Эмоциональное (эстетическое) воспитание
Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.
Задачи приобщения:
• формирование эстетических знаний;
• воспитание эстетической культуры;
• овладение эстетическим и культурным наследием про
шлого и настоящего;
• приобщение человека к прекрасному в жизни, природе,
труде;
• формирование стремления быть прекрасным во всем: в
мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.
6.
Педагогический процесс как система
Педагогическим процессом называется взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели.
Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.Педагогический процесс — это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса — педагогическое взаимодействие.
Целостность, общность, единство — главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.
Доминирующая функция процесса обучения — обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
Этапы педагогического процесса.
Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: постановка правильной цели, диагностика (получение представления причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов), прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса (постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессам).
Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения. Для того чтобы в будущем не повторить ошибок.
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.
Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.
Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Дидактические системы
Предметом дидактики являются дидактические системы. Дидактической называют упорядоченную систему целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Эта система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний, практических навыков и умений и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Модель Обучения - схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности
Метод обучения - способ достижения цели, определенным образом упорядоченая деятельность преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
В настоящее время нет единой классификации методов, т.к. разн. Авторы разделяют их по разн. Признакам).
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на
методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы
учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин).
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Распространенной является классификация методов обучения по
источнику получения знаний:
Словесные методы (устное или печатное слово): рассказ (устное повествовательное
изложение); объяснение (словесное истолкование изучаемого); беседа (учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного); дискуссия (обмен взглядами по определенной проблеме);лекция (монологическое изложение).
Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые
предметы, явления, наглядные пособия) - используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия) - упражнения, лабораторные и практические работы.
10.
Метод обучения - способ достижения цели, определенным образом упорядоченая деятельность преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин).
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Распространенной является классификация методов обучения по
источнику получения знаний:
Наглядные методы (источником знаний наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) Практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы).
Словесные методы: рассказ– краткое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий содержащее преимущественного фактический материал; беседа – учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного; учебная дискуссия - обмен взглядами по определенной проблеме, главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса, вспомогательные функции - обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная; работа с книгой(метод самост. работы) - возможность для ученика многократно изучатьучебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, расшивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную; демонстрация(метод показа) - наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами. Для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.
11.
Метод обучения - способ достижения цели, определенным образом упорядоченая деятельность преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин).
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний: наглядные, практические, словесные методы.
Иллюстрация -предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы и т. п.
Видеометод - экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов). Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции
Упражнение— организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий.
Лабораторный методоснован на самостоятельном проведении экспериментов и исследований. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах.
Практический методотличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике.
Познавательные игры(дидактические) — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Обучающий контроль.Главная функция данного метода — контрольно-коррекционная, контроль должен одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.
12.
Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
Индивидуальные ф.о.берущая свое начало в глубокой древности широко использовалась до 17-18вв. в современных условиях примером является только репетиторство. Достоинства: 1) Позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы уч.деятельности ребенка.2) Следить за каждым его действием при решении задач. 3) Следить за его продвижением от незнания к знаниям вносить необходимые коррекции.Недостатки:1)Неэкономичность, ограниченность влияние учителя, функции учителя сводятся к дачи заданий ученику и проверки его выполнения. 2) Ограниченность сотрудничества с др.учениками.
Микрогрупповая (Индивидуально-групповая) занятие учитель ведет не с одним учеником, а с целой группой разновозрастных детей (16в.)
Групповая ф.о.может быть представлена такими видами работы как:
- парная; звеньевая; кооперированно-групповая; дифференцированно-групповая.
Кооперировано-групповая форма – это организация деятельности 3-5 групп учащихся, выполняющих отдельные части общего задания. Дифференцированно-групповая форма – это оргонизация деятельности учащихся в разных группах в зависимости от учебных возможностей и способностей учеников.
Комплексные – учитель ведет занятия с подгруппами.
Массовые – учитель ведет занятия со всем классом.
13.
Экскурсия — древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработаны. Подготовка: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.
Консультация — учебная беседа, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.
Дидактические игры— это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Учебный диалог – учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного;
Дискуссия - обмен взглядами по определенной проблеме, главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса, вспомогательные функции - обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная;
14.
Домашняя самостоятельная работа учащихся рассматривается как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития.
Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие: закрепление знаний, умений, полученных на уроках; расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе; формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений; развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося; выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках. Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения.
15.
Форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны между собой — содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.
Формы: индивидуальные, микрогрупповые(2-7чел.), групп вые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.
Сравнение эффективности различных форм заставляет отдать предпочтение отдаётся индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Преимущество — возможность оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Недостаток — высокая стоимость. Групповые (коллективные) формы воспитания, отличаются достаточной эффективностью (при условии квалифицированного педагогического руководства) и дешевизной.
Ученический коллектив
Коллектив - высокоорганизованная группа.
Коллектив (в педагогике) - объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.
У каждого коллектива есть цель.
Люди объединяются для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этих характеристик могут быть присуши и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика.