Психологический аспект управления двигательными действиями
Психологическая установка на выполнение двигательного действия («двигательная установка»). Следует различать установку на данный тип двигательной деятельности (например, на бег, прыжки или игру в баскетбол) и установку на данное конкретное действие (например, на прыжок в длину с разбега или на активное приземление в конце прыжка).
Установка представляет собой в некотором роде проект и подготовку решения двигательной задачи. Это значит, что спортсмен предрешает характер двигательной деятельности, состав и структуру системы движений, распределение внимания, оценочные критерии и систему контроля двигательной деятельности и даже частных действий, но все это в самых общих чертах. В плане решения двигательной задачи происходит определенная организация мышечного тонуса, целенаправленная перестройка работы внутренних систем и органов энергообеспечения, адекватная настройка системы активной афферентации и даже известная эмоциональная настройка. Нередко в рамках двигательной установки подсознательно происходит «черновая» идеомоторная подготовка к предстоящим двигательным действиям.
Под непосредственным воздействием двигательной установки «извлекается» из памяти и по мере необходимости достраивается или перестраивается смысловая программа действия (действий), раскрывающая смысловое содержание двигательных действий и наиболее значимых их деталей, а также определяющая их место в общей системе движений и действий, смысловую взаимосвязь движений и действий внутри системы, т. е. ее смысловую структуру. Мобилизуются, приводятся в состояние готовности соответствующие предстоящей деятельности «разделы» памяти, что обеспечивает более оперативное извлечение из нее необходимой информации.
В зависимости от масштаба двигательной установки, т. е. от объема охватываемой деятельности, в той или иной мере конкретизируются и детализируются названные ее компоненты. Обычно создается иерархическая система установок: в рамках и на основе более общих формируются и реализуются более узкие, а в их рамках и на их основе еще более узкие.
Двигательная память. Темпы и качество овладения спортивной техникой во многом зависят от развития двигательной памяти. Двигательная память спортсмена — способность воспроизводить ранее уже реализованные системы движений и действий. При плохой двигательной памяти приходится многократно разучивать одни и те же упражнения, отдельные их детали, проделывать одну и ту же работу по исправлению ошибок. Двигательная память тренируема и в процессе занятий спортом совершенствуется. Однако совершенствование ее происходит значительно быстрее, если спортсмен все время контролирует и анализирует свои двигательные действия, держит их, по образному выражению И. П. Павлова, «в светлом пятне сознания». В частности, в этом случае двигательная память меньше «засоряется» ошибками (которые ведь тоже могут запоминаться).
Эмоции и двигательная деятельность. Механизм эмоций эволюционно сложился как один из основных регуляторов восприятия и поведения. В двигательном аспекте это означает следующее.
В меру выраженныеположительные эмоции, приводят к повышению двигательных возможностей человека. Они способствуют возникновению и поддержанию интереса к выполнению упражнений, чувства уверенности в себе, повышают работоспособность, внимание, тонкую координацию движений.
Однако сильно выраженные положительные эмоции чаще мешают полноценной двигательной деятельности, чем способствуют ей: наряду с чувством уверенности в себе у спортсмена появляется склонность к переоценке своих сил, преувеличению своих двигательных возможностей. Иной раз это помогает добиться особенно высокого результата, но гораздо чаще приводит к неудаче. Сильные положительные эмоции влекут за собой неустойчивость внимания, снижение самокритичности, огрубление афферентного и смыслового (логического) контроля движений, приводят к неадекватным реакциям.
Кроме того (и это необходимо принимать во внимание), такое состояние часто неустойчиво, и первая же неудача может привести спортсмена в состояние уныния, апатии и т. п. Поэтому сильные положительные эмоции следует снижать (если, конечно, тренировка или соревнования не остались позади).
Отрицательные эмоции очень разнообразны. Такие эмоции, как грусть, уныние, печаль, отчаяние и особенно страх, безусловно, вредны и с ними необходимо бороться. Но вот к эмоциям тревоги, раздраженности, гнева столь безапелляционный подход неразумен.
Отрицательные эмоции неразрывно связаны с выделением в кровь значительного количества гормона адреналина, от которого зависят их некоторые важные особенности. Адреналин вызывает, в частности, повышение кровяного давления, улучшение кровоснабжения сердечной мышцы и вообще работающих мышц (а значит, и повышение их работоспособности), стимуляцию дыхательной и сердечной деятельности, уменьшение времени моторных реакций, повышение возбудимости зрительного анализатора и понижение возбудимости болевого.
В эмоции тревоги (если она умеренна по силе) для спортсмена полезно то, что под ее влиянием резко повышается устойчивость и напряжение внимания, обостряются восприятия, она заставляет более критически подходить к оценке ситуации, настраивает на значительные волевые усилия для достижения цели. Однако эмоция тревоги не должна долго владеть спортсменом, ее должна «перекрыть» так называемая «спортивная злость».
Раздраженность и гнев можно считать различными по силе вариантами одной эмоции. Для них характерны более выраженные, чем при тревоге, мобилизация воли, стимуляция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата и вместе с тем стереотипизация действия, нарушение тонкой координации движений, дезорганизация внимания. Раздраженность и гнев также необходимо трансформировать в «спортивную злость» — тогда отрицательные сдвиги, характерные для этих эмоциональных состояний, смягчаются.
В рассматриваемом плане к отрицательным эмоциональным состояниям тесно примыкает и такая нейтральная эмоция, как стартовое возбуждение. Она также неразрывно связана с выделением в кровь повышенного количества адреналина.
Есть множество сторонников точки зрения (можно даже сказать, что в спортивной педагогике она господствует), согласно которой стартовое возбуждение надо обязательно подавлять, стараться «нормализовать» психическое состояние спортсмена на соревнованиях. На это обычно направлена и аутогенная подготовка к выступлению непосредственно перед ним и задолго до него. Между тем такая тактика целесообразна только в тех случаях, когда возбуждение настолько сильно, что спортсмен теряет действенный контроль над собой. Разумно снизить степень возбуждения (но не снять его совсем) —это снизить настолько, чтобы спортсмен мог уверенно сохранять двигательный самоконтроль. Ниже этого уровня — неразумно, поскольку спортсмен лишится серьезных преимуществ, даваемых состоянием стартового возбуждения: повышения силовых и скоростных возможностей мышечной системы, работоспособности организма, реактивности. Стартовое (или соревновательное) возбуждение подчас позволяет спортсмену добиться таких высоких результатов, какие недоступны для него в спокойном, уравновешенном состоянии.
Таким образом, при сохранении двигательного самоконтроля стартовое возбуждение выгодно, и чем оно выше (при названном условии), тем лучше. Поэтому надо стараться научиться двигательному самоконтролю при возбуждении, что позволит без вреда поднять его уровень. Видимо, именно это главный путь преодоления вносимых стартовым возбуждением отрицательных явлений, а не снятие, самого возбуждения.