Особенности проведения общеразвивающих упражнений

В первой младшей группе значительное место занимают об­щеразвивающие упражнения, так как в этом возрасте увеличи­вается самостоятельность выполнения заданий, -что позволяет разнообразить несложные движения.

У детей третьего года жизни отсутствует способность расчле­нять движения на отдельные части, поэтому выбираются глав­ным образом упражнения, требующие активного участия круп­ных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и общефизиологического воздействия, активизирующие функ­ции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Слабая координация движений, неспособность управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызы­вают определенные затруднения при выполнении общеразви­вающих упражнений. У детей появляются некоторая скован­ность и лишние движения. Ребенок не всегда сразу может по­вторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большой четкости, особенно в первой половине учебного года, разрешая им действовать так, как они могут. Воспитатель не только дает правильный образец движения, но и подчеркивает его основные стороны. Дети, поднимая руки с платочком вверх, должны стре­миться вытянуть их как можно выше; наклоняясь вперед из по­ложения сидя ноги врозь, стараться не сгибать ноги в коленях и т. д. Все это не является обязательным, онл выполняют уп­ражнения в общих чертах.

Общеразвивающие упражнения проводятся из разных исход­ных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д.). Учи- тьгвая, что часть из них начинается из положения сидя на стуле, взрослый следит за правильной посадкой и соответствием раз­мера стула росту ребенка (сидеть нужно прямо, смотреть впе­ред, ноги касаются пола и находятся под прямым углом). Одно­временно с выполненным упражнением это вырабатывает навык правильной посадки.

Необходимо включать упражнения, способствующие форми­рованию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. При­менение разных исходных положений позволяет разгрузить по­звоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообра­зить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц.

При подборе движений следует руководствоваться прави­лом— не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколь­кими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а рас­пределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы.

Общеразвивающие упражнения с мелкими предметами и иг­рушками составляют большую часть движений на занятиях в первой младшей группе. Они хороши тем, что требуют значи­тельного мышечного напряжения, точнее выполняются, не на­доедая детям, так как при повторении их можно разнообразить: один раз малыши поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч и ля показывают воспитателю шишки, кубики, поднимают обруч и т. д.

Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их по­знакомить с ним, например: «Это — мяч, он красный (синий), держать его надо крепко, если он упадет, то покатится, а если мяч ударить об пол, он отскочет», «Это флажки, они синего, желтого и зеленого цветов. (Красные флажки не дают на физ­культурных занятиях.) Флажком можно помахать». При появ­лении на занятиях незнакомого предмета малыши отвлекаются, начинают рассматривать его, играть.

Общеразвивающие упражнения выполняются с. разноцветны­ми платочками, погремушками, кубиками, шишками, листьями, флажками и т. п., при этом игрушек должно хватать всем, вклю­чая взрослого, так как он показывает движение и делает его с детьми одновременно.

В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересо­вать их. Например, воспитатель показывает детям закрытый ящик и, встряхивая его, спрашивает: «Что в ящике? Послушай­те и скажите». Потом (независимо от ответов) открывает его и говорит: «Это погремушки, возьмите по одной, мы с ними бу­дем заниматься». Малыши берут игрушки сами, но если ребенок робеет, то игрушку дает ему взрослый. Или перед занятием при­возит кубики, шишки в машине с мишкой. Воспитатель обра­щается ко всем: «Дети, давайте посмотрим, что нам привез мишка», подзывая при этом новеньких и застенчивых. Все смот*
рят, а затем воспитатель предлагает взять кубик (шишку) и стать лицом к нему для выполнения упражнений.

Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) са­мостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложен­ные на стульях, гимнастических скамейках, низких подоконни­ках, аккуратно класть их на прежнее место. При этом следует помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет.

Иногда целесообразно заранее расставить стулья, положить на полу маленькие обручи и т. д., чтобы малыши по сигналу встали около них, повернулись лицом к воспитателю и выпол­нили упражнения, а затем сами убрали пособие в указанное место.

Детям первой младшей группы вполне доступны имитаци­онные движения, которые используются как общеразвивающие упражнений. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движе­ние в самостоятельной деятельности.

Занятия начинаются с упражнений для рук и плечевого поя­са, затем следуют движения для ног и туловища, а заканчива­ются они, как правило, поскоками или бегом с последующей спокойной ходьбой. В этой возрастной группе общеразвивающие упражнения повторяются 3—6 раз.

Наши рекомендации