного закрепления лекционного материала в домашней работе преподаватель может предложить студентам ряд заданий, имеющих двоякую цель: активизацию восприятия полученной информации и формирование навыков самоорганизации.
Пример: задание «Рабочие листы».
Суть задания: на чистом листе фиксируется само задание в лаконичной и понятной форме. Затем постепенно на лист выносится содержание каждого этапа выполнения задания.
1-й этап. Поиск фактов. Какие данные нужны для выполнения задания? Какой информации не хватает? Где следует искать недостающие факты?
2-й этап. Поиск проблемных точек в выполнении задания. Здесь фиксируются направление движения к решению, причины, по которым проблема не может быть решена сразу, трудности в реализации.
3-й этап. Поиск идей. Записываются любые идеи, направленные на решение проблемного задания, независимо от возможностей их реализации, без критической оценки.
4-й этап. Поиск решений осуществляется за счет анализа выдвинутых идей и предложения поиска проблемы, которую необходимо решить.
5-й этап. Поиск приложения этих проблем. Предложения, отобранные на предыдущем этапе, соотносятся с конкретными условиями реализации. Работа студентов фиксируется на специальном бланке.
I
Формулировка задания | Содержание задания |
Поиск фактов | |
Выделение проблемных точек в выполнении задания | |
Поиск решения | |
Поиск приложения этих проблем |
В конце лекции рекомендуется давать упражнение «Чему я научился?
Его цели: рефлексия работы студентов на лекции, получение обратной связи о содержании учебной информации и степени усвоения ее студентами.
Задание состоит в том, чтобы дописать неоконченное предложение.
^ Я научился..,.
^ Я узнал, что....
^ Я нашел подтверждение тому, что...
^ Я обнаружил, что....
^ Я был удивлен тем, что....
^ Мне нравится, что...
•/ Я был разочарован тем, что...
•/ Самым важным для меня было...
Участникам предлагается дописать по выбору любое из представленных предложений или написать свой вариант.
При анализе результатов выделяются позитивные моменты, связанные с приобретением нового опыта в процессе обучения на данной лекции.