Социально-личностное развитие. О развитии социальной компетентности ребенка, его умении понима-г других людей (близких взрослых, сверстников) и самого себя

О развитии социальной компетентности ребенка, его умении понима-г других людей (близких взрослых, сверстников) и самого себя, способности уста­навливать контакты, ориентироваться в мире человеческих отношений можно

судить по следующим показателям: ребенок не теряется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих воз­можностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрос­лыми. Он умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально развитый ребенок старается избежать нежелательного обще-ния. Он чувствует свое место в обществе, понимая разный характер отношения к нему окружающих, может регулировать свое поведение и способы общения.

Показатели социального развития отнесены к разделам: общение со взрос­лыми, сверстниками, эмоционально-волевая регуляция поведения, представле­ние ребенка о себе и отношение к себе.

♦ Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми

Данный показатель развития можно проследить в различных ситуациях об­щения ребенка со взрослыми в повседневной жизни в детском саду: в ходе игр и других видов деятельности, экскурсий по детскому саду, посещения меди­цинского кабинета, во время праздников и т.д. Например, на прогулке ребенок предлагает взрослому посмотреть, как он катается на лыжах, велосипеде, обра­щается за поддержкой («А правда, я хорошо катаюсь?»), показывает, какую фи­гуру он слепил из снега, обращается за помощью в случае затруднения. Придя в группу с индивидуального музыкального занятия, передает воспитателю со­общение музыкального руководителя, во время праздника приглашает взрос­лого (маму, бабушку, воспитателя) на танец, игру.

«Достаточный» уровень — развитие соответствует возрастным возможностям, если ребенок вступает в общение со знакомыми взрослыми: педагогами, медсе­строй, другими работниками данного детского сада, гостями (например, учителя­ми соседней школы, которые часто приходят в сад), родителями сверстников своей группы по собственной инициативе и в ответ на их обращения, проявляет готовность и способность разговаривать доброжелательным тоном, слышать и слушать взрослого, поддерживать тему разговора, возникшего по его инициативе (например, о предстоящем поступлении в школу, недавней экскурсии, празднике и т.д.), ответить на вопрос, отозваться на просьбу, предложение взрослого (на­пример, по просьбе мамы позвать воспитателя, передать сообщение воспитателя логопеду, просьбу музыкального руководителя родителям и т.д.).

Уровень, «близкий к достаточному», — перечисленные выше показатели слабо выражены. Например, ребенок теряется, нервничает, когда к нему обращается взрослый, затрудняется ответить на его вопрос, выполнить просьбу.

«Недостаточный» уровень — отсутствует интерес к общению и совместной деятельности со взрослыми, несмотря на специально принятые меры (индиви­дуальная работа в группе, занятия с психологом и т.д.).

♦ Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входит в разнообразные объединения по интересам)

«Достаточный» уровень — развитие соответствует возрастным возможнос­тям, если ребенок большую часть времени, предоставленного в детском саду для самостоятельных игр и других видов деятельности, общается с детьми сво­ей группы: проявляет устойчивое стремление участвовать в каком-либо деле (игре, продуктивной деятельности) из интереса к самой деятельности и свер­стникам-партнерам, сочетает парную дружбу с широким товариществом. В круг его общения входят 6—10 детей группы. Владеет этически ценными способами

общения (обычно разговаривает в доброжелательной форме, может учитывать интересы и потребности других детей, считается с их мнением). Часто такой ребенок пользуется любовью и симпатией сверстников, они отдают ему пред­почтения в игре и других видах деятельности.

Уровень, «близкий к достаточному», — ребенок чаще наблюдает за играми детей со стороны, активно не проявляя потребности в общении с ними, вступа­ет в непродолжительный контакт со сверстниками по их инициативе. Это мо­жет быть связано с тем, что ребенок не умеет развить игру (игровые переиме­нования предметов, ролевое поведение и др.) и (или) умением строить взаи­моотношения со сверстниками на равноправной основе.

«Недостаточный» уровень — развитие ниже возрастных возможностей, ког­да ребенок уходит от общения со сверстниками, отгораживается от них, боль­шую часть времени проводит в одиночку, не входит ни в одно из устойчивых игровых объединений в группе.

Данные по этому показателю могут быть получены в ходе наблюдений за детьми во время самостоятельных игр в групповой комнате и на участке дет­ского сада.

♦ Чувствует настроение близких взрослых и сверстников «Достаточный» уровень — ребенок может заметить эмоциональное состояние

близкого взрослого и сверстника (радость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, страх, тревожность, гнев, злость), способен понять причину изменения настроения, уви­деть связь между поведением взрослых или детей и их эмоциональным состояни­ем (грустный, унылый — кто-то обидел, плохо чувствует себя, устал).

Уровень, «близкий к достаточному», — не проявляет устойчивого интереса к эмоциональному миру другого человека, редко замечает изменение настроения, ориентируется главным образом на содержание самой деятельности (игровой продуктивной и др.).

«Недостаточный» уровень — не проявляет интереса к эмоциональному со­стоянию другого человека (взрослого и сверстника), весь сосредоточен на себе, собственных переживаниях и своей деятельности, не понимает эмоционально­го контекста ситуации взаимодействия, не чувствует характера отношения к себе окружающих людей.

♦ Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднены.' Стремление ребенка получить помощь и оказать ее можно проследить в мно­гочисленных естественно возникающих в группе детского сада ситуациях. Напри­мер, при одевании на прогулку выясняется, что у мальчика куда-то задевалась варежка, шапка, ребенок плачет, просит о помощи. По реакции детей можно опре­делить их готовность и способность включиться в поиск, помочь, утешить. Готов­ность помочь проявляется также в ситуациях коллективного выполнения задания по изобразительной деятельности, конструированию. Например, при выполнение задания один из детей не знает, как сконструировать самолетик из бумаги, затруд­няет»: вырезать необходимую для общей работы деталь. По поведению друпи детей видно отношение каждого ребенка к трудностям сверстника, желание под­держать его или, наоборот, посмеяться, огорчить, усилить тревожность.

«Достаточный» уровень — ребенок проявляет готовность посочувствовать, по жалеть, утешить, в случае, если другой человек чем-то расстроен, огорчен, копи видит, что взрослому или сверстнику требуются поддержка, помощь. Например, две девочки бежали, нечаянно столкнулись и ударились лбами. Одна из них заплакал

лошла к окну — дети подошли, обняли ее, что-то шепчут на ухо, гладят по плечу. Когда ребенок старается помочь по собственной инициативе или в ответ на просьбу, способен даже привлечь внимание других детей к эмоциональному состоянию сверстника. Например, девочка обращается к двум другим детям («Что же вы тут сидите, играете, а Костя там один — грустно ему. Примите его, пожалуйста»).

Уровень, «близкий к достаточному», — не замечает трудностей, возникших перед другим человеком, по собственной инициативе не предлагает помощи, но иногда может оказать ее в ответ на просьбу другого. При этом не выражает явного желания помочь, а делает это скорее по необходимости или из-за бояз­ни получить отрицательную оценку взрослого (например, соглашается принять з игру сверстника, чтобы не получить неодобрения воспитателя).

«Недостаточный» уровень — развитие ниже возрастных возможностей от­мечается, если ребенок эмоционально глух к горестям и радостям другого че­ловека, не проявляет интереса к его переживаниям, не предлагает свою помощь, когда другому она действительно необходима (нести большой короб с игруш­ками, подержать дверь, помочь одеться малышам, поиграть с ними и т.д.).

♦ Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил

В основе социального поведения лежат общечеловеческие и национальные нравственные ценности, нормы и правила. В группе детского сада существуют правила, установленные самими детьми. Это, к примеру, право первенства на пользование игрушкой («Я первый взял эту машину, а он отбирает»). Это также право на владение территорией, местом для игры, право на собственность («Моя кукла — я ее из дома принесла»), равенство всех членов группы при получении общих благ, право охраны ребенком своей деятельности и ее результатов, право на обособление в игре, необратимость закона дарения («Она сама мне подари­ла, а теперь хочет забрать») и др.

«Достаточный» уровень — ребенок строит свое поведение в соответствии с социально принятыми и одобряемыми в данной группе детского сада правилами, может разрешать возникающие конфликты путем переговоров, найти конструк­тивные выходы из затруднительных ситуаций, сдерживать свой гнев, злость, слезы в ситуациях, которые могут провоцировать на проявление физической и других видов агрессии* (например, ребенок строит из кубиков, а кто-то из детей без разрешения забирает у него нужные детали), страха, тревожности, деструктивного поведения, умеет погасить агрессию сверстников, успокоить их. Высказывая просьбы, поручения, предложения, называет другого человека по имени, смотрит в глаза, обращается в доброжелательной форме, тактично принимает отказ, несогласие, оставляя за партнером право выбора и самостоятельного принятия решения.

У этих детей может наблюдаться агрессивное поведение с целью защитить себя или товарища от другого человека, а также в случае нарушений сверстни­ком правил, установленных самими детьми в группе детского сада.

В совместной деятельности (игре, конструировании) способен согласовы­вать собственные замыслы с планами и замыслами сверстника, при этом ста­рается учесть его мнение, интересы («Ты согласен, если...», «Договорились?», «Давай так!», «Не будешь обижаться?», «Ты доволен?», «А если нам...»).

__________

* Физическая агрессия: бьет руками, ногами, предметом другого человека; толкает, царапает, кусает, таскает за волосы, за одежду, плюет, пачкает одежду сверстника; вер­бальная — обзывается, дразнит, злорадствует, насмехается, угрожает, использует повы­шенный тон речи, крик, угрожающую интонацию и т.д.; другие виды агрессии: строит рожи, показывает язык и т.д.

Уровень, «близкий к достаточному», — затрудняется в совместной деятель­ности согласовать свои действия с действиями другого, объединять усилия, до­говариваться. Социально одобряемые способы выражения эмоций неустойчи­вы, в конфликтных ситуациях часто проявляется агрессия, например, из-за стрем­ления к самоутверждению, соперничества и нежелания уступить первенство («Я обогнал его, а он стукнул»), из-за неуспеха в деятельности или ее прерыва­ния («Мы с Наташей хорошо играли, а Лена пришла, и нам все испортила»).

«Недостаточный» уровень — практически во всех конфликтных ситуациях общения с другими людьми или в ситуациях затруднений при выполнении заданий не может сдержать агрессивных проявлений, хочет выразить свое эмо­циональное неблагополучие, снять собственное психическое напряжение, до­саждая другим («Я нарочно ударил — хотел посмотреть, как она плачет», «Так просто стукнул — скучно»).

Данные о способах выражения гнева, страха и других эмоций, а также дан­ные о способах взаимодействия могут быть получены воспитателем в течение года в ходе наблюдений за детьми в различных видах деятельности.

♦ Имеет представление о себе и своих возможностях

«Достаточный» уровень — развитие соответствует возрастным возможнос­тям, если ребенок умеет прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние («Я рад», «Я доволен», «Мне весело», «Я рассержен». «Я огорчен», «Мне грустно», «Мне страшно» и т.д.), в некоторых ситуациях общения проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и свер­стниками. Может с помощью социально принятых способов общения защи­тить себя, проявить чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Проявляет потребность в самоутверждении («Я могу!») и признании окружа­ющими людьми («Я хороший!»), потребность в самостоятельности («Я сам!»).

Ребенок способен осознать отношение к себе окружающих («Олег мен* любит: дает игрушки, угощает»). Может сказать, кто из детей группы захочет пригласить его вместе поиграть, порисовать и почему. Называет детей, которые не выразят желания играть с ним, вместе заниматься каким-либо интересным делом, рисовать.

Достаточно адекватно, точно оценивает свои возможности в различных ви­дах деятельности («Умею интересные игры придумывать», «Хорошо строю» «Плохо рисую»).

Уровень, «близкий к достаточному», — не всегда верно оценивает отноше­ние к нему других людей и дифференцирует эмоциональные состояния, имеет недостаточно четкие представления о своих возможностях.

«Недостаточный» уровень — не осознает разный характер отношения к нею других людей, имеет низкую самооценку личностных качеств и достижений • различных видах деятельности.

Чтобы получить данные по этому показателю, рекомендуется спросить ре­бенка об отношении к нему детей группы, обсудить вопросы: «Кто из дета-любит играть (рисовать) с тобой и почему? Как ты думаешь, кто из детей нашей группы хочет учиться с тобой в одном классе?» и т.д.).

♦ Может самостоятельно реализовывать собственные замыслы в игре Показатели развития самодеятельной сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.

«Достаточный» уровень — ребенок проявляет инициативу в развертывании :«ы и сюжета игры, самостоятельной реализации своих замыслов, участвует в многостороннем игровом взаимодействии с тремя и более детьми, осуществля-п игровые замещения на уровне действий, предметов, событий с использова­нием модульной игровой среды. Игровая речь представляет собой диалогичес-с.ю ролевую «беседу».

Уровень, «близкий к достаточному», — предпочитает играть вдвоем, осуще-гтвляя парное игровое взаимодействие, иногда пассивно включается в круг летей, взаимодействующих в сюжетно-ролевой игре. Игровое замещение осу-_еетвляет только на уровне использования игрушек и предметов-заместите-:ей. модульную среду не использует, ролевые высказывания носят монологи­ческий характер, в игровые диалоги вступает редко.

«Недостаточный» уровень — в игре пассивен, безынициативен, игровые за­мещения на уровне игры с игрушками. Ролевые реплики монологического ха-ракгера. Не вступает в ролевой диалог с играющими.

Наши рекомендации