Оборудование. Картинка с изображением парохода и лодки, плывущих по реке.

Содержание. Показывая картинку, воспитатель говорит:

— Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал: «ы-ы-ы...»

Как загудел пароход?

• Дети произносят: «ы-ы-ы.~»

Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: «ы-ы-ы...» Как пароход дает сигнал?

• Дети произносят: «ы-ы-ы...»

Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку... Воспитатель читает четверостишие:

Вышел дым из трубы, Встал над крышей на дыбы. Вырос выше облаков — И упал, и был таков.

При чтении во второй раз интонационно звук Ы выделяется, а детям предлагается запомнить слова с этим звуком и затем произнести их.

— Пожалуйста, вспомните, в каких словах этот звук слышится в середине слова (лыжи, мыши, рыба, дым, сын, мыло, малыш, камыш и др.); в конце (вилы, рамы, сады, слоны, грибы, часы).





2. Анализ буквы Ы. Рассматриваются элементы буквы, буква «прописывается» в воздухе.

А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы!

Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо.

— На какой инструмент похожа эта буква?

Загадки

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое — скорей догадайтесь.

И знайте: большая была бы беда,

Когда бы не я да вода:

На грязной, немытой шее

У вас жили бы гадкие змеи

И ядовитыми жалами

Кололи бы вас, как кинжалами.

И в каждом невымытом ухе

Засели бы злые лягухи,

И если б вы, бедные, плакали,

Они бы смеялись и квакали.

Вот, милые дети, какая беда

Была бы, когда бы не я да вода.

Берите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое — скорей догадайтесь.

(Мыло)

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне.

(Мыло)

3. Работа по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению. Разбор слова мыло.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз — наклон

И два — наклон, Зашумел листвою клен.

Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

раз __ присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

Соответствующие движения.

— ОСЫ;

4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Из букв разрезной азбуки составить слова: ОСА МАЛ — МАЛЫ; СОМ - СОМЫ; МОХ.

Загадка

Мягок, а не пух, Зелен, а не трава.

(Мох)

5. Игра «Капитаны».

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении и

чтении слогов.

Оборудование. Рисунок, изображающий берег моря, два ко­раблика, буквы большого формата.

Содержание. На «берегу моря» устанавливаются гласные бук­вы — порты. Дети-капитаны, держа в руках кораблики с при­крепленными согласными буквами (начальными буквами назва­ний кораблей), подводят кораблики, каждый к своему порту — гласной букве, и читают при этом получившийся прямой слог. Например: МА... И т.д.

6. Итоги занятия.





КОНСПЕКТ 16

Тема. Согласный звук Н(Н'), буква Н.

1. Характеристика звука Н (Н'). При произнесении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому звук называется носовым. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами. Звук может быть мягким .(Н') и твердым (Н).

— Как вы думаете, какой это звук — гласный или согласный?

• Дети доказывают, что звук Н — согласный.

1.1. Место звука в трех позициях (примеры приводят дети вместе с воспитателем):

— в начале слова: насекомое, няня, насморк, нож, Нина, 1
Наташа, Николай, новый;

— в середине: санки, банки, коньки, луна, Лена, Инна, Ваня, ]
Аня, Анна;

— в конце: сон, сын, конь, патрон, экран, медальон, слон,
огонь.

Загадки

Инструмент бывалый — Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижет.

(Ножницы)

Долговязый, голубоглазый, В поле вырастает, Нас одевает.

(Лен)

• Показать детям лен (любая наглядность).

Возле пальмы водяной

Нам прохладно в летний зной.

(Фонтан)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос)

1.2. Звуковой анализ слова НОС.

• В слове три звука, один слог.

2. Анализ буквы Н.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

• Дети анализируют букву Н, сравнивают ее, с буквой А,
определяют сходство с лесенкой, «прорисовывают» ее в воз­
духе.

2Л. Воспитатель читает стихотворение «Буква Н» С.Я.Мар­шака.

Ты букву Н найдешь в свинце, И в никеле, и в цинке. Найдешь в начале и в конце, А также в серединке.

Найдешь и в солнце, и в луне, И в синем океане. Найдешь и в полной тишине, Ив звонком барабане.

Не может быть без буквы Н У бочки дна, у дома стен.

• Интонационно .звук Н выделяется, а детям предлагается
запомнить слова с этим звуком. Ответы поощряются фиш­
ками.

2.2. Дети определяют на слух количество слогов в словах: ум, умна; наш, наша.

3. Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до
целого слова.

НА АН НО ОН НУ УН

Примечание. В словах эти слоги могут быть не только первыми, но и вторыми, третьими. Главное — интонационно их выделять. Например: вороННА, слоООН и т. д.

Физкультминутка

Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладоши — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! По коленочкам ударим — Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились.

Соответствующие движения.

4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. (Задание
получает каждый ребенок. Например: «Ты составишь слово СОМ,
ты — СОМЫ». И т.д.)

Составить слова:

— из слогов: — из букв:

МАЛЫ СЫН

НОСЫ СОН

СОМЫ НОС

ЛУНА ЛОМ

ШУМЫ ШУМ

СУШУ Придумать предложение с составленным словом.

• Правильно выполненные задания поощряются фишками или чем-то другим.

Загадка-шутка:

Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?

(Нисколько. Воробей прыгает» а не шагает.)

5. Лексическая игра «Кому это нужно?»

______________ •_______ ._____________ .________________ 61

Дидактическая задача. Учитьдетей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профес­сии предметы.

Содержание.Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что нужно врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нуж­ные предметы.

Вариант. Воспитатель показывает одну за другой несколь­ко картинок с изображением орудий труда и инструментов. Дети должны назвать их, сказать, что ими делают и кто их использует в работе.

6. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 17

Тема.Закрепление звука Н (Н'), буквы Н. Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения.

1. Звуковой и слоговой анализ слова насосв игре «Вместе
составим слово».

Содержание.Детям раздаются буквы большого формата для составления слова насос.Затем воспитатель говорит: «Н, иди сюда. А, иди сюда. С, иди сюда». И т.д. Дети составляют слово на фланелеграфе.

— Сколько букв в слове?

— Сколько слогов? Первый слог? Второй слог?

— Прошагайте это слово.

— Составьте предложение с этим словом.

— Сколько в предложении слов? Первое слово? Второе слово?
—- Расширьте это предложение.

— Какие новые слова можно составить из букв этого слова?

• СОЯ, ЯОС, ОСА.

УСЫ САША МАША ' САМА САЛО МЫЛО НОША и др.

2. Чтение слоговой таблицы, а затем слов.

СА МА
НО ША
У СЫ
ЛО МЫ





3. Восклицательный и вопросительный знаки в конце пред* ложения. (Повторить значение точки.)

Цель.Показать изменение смысла предложения от знака, который стоит в его конце. Сравнить предложения:

У мамы Саша. У мамы Саша! У мамы Саша?

— Чем похожи предложения? Чем они отличаются?

Загадка

Точки, палочки, крючки... Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения!

(Знаки.?!.)

Восклицательный знак:

Бурным чувствам нет конца.

Пылкий нрав у молодца! Вопросительный знак:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом. Точка:

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

• Дети придумывают предложения и произносят их с различ­ной интонацией. Изображают предложения схемой.

Физкультминутка

— Изобразите эти действия:

Подбрось и поймай мяч.

Наколи дров.

Обстругай доску рубанком.

Заточи карандаш.

Перелей воду из одного стакана в другой.

Плесни водой из стакана.

И т.д.

4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составле­
ние слов:

— с наращиванием:

УМ — УМНА НАШ — НАША

— с добавлением буквы:

СОН — СЛОН

5. Лексическая игра «Найди подходящее слово».
Дидактическая задача. Вводить в активный словарь детей

слова, относящиеся к одной части речи (существительные, при­лагательные).

Содержание. Воспитатель произносит часть предложения, а дети должны закончить его. Например: Маме купили платье, костюм... и т. д.; На клумбе растут красные,..., ... и т. д. цветы.

6. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 18

Тема. Звук Р (Р'), буква Р, р. 1. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорка

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

2. Интонационное выделение звука Р в игре «Назови слова».
Воспитатель дает образец произнесения слов: ррак, морроже-

ное, самоварр и др.

Дети называют слова: ррама, моторр, горра, маррка, кррыш-ка, ррука, парровоз, рроза, грроза и т. д. Сами определяют место данного звука (в начале, в середине, в конце слова). За каждое названное слово ребенок получает фишку. С некоторыми словами составляются предложения.

3. Артикуляция звука Р. Язык находится за верхними зубами.
Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно
подуть на его кончик. Улыбнитесь!






Загадка

За горами, за полями, За высокими лесами Хищник-ворище Ночами рыщет, Добычу ищет, Зубами щелк. Кто это?..

(Волк)

— Давайте, ребята, порычим, как серый волк: р-р-р. 4. Анализ буквы Р.

Загадка

Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется.

(Топор)

Дрожу от страха до сих пор! — Воскликнуло полено, — Похожа буква на топор! Расколет непременно!

• Показ буквы. Буква Р состоит из палочки, к которой присо­единяется полукруг (полумесяц). Дети «прорисовывают» букву в воздухе.

5. Чтение слогов с договариванием до целого слова по азбуке большого формата.

АРбуз ОРлик УРна
АР ОР УР
РА РО РУ

РАма

РОма, РОза РУка

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два».

Соответствующие движения.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

« Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»

Легкие.движения кистей рук. Кисти быстро отскакивают от воображаемой машинки вместе со звуком на ударной гласной. Темп возрастающий.

6. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составить
слова:

— из слогов: ЛУНА, РАМА, ШУРА, ЛАРА, МАРА;

— из букв: ШАР, СОР, СОМ, СЫР.

7. Подвижная игра «Вороны».

Содержание.Дети делятся на три группы. В одной группе они изображают елочку: становятся в круг и, опустив руки, говорят:

«Как под елочкой зеленой

скачут, каркают вороны».

Во второй — изображают ворон: прыгают в круг и каркают:

«Кар-кар-кар...» Первая группа детей хором говорит:

«Из-за корочки подрались, во все горло раскричались».

Вторая группа (в кругу) каркает. Первая группа хором говорит:

«Вот собаки прибегают, И вороны улетают».

В круг вбегает третья группа — дети, изображающие собак; с рычанием: «ррр...» — они гоняются за «воронами», которые улета­ют в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становят­ся «собаками». Дети меняются местами, и игра продолжается.

• Игру закрепить на прогулке.

8. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 19

Тема.Закрепление звука Р (Р') и буквы Р. Написание большой буквы в именах людей.

1. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорка

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

Скороговорка читается в форме диалога между мальчиками и девочками.

2. Определение места звука в словах.

— Назовите окружающие предметы со звуком Р. (Например:
аквариум, роза, рама, матрешка и др.)

• Подбираются предметные картинки со звуком Р и без него. Глядя на картинку, дети хлопают в ладоши, если в названии изображенного предмета есть звук Р.

3. Учим пословицу. Первый блин комом.

— Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (приго­
рает). Но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешано тесто,
прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Эта посло­
вица говорится, когда неудачно начинается новое, трудное дело.

4. Чтение трехбуквенных слов по подвижной азбуке: ХОР,
СОР, ШАР, СОН, НОС.

Анализ в сравнении пар слов на определение количества слогов: ШАР — ШАРЫ. Составление предложений.

Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка. Занимай свои места: Раз — присели, два — привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали —

Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч.

Соответствующие движения.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Задание
проводится в игровой форме. Сюрпризный момент.

В гости к ребятам приходит любой сказочный персонаж, например Красная Шапочка. В руке у нее конверт. На листочках написаны имена детей: МАША, САША, РОМА, ШУРА, ЛУША. Каждый ребенок вытаскивает бумажку с именем, он должен прочитать имя, затем бумажку отложить и из слогов составить это имя. (Большая буква в именах собственных.)

• Поощрение в любой форме.

6. Грамматическая игра «Что мы видим на картине?»
Дидактическая задача.Развивать умение составлять предло­
жения с опорой на картину; учить дополнять простые нераспро­
страненные предложения.

Оборудование.Сюжетные картинки на выбор воспитателя («В детском саду», «Уборка урожая» и др. Можно использовать репродукции картин известных художников.)

Содержание.Воспитатель показывает детям картинку и со­ставляет по ней простое нераспространенное предложение: Маша идет.Ребенок должен повторить фразу и добавить к ней одно-два слова, например: Маша идет на прогулку.Следующий участник добавляет еще: Маша идет на прогулку с собакой.

7. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 20

Тема.Сопоставление звуков Р и Л. 1. Артикуляционная гимнастика.,

Скороговорка

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы три недели Карамель на мели ели.





— Что общего между звуками Р и Л? Чем они отличаются?

• Когда произносим звук Р, кончик языка дрожит, когда про­износим Л, кончик языка прижат к верхним зубам.

2. Выделение звука Л при чтении четверостишия и загадки.

Все бело, бело, бело. Много снега намело. Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки!

Лежало одеяло Мягкое, белое. Солнце припекло — Одеяло утекло.

(Снег)

3. Выделение звука Р в загадке:

У конька, у горбунка Деревянные бока. У него из-под копыт Стружка белая летит.

(Рубанок)

Ш Показать инструмент. Объяснить его назначение, если дети затрудняются с ответом.

4. Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке с
договариванием до целого слова.

АР ОР УР ЫР
РА РО РУ РЫ
АЛ ОЛ ЛУ

ЛА

ло

УЛ

лы

НОРА РАМА МАЛЫ ШУРА НОРЫ МАРА

5. Чтение слогов, а затем слов из них по слоговой таблице с буквами большого формата.

РА ШУ
НО РЫ
ЛЫ МА

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскочу.

Не поеду — полечу.

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок.

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (2 раза)

И. п. стоя. Руки за спиной сцеплены в замок; ритмичные поочередные поднимания согнутых в колене ног; покачивания головой; подскоки на месте, руки полусогнуты в локтях перед собой.

6. Индивидуальная работа с разрезными азбуками.

Загадка

Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем — Ищем, ищем, не найдем.

(Роса)

• Дети из слогов составляют отгадку. Сделать акцент на ударение в словах: роса — росы.

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)

7. Анализ слова сосна.

— Сколько в слове звуков? букв?

— Сколько в слове слогов?

— Назовите первый слог, второй.





• Составляется простое предложение с данным словом. Пред­ложение расширить. Показ репродукции с картины И.И.Шишкина «Рожь».

8. Самостоятельная работа. Составление трехбуквенных слов:

ЛОМ СОМ САМ СОН НОС МАЛ

ШУМ ХОР СОР СЫР ШАР МЫЛ

9. Фонетическая игра «Сколько звуков услышали?»
Дидактическая задача. Развивать фонематический слух де­
тей; формировать умение различать звук и прямой слог.

Содержание. Воспитатель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги. Например: а, л, р, на, су и т.д. Услышав один звук, дети ставят на локоток одну руку; услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии.

10. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 21

Тема. Обобщение пройденного. Гласные звуки: А, У, О, Ы; согласные звуки: М (М'), С (С'), X (X'), Ш, Л (Л'), Н (Н'), Р (Р'). Интонационные знаки в конце предложения.

1. Анализ гласных и согласных звуков.

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

— Чем отличается звук от буквы?

2. Фонетическое упражнение «Какой звук?»
Дидактическая задача. Развивать умение различать гласные

и согласные звуки; фиксировать звуки речи значками, фишками.

Оборудование. Фишки красного и синего цвета у каждого ребенка.

Содержание. Воспитатель вперемешку называет гласные и согласные звуки (или показывает буквы), а дети поднимают соответствующую фишку: на гласный звук — красную, на со­гласный — синюю.

Аналогичным образом в игре «Твердый или мящий» закреп­ляются знания о мягких и твердых согласных.

Содержание. Воспитатель попарно называет слова с мягким и твердым согласным звуком в любой позиции. Синие фишки — твердый звук; красные — мягкий. Например: мама, мясо; васи­лек, косынка; усы, усики; сухари; хижина (дом); лыжи, Лиза; корыто, Рита и др.

3. Интонационный знак в конце предложения (точка, воскли­
цательный знак, вопросительный знак).

Оборудование. У каждого ребенка по три карточки — с точкой, вопросительным знаком и восклицательным знаком.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова * Дядя Степа — милиционер»:

Кто не знает дядю Степу? Дядя Степа всем знаком! Знают все, что дядя Степа Был когда-то моряком.

• Отрывок читается дважды с соответствующей интонацией.

Воспитатель просит детей поднять соответствующий интона­ции знак.

— Кто не знает дядю Степу?

• Дети показывают вопросительный знак.

— Дядя Степа всем знаком!

• Показывают восклицательный знак. И т.д.

Дети составляют предложения.

• Важно произносить одно и то же предложение с разной
интонацией и обратить еще раз внимание на то, как изме­
няется смысл сказанного. Например:

Вася пришел. (Сообщение) Вася пришел! (Восторг, радость) Вася пришел? (Вопрос)

4. Чтение слогов по таблице, а затем составление слов. Эта
часть занятия хорошо проходит в игровой форме, когда один из
детей вызывается к фланелеграфу и указкой показывает слоги,
а все дети дружно их читают. Воспитатель поощряет и показы­
вающего слоги, и детей, отвечающих хором.






сы хо РА
РО мл ЛУ
СУ ШУ НА
но УМ ША

УСЫРО НОСЫ
ЛУНА ШУРА^
1 НОШУ СУШУ
СУХО НОРА
НОША МАША
ЛУША РАНО
РОМА _УМНА РАНА

— Голосок «спит», стенки «домика» не дрожат.

• Тыльная сторона ладони прикладывается к горлу. Дети убеж­даются в правильности определения.

2. Место звука в словах река, корзина.

Дети приводят примеры слов с данным звуком в трех пози­циях, называют имена и фамилии, в которых присутствует звук К. Например: Катя, Кирилл, Соколов и др.

3. Анализ слова мак.



Физкультминутка

Мы читали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали — раз, два, три.

Ножками потопали — раз, два, три.

Несколько упражнений для снятия мышечного тонуса. Напри­мер: медленно вращать головой; помахать руками, как бабоч­ка крылышками, и др.

5. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составле­
ние названного слова из слогов.

6. Дидактическая игра «Угадай, что спрятано?»
Дидактическая задача.Учить детей умению представлять

предметы по их словесному описанию и давать описание разных предметов.

Содержание.Сначала воспитатель, а затем и дети прячут в 4волшебную» коробочку предмет и описывают его. Дети должны отгадать предмет. Можно использовать загадки как один из вариантов игры.

7. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 22

Тема.Звук К (К'), буква К.

1. Анализ звука. При произнесении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов; К' отличается от К тем, что губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы. Звук произносится тихо и называется глухим. Его нельзя тянуть.

Загадка

Вот шершавый стебелек, В середине — уголек, Лепестки блестят, как лак, — Распустился красный...

(Мак)

• Сопровождается предметной картинкой.

— Сколько звуков мы слышим в этом слове? Какими буквами
они обозначаются?

— Сколько в слове слогов? Как догадались?

• Далее идет характеристика каждого звука.

• На фланелеграфе это слово представлено буквами большого
формата.

— Какой звук можно произнести громко, сказать тихо, спеть,
протянуть?

• Ответы детей (гласный А).

Интонационно выделяя звук А, воспитатель задерживает указ­ку под второй буквой. Дети долго тянут звук А, убеждаясь, что во рту ничего не мешает, воздух идет свободно, звук произносится полным голосом.

Затем воспитатель предлагает проверить, как произносятся звуки М и К:

— Произносить М нам помогают губы, а произносить звук К
помогает язык.

• Дети приходят к выводу, что К — согласный звук: его нельзя
тянуть и произнести громко.






3. Анализ буквы К.

Кто отправился в полет, В клюве веточку несет?

В. Степанов

Ш Воспитатель показывает элементы буквы К. Дети в воздухе повторяют движения воспитателя.

— Какой звук в словах стихотворения повторялся чаще дру­гих? Назвать слова со звуком К:

Кот копеек накопил, Кошке козочку купил, А козе капустки, Кочанчики хрустки. Будет козочка крепка, Кошке даст молока.

Физкультминутка

Ходит по двору индюк.

Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног.

Пролетел над полем жук.

Махи руками.

По цветку ползет паук,

Шаги с движением рук вперед и к груди.

Обломал он старый сук.

Присесть, хлопок.

4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составле­
ние из букв слов мышка, камыш.

• Затем дети произносят анаграмму (т.е. скажешь слово — * слышишь два). Слово «мышка» произносится быстро несколь­ко раз, и только тогда дети слышат этот «фокус».

Загадки

Кто два раза на свет родится?

(Птицы)

Что всего на свете мягче?

(Руки)

• Составляем слово РУКА

Белая водица Всем нам пригодится. Из водицы белой Все что хочешь делай: Сливки, простоквашу, Масло в нашу кашу, Творожок на пирожок, Кушай, Ванюшка-дружок! Ешь да пей, гостям налей И коту не пожалей!

(Молоко)

Из слогов дети составляют отгадки, а слово МОЛОКО анали­зируется:

— Сколько в слове звуков?

— Назовите гласные звуки, согласные.

— Сколько в слове слогов? Первый слог? Второй слог? Третий?
Составляем предложения с этим словом и, по возможности,

расширяем их.

МОЛОКО ХОРЫ КУРЫ КОСА РУКА САЛО

4. Чтение слоговой таблицы:

МО РЫ СА
хо ло КА
КУ РУ КО

5. Фонетическая игра «Перекличка».

Дидактическая задача.Учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова.

Содержание.Воспитатель показывает буквы. Дети встают и произносят свое имя или фамилию, если они начинаются с этой буквы.

Вариант. Можно давать задание, когда данный звук и обо­значающая его буква находятся также в середине и в конце имени.

3-4210






КОНСПЕКТ 23

Тема.Продолжение работы по звуку К (К'), букве К. Закреп­ление знаний об ударном слоге.

1. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорка

По утрам мой брат Кирилл Трех крольчат травой кормил.

2. Грамматическая игра «Что изменилось в слове?»
Дидактическая задача.Упражнять детей в чтении слова;

развивать навыки словообразования путем замены букв.

Оборудование.Касса букв большого формата или магнитная азбука.

Содержание.Воспитатель на фланелеграфе составляет слово, дети прочитывают его и закрывают глаза. Воспитатель произво­дит замену одной буквы и предлагает детям открыть глаза, прочесть слово и сказать, что изменилось.

Слова для игры:

СОМ МАК МЫШКА
сок РАК КОСЫ
сон ЛАК МОШКА
сын ЛУК РОСЫ

3. Работа над ударным слогом (методика). Воспитатель показывает значок ударения. Его можно пред­ставить в виде молоточка.

3.1. Звуковой анализ слова МУКА.

— Какие гласные звуки есть в слове МУКА?

• — */, — а.

— Послушайте, как я скажу слово, чтобы вы в нем услышали
ударный гласный звук: МУК А А.

— Кто скажет это слово так же, чтобы мы услышали ударный
гласный звук?

• МУКАА.Ударный гласный А во втором слоге. Ставим знак
ударения.

Затем воспитатель переставляет ударный знак на букву У и предлагает прочитать слово с новым ударением. — Какое слово получилось?

• МУУКА

Да, получилось слово мука. Так говорят, когда кто-нибудь страдает, мучится.

Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как девочка Нина лепила из глины пирожки:

Пересохла глина, Рассердилась Нина, Не мука, а мука — Поварам наука.

• Обращается внимание детей на то, что от смены ударения
в слове получилось новое слово. Ударение помогает нам раз­
личать слова.

Составляются 2 предложения со словами Мила, мила.

4. Чтение слоговой цепочки.

РУКА

РУ — КА — ША — РЫ КАША

ШАРЫ

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв
составить отгадки на загадки.

Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И как днем она все видит. Часто спит, а после сна Умывается она.

(Кошка)

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь —

Будет спать

День,

И два,

И даже пять!

(Кукла)






Отгадку составить из слогов.

Я — дерево, в родной стране Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне — Ц воду подавать я буду.

(Сосна, насос)

Есть корова захотела, В поле всю траву поела. Ела — не мычала, Как оса, жужжала. То не корова, не оса, А крестьянская...

(Коса)

• Обратить внимание на многозначность этого слова.

Физкультминутка

(Провести перед индивидуальной работой)

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

КУКЛА КОШКА МОШКА КОСА САЛО

6. Слоговая таблица.

КУК КА
кош ЛА
мош СА
ко ЛО

7. Игра на закрепление звука К (К') в словах 4Мамина
сумка».

Воспитатель спрашивает детей:

— Какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала такие, в названиях которых есть звук К?

• Дети называют: картофель, макароны, укроп, конфеты, кол­баса, пирожки и т.д.

Ш За каждое правильное слово дети получают фишку. В конце игры определяется победитель.

8. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 24

Тема. Закрепление звука К (К'), буквы К. Работа над пред­ложением.

1. Упражнение на внимание.

Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям запо­мнить слова со звуком К.

Вот сколько на К я сумею назвать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор... Ой, хватит! И буква ведь может устать!

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение в произноше­
нии изолированных гласных звуков (подряд, выборочно, в раз-

, личных сочетаниях). А, У, О, Ы; А—У, У—Ы, Ы—О, А—Ы, Ы—А, О—У, Ы—У.

• Все звуки произносятся четко, громко.

Скороговорка

Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.






РУКА КУРЫ ЛУША РУКИ ЛУНА ШАРЫ КАША РАКИ НАША
С некоторыми словами составляются небольшие пред.

3. Чтение слоговой таблицы из букв большого формата.

РУ КУ ЛУ
РА НА ША
РЫ КА КИ

'ложения.

Оборудование. Картинка с изображением парохода и лодки, плывущих по реке. - student2.ru

КА

4. Работа над предложением.

Цель.Отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств.

— Произнеси фразу Посмотри на менясо следующей инто­
нацией:

1) ласково, мягко попроси;

2) резко прикажи.

— Читаем предложение У Ромы рос макс интонацией, со­
ответствующей знаку на конце.

У Ромы рос мак. У Ромы рос мак! У Ромы рос мак?

• Обратить внимание на предлог «у». Это отдельное слово, состоящее из одной буквы. Схема: \ У Ромы рос мак.Начало предложения пишется с большой буквы.

Физкультминутка

И. П. — основная стойка. На счет 1 — руки в стороны — вверх, потянуться. (На носочки встанем, потолок достанем), на счет 2—5 — вернуться в исходное положение, длительный выдох. (3—4 раза)

И. П. — ноги врозь. Наклоны туловища в стороны, назад, вперед. Прыжки на месте. (13—15 раз)

5. Фронтальная работа. Игра «Прочитай и опиши».

Дидактическая задача.Упражнять детей в чтении слов раз­ной структуры; развивать связную речь описательного характера.

Оборудование.Таблицы слогов с буквами большого формата, мягкая игрушка, кусочек сахара, предметные картинки.

Содержание.Воспитатель загадывает загадки, дети на флане-леграфе составляют отгадки. Дети читают и рассказывают все, что они знают об этом животном (кошка, мышка, слон). Ответы детей дополняются чтением рассказа Л.Н.Толстого «Слон».

Загадки

У порога плачет, Коготки прячет, Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.

(Кошка)

Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке. Потому что до темна В норке прячется она.

(Мышка)

Он тверд и бел, Как будто мел, И ты его Немало съел.

(Сахар)

У этого крошки Столбики-ножки, Глаза-поварешки, А ушки покуда С столовое блюдо.

(Слон)

Рассказ Л.Н.Толстого СЛОН

• Читается с целью переключения внимания детей, а также дополнения знаний об этом животном.

У одного индийца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил






ногою на своего хозяина. Индиец умер. Тогда жена индийца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали ими — это деревья в лесу. Руки качнулись, кисти встряхнулись — ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад...

Соответствующие движения руками.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. 6.1. Из букв составить отгадки на загадки:

Он никогда и никого Не обижал на свете. Чего же плачут от него И взрослые, и дети?

(Лук)

Я болотное растенье, Конопатят мною стены.

(Мох)

Объяснить значение слова «конопатят».

Под водой живет народ — Ходит задом наперед.

(Рак)

6.2. Упражнение, развивающее зоркость и внимание к слову:
чтение слов, отличающихся одной буквой.

СУК, СОК, СОР, СЫР ЛАК, ЛУК

мил, мыл

6.3. Составление из слогов отгадок на загадки:

Какая птица состоит из сорока букв?

(СорокА)

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.

(Сорока)

6.4. Составление из слогов слов: МОЛОКО, МУКА, КОРОНА, КАЛОША, КОСЫ, СЫРЫ, МЫЛО, НОРА. 7. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 25

Тема. Звук П (1Г), буква П.

1. Артикуляционная гимнастика.

Мы прижмем язык зубами — та-та-та, А теперь прижмем губами — па-па-па.

Скороговорка

От топота копыт пыль по полю летит.

2. Определение места звука в словах.

Воспитатель выставляет на стол предметы, в названиях кото­рых слышится звук П или П'. Про некоторые из них предлага­ются загадки.

ШАПКА, ПЕРО, ПЕТУХ, ПИРАМИДА, ПЛАТОК.

• Звук 77, 77' интонационно выделяется. Загадки

Сижу верхом, Не знаю, на ком. Знакомца встречу, Соскочу — привечу.

(Шапка)

Какая одежда состоит из ста частей без единого шва?

(Перо птицы)






Гребень имею — не пользуюсь им. Шпоры имею — не езжу верхом.

7. Чтение слоговой таблицы.



ПАША ПУМА
КАША ШУРА
МАША ШАРЫ
НАША ПАНАМА
РОМА  

(Петух)

Стальной конек

По белому полю бегает

И за собой черные следы оставляет.

(Перо)

Объяснить два значения слова «перо».

3. Игра «Назови слова».

Содержание.Дети называют слова со звуком П в любой позиции: полка, укроп, пароход, суп, пудель и др., а затем слова со звуком П': пион, пила, пение, капелька и т.д.

За каждое названное слово дети получают фишку.

4. Анализ звука П. Звук тихий, его нельзя тянуть. Значит,
это согласный звук.

5. Анализ буквы П.

Подходящие ворота. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди-ка, подтянись!

— Какие предметы напоминает буква П? 6. Чтение слогов по магнитной азбуке. Прямые слоги читаются с договариванием до целого слова'.

ПА АП
ПО ОП
ПУ УП
ПЫ ЫП

ПАша, ПАпа

СаПОги, ПОле

ПУшистый, ПУля, ПУдель

ПЫшный

Водя указкой по слогам, воспитатель задает определенный темп чтения.


ПА КА ША
НА РО МА
ПУ ШУ РЫ

• Можно для разнообразия составлять смешные слова.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

8.1. Из букв составить отгадки на загадки:

В темном уголке живет, Шелковую нить плетет Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался.

(Паук)

Два братца смотрят друг на друга, а сойтись не могут.

(Пол и потолок)

8.2. Из букв составить слова СУП, ПУХ.

9. Под групповые задания.

1-я группа: НОС ЛУК '. 2-я группа: ХОР ПУХ 3-я группа: ШАР СЫР 4-я группа: ЛАК СОР

10. Из слогов составить слова ПАША, ПАПА, ПОЛЫ.

Со словом ПАПА составить предложение, распространить его и составить схему. Предложение произнести с различными инто­нациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

11. Грамматическая игра «Дополни предложение».

Дидактическая задача.Упражнять детей в составлении про­стых и сложных предложений; учить понимать причины связи между явлениями.

Содержание.Воспитатель начинает предложение: Папа ут­ром...Дети заканчивают предложение.





Вариант: Далее такую игру можно провести с усложнени­ем — распространением до сложноподчиненного или сложного-' чиненного предложения. Например: Папа утром идет на работу, потому что... И т. д.

12. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 26

Тема.Закрепление звука П (1Г), буквы П. 1. Артикуляционная гимнастика (для отработки произноше­ния на скороговорках и чистоговорках).

Пошел Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Шел через пруд. Зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, Пропали пять лопат.

Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят.

• Три пары — это сколько?

Улов у Поликарпа — Три карася, три карпа.

2. Звуковой и слоговой анализ слова.

Загадка

Уступая ветру в споре, Увлекает судно в море.

(Парус)

• Дети на фланелеграфе составляют слово ПАРУС.

— Сколько звуков в этом слове?

— Сколько гласных?

— Какие звуки согласные?

— Сколько в слове букв?

— Чем отличается звук от буквы?

\ — Сколько в этом слове слогов?

— Назовите первый слог. Как догадались?

— Какой второй слог?

— Какой слог ударный?

— Внимательно посмотрите на слово ПАРУС и скажите, ка­
кие слова «спрятались» в нем?

• ПАР и УС.

Можно нарисовать схему и составить по ней предложение со словом ПАРУС. Составить маленький рассказ. Прочитать отры­вок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»:

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Игра «Поищи слово».

Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова. Они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например: КУЛАК, а в нем «спря­талось» слово ЛАК. И т. д.

ПОРА РУКА МАРА РАМА
ПАУК ПОЛКА УШКО ПОРОХ

3. Чтение слоговой таблицы. В роли воспцтателя — один из детей. Он указкой показывает слоги на фланелеграфе, остальные хором их произносят.

УК ПА РА
пол со КА
УШ РОХ МЛ
по ко РУ

— Давайте, дети, составим смешные слова — такие, которых нет в русском языке.

• Это упражнение вносит разнообразие и разрядку.





Физкультминутка

Я прошу подняться вас — это «раз»,- г

Повернулась голова — это «два». 5

Руки вниз, вперед смотри — это «три».

С силой их к плечам прижать — это «пять».

Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Соответствующие движения.

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв
составить слово КОШКА. '

Загадки

Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?

(Когда дверь открыта)

Я бел, как снег, ^ В чести у всех. Я нравлюсь вам Во вред зубам.

(Сахар)

5. Подгрупповая работа по разрезным азбукам. Игра «Что
съедим?» Составить из букв слова:

1-я группа: СУП 2-я группа: СОК 3-я группа: УХА 4-я группа: СЫР Составить из слогов отгадку на загадку:

Подрастают ножки — И растут сапожки.

(Копыта)

Составить из слогов слова: ЛАПА, ПАПА, КОСЫ, СУПЫ, НОРЫ, КОРА, КАША.

Загадка-шутка

Может ли петух назвать себя птицей?

(Нет, он не умеет говорить)

6. Игра на развитие связной устной речи «Кто лучше расскажет?» Дидактическая задача.Выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование. Различные игрушки (звери, птицы). Содержание. Из коробки или «волшебного мешочка» на ощупь \каждый ребенок достает игрушку — зверя или птицу. Нескольки­ми фразами он должен рассказать все, что он знает об этом звере щли птице. Ответы детей поощряются.

I Вариант. Детям предлагаются любые темы: транспорт, профессии, рыбы, насекомые и т.д. Можно использовать пред-м^тные картинки по темам. 7. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 27

Тема. Согласный звук Т (Т'), буква Т. • Звук произносится без напряжения.

1. Артикуляционная разминка.

1.1. Произношение звука Т (Т) в сочетании с гласными: —а,

Г\ \7 т т ___ сг гч туч __О

V) У, О1, Л, С/, 1х», С.

1.2. Учим скороговорку:

На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

Или:

Вышел кот из ворот, Кот рябой, хвост — трубой! А ну, попробуй повтори, Да не раз, а целых три!

2. Определение места звука в словах: КОТ, ТРУБА, УТКА.

Загадки

Стоит свеча из кирпича.

(Труба)

Сидит на крыше, всех выше, Дымом дышит.

(Труба)

Весь день на воде,

А водой не насытится.

(Утка)





Пестрая крякушка Ловит лягушек.

(Утка)

Дети называют слова с данным звуком в любой позицш Например: топор, тарелка, трос, матрос, крот, рот, кот, котено^ ботинки, платье, костюм; имена: Тома, Таня, Тимур, Тш Тимофей и др.

• Интонационно звук выделяется

3. Характеристика звука Т. Звук глухой, произносится/без
голоса — согласный.

• Дети это проверяют, приложив тыльную сторону ладони к
горлу. Передняя часть спинки языка образует смычку с верх­
ними зубами. (Эти сведения для воспитателя.)

— Как вы думаете, дети, какой это звук — гласный или
согласный? Докажите.

4. Анализ буквы Т.

— Звук Т обозначается буквой Т.

Т на крыше очутилось И в антенну превратилось.

На что похожа эта буква?

• На антенну.

5. Чтение слогов с договариванием до целого слова (по маг­
нитной азбуке):

ТА ТАрелка
ТО ТОпор
ТУ ТУлуп
ТЫ ТЫква

УТ УТро

АТ салАТ, акробАТ

ОТ бегемОТ

6. Чтение слоговой таблицы, а затем слов:

Наши рекомендации