Общие советы
- Движение
Крупная моторика - в соответствии с возрастом учим ребенка ходить, бегать, стоять на одной ноге, прыгать на 2-х и одной ноге, попеременно прыгать на правой и левой ноге, ходить на носочках и на пальчиках, ходить по линии, прыгать с поддержкой по ступенькам, бросать мяч двумя и одной рукой, ходить спиной, двигаться ритмично под музыку, выполнять последовательности движений (например, 2 прыжка на 2-х ногах-хлопок ладошами - шаг вперед, хлопок ладошами -2 раза постучать кулачками по коленкам) и др. (см. Приложение).
Мелкая моторика - в соответствии с возрастом ребенка учим закрывать/открывать банки, брать мелкие предметы и просовывать их в небольшие отверстия, расстегивать/застегивать пуговицы/молнии, развязывать/ завязывать шнурки, нанизывать бусы на леску, обводить фигуры по контуру, рисовать карандашом/фломастером, резать ножницами, играть в пальчиковые игры и др.
- Обоняние:
Учим узнавать запахи и узнавать предметы по запахам - нюхаем еду, цветы, специи, лосьоны, мыло, неприятные запахи. Описываем предметы и их качества словами, когда это делаем.
- Вкусовые ощущения:
Учим ребенка различать пищу или предметы по вкусовым ощущениям - пробуем сладкое, кислое, соленое, неприятное на вкус. Описываем предметы и их качеств словами, когда это делаем.
- Зрительное восприятие:
Рассматриваем вместе с ребенком все, что его интересует, и описываем это. Привлекаем зрительное внимание ребенка к предметам и действиям, которым хотим его научить. Учим ребенка удерживать зрительное внимание к игрушкам, предметам, своим действиям. Учим ребенка подбирать одинаковые предметы, различать и сортировать предметы по цвету, размеру, форме, выполняемой функции и др.
- Осязание:
Учим ребенка различать и сортировать предметы на ощупь. Трогаем предметы разные на ощупь - мягкие, пушистые, мокрые, твердые, холодные, горячие, большие, маленькие, круглые, квадратные и т.д. Описываем словами предметы и их качества, когда это делаем.
Немного упражнений
Эти упражнения-игры - обычные дела подходят для детей разного возраста. Выберите те, которые подходят вашему малышу. Как обычно, многие упражнения сразу развивают несколько навыков. Например, когда ребенок играет в кубики, он тренирует свои двигательные и зрительные навыки, а также мышление. Помним, во время всех упражнений вы комментируете/описываете все, на что смотрите с малышом и все, что делает малыш и вы.
Развиваем двигательные и зрительные способности, умение сравнивать и сортировать предметы по размеру, цвету и форме. Формируем понятия большой-маленький, больше-меньше, один-много, узнаем цвета, считаем и др.
1) Учим ребенка играть в кубики одинакового/разного цвета и размера (выложить несколько кубиков в одну линию, самому построить башню из кубиков – число зависит от возраста).
2) Учим ребенка надевать по размеру кольца пирамидки.
3) Учим ребенка складывать мелкие вещи в коробки с разными отверстиями
4) Учим размещать игрушки-вкладки разной величины в гнезда соответствующей
величины и формы.
5) Учим различать, узнавать и называть основные геометрические формы - круг, квадрат, треугольник. Для этого используем игрушки- вкладыши, обращаем внимание ребенка на форму реальных предметов. При этом называем форму предмета, обводим его своей рукой, а затем ручкой ребенка несколько раз. Позднее присоединяем к этим формам - прямоугольник, овал, звезду.
6) Учим нанизывать кольца на стержни.
7) Учим различать цвета (красный, желтый, синий, зеленый) на разных предметах и вещах, сравнивая вещи по цвету (где такой? ).
8) Возьмите разные коробки/ банки/ крышки от банок и бутылок, иллюстрирующие значение понятий "большой", "больше", "самый большой" и "маленький", "меньше", "самый маленький". Поставьте коробки в такой последовательности, чтобы сформировать у ребенка понимание значения и последовательности размеров. Предложите ребенку сделать это самому.
9) Попросите ребенка рассортировать два типа предметов, различных по цвету/форме/размеру/ названию (например, красные/синие, круглые/квадратные, большие/маленькие, мячи/кубики, куклы-машинки, трусы- носки), раскладывая их в разные коробки. Затем выньте предметы из коробок и начните игру сначала, постепенно увеличивая число предметов и коробок.
10) Прячьте игрушки в коробках разного размера, которые легко открываются так, чтобы ребенок мог доставать их сам и играть с ними. Учите его убирать игрушки в коробки и закрывать их крышками.
11) Дайте ребенку исследовать и свободно играть с игрушками, которые складываются одна в другую (матрешки, стаканчики), конструкторами, которые сцепляются друг с другом. Покажите какие-либо интересные вещи, которые можно сделать с этими игрушками.
12) Дайте ребенку поиграть с банками и контейнерами разных размеров, когда он моется в ванной. Покажите, как они «тонут», пускают пузыри, сравните, сколько воды помещается в разные банки (понятия «много-мало»).
13) Возьмите три банки разного размера. Пусть ребенок видит, как вы прячете игрушку под одной из банок, а затем перемешайте эти банки, после чего ребенок должен догадаться, под какой банкой спрятана игрушка.
14) Учим ребенка играть в мяч: бросать двумя и одной рукой, катать, подбрасывать, попадать в коробки разного размера, кидать в руки. Используем мячи разного размера.
15) Когда сидите за столом, говорите о форме и цвете предметов, стоящих на столе, сравнивайте их. Попросите ребенка найти предметы одинаковой формы/цвета, найти круглые/белые, квадратные и т.д.
16) Учим ребенка понятиям «тяжелый-легкий», давая подержать, принести и пр. разные по весу предметы. Учим перемещать игрушки или предметы разными способами (толкайте, тяните, переносите с места на место).
17) Учим ребенка порядковому счету разных предметов (один, два, три) и понятию количества (один-много, один, два, три и т.д.).
18) Поиграйте с простыми головоломками: возьмите картон и разрежьте на части разной формы. Помогите ребенку сложить вместе эти кусочки.