И кассационного производств
Исключительный характер стадии судебного надзора не отрицает наличие у нее характерных черт, присущих стадии пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу (производства в суде второй инстанции), в частности, кассационному производству.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г.
III. Производство в судебных стадиях
Это обусловлено тем, что в этих производствах проверка решений нижестоящих судов осуществляется по письменным материалам.
Очевидно, что рассматриваемые производства не могут быть идентичными в силу исключительности стадии пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу.
Стадию судебного надзора и кассацию как форму производства в суде второй инстанции в российском уголовно-процессуальном законодательстве объединяют многие правила и институты.
Для них характерны единые:
1) цели и задачи;
2) социально-правовое значение кассационного производства и производства в порядке судебного надзора;
3) предмет судебного контроля — законность, обоснованность и справедливость судебных решений нижестоящих судов;
4) институт непосредственного запрета поворота к худшему (ст. 384, 385, 405 УПК РФ).
В случае необходимости ухудшения положения осужденного или оправданного они могут лишь отменить судебное решение и направить уголовное дело на новое судебное разбирательство;
5) правила об обязательности исполнения нижестоящими судами указаний судов, рассматривавших уголовное дело в кассационном порядке или в порядке судебного надзора (ст. 388, 410 УПК РФ);
6) пределы дачи указаний нижестоящим судам (ст. 386, 410 УПК
РФ);
7) основания к отмене или изменению судебных решений (ст. 379, 380-383, 409 УПК РФ);
8) наличие в стадии судебного надзора и в кассации ревизионных начал по усмотрению соответствующих судов (ст. 360, 410 УПК РФ).
9) требования к форме и содержанию кассационных жалоб, представлений и надзорных жалоб, представлений (ст. 375 и 404 УПК РФ).
10) возможности по представлению дополнительных материалов (ст. 377 и 404 УПК РФ).
Различия производствв порядке судебного надзора и в порядке кассации заключаются:
1) в характере и круге пересматриваемых судебных решений;
2) в уголовно-процессуальном порядке принесения кассационных жалобы или представления и надзорных жалобы или представления;
3) в сроках возбуждения соответствующих производств и пересмотра уголовных дел;
4) в судебных учреждениях, пересматривающих судебные решения по уголовным делам в порядке кассации и надзора;
30. Производство в порядке судебного надзора (надзорное производство)
5) в структуре судебного заседания и процессуальном порядке пересмотра судебных решений;
6) в полномочиях судов, осуществляющих проверку законности, обоснованности и справедливости судебных решений.
Эти различия формируются на основе самостоятельности надзорного и кассационного производств, поэтому на их рассмотрении мы остановимся несколько подробнее.
При изучении данного вопроса необходимо учитывать следующие обстоятельства.
В соответствии с требованиями ст. 354 и 402 УПК РФ стороны вправе ходатайствовать о пересмотре приговора, определения, постановления суда в порядке кассации и судебного надзора.
Думается, что перечень участников уголовного процесса, имеющих право возбуждать кассационное и надзорное производства, не носит исчерпывающего характера.
Так, законодатель упустил из виду частного обвинителя, законных представителей потерпевшего и частного обвинителя.
В то же время нам представляется, что перечень участников уголовного судопроизводства, имеющих право на возбуждение как кассационного производства, так и производства в порядке судебного надзора, должен быть идентичным и исчерпывающим(закрытым).
Различия рассматриваемых и сравниваемых уголовно-процессуальных производствсводятся к следующему.
Во-первых,они отличаются друг от друга характером обжалуемых судебных решений.
В порядке судебного надзора обжалуются судебные решения, вступившие в законную силу, а в порядке кассации — судебные решения, не вступившие в законную силу.
Кроме того, круг пересматриваемых судебных решений в порядке судебного надзора значительно шире за счет того, что суды надзорной инстанции вправе проверять решения судов кассационной и судов нижестоящих надзорных инстанций.
Во-вторых,рассматриваемые производства отличаются порядком принесения соответствующих жалоб и представлений.
Если кассационные жалоба или представление подаются через суд, постановивший судебное решение, то надзорные жалобы или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции.
В-третьих,в этих производствах различны сроки их возбуждения и рассмотрения уголовных дел в порядке кассации и судебного надзора.
Кассационное производство возбуждается по общему правилу в срок до 10 суток со дня провозглашения судебного решения.
II. Производство в судебных стадиях
Для возбуждения надзорного производства в пользу осужденного уголовно-процессуальный закон никаких сроков не установил.
В то же время срок возбуждения надзорного производства с целью ухудшения положения осужденного или оправданного ограничен одним годом со дня вступления судебного решения в законную силу.
Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции должно быть начато не позднее одного месяца со дня поступления его в суд кассационной инстанции.
Рассмотрение уголовного дела по надзорным жалобе или представлению, если принято предварительное решение об этом, должно быть начато:
а) в суде областного звена — не позднее 15 суток со дня его принятия;
б) в Верховном Суде Российской Федерации — не позднее 30 суток со дня его принятия.
В-четвертых,кассационное и надзорное производства различаются судебными учреждениями, пересматривающими судебные решения нижестоящих судов.
В самом общем и конспективном виде это различие может быть изложено следующим образом.
Судами кассационной инстанции являются:
а) судебная коллегия по уголовным делам суда областного звена или военная коллегия окружного (флотского) военного суда;
б) Судебная коллегия по уголовным делам или Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;
в) Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
К судам надзорной инстанции относятся:
а) президиум суда областного звена или президиум окружного (флотского) военного суда;
б) Судебная коллегия по уголовным делам или Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;
в) Президиум Верховного Суда Российской Федерации. В-пятых,анализируемые производства отличаются друг от друга
уголовно-процессуальным порядком рассмотрения уголовных дел.
Суд кассационной инстанции, получив уголовное дело с жалобой или представлением, назначает судебное заседание и приступает к его рассмотрению.
Значительно сложнее порядок надзорного производства.
30.
Производство в порядке судебного надзора (надзорное производство)
Во-первых, среди лиц, имеющих право на возбуждение надзорного производства, следует различать:
1) лиц, возбуждающих надзорное производство в целом, поскольку стадия производства в порядке судебного надзора начинается с момента поступления в соответствующий судебный орган жалобы;
2) должностных лиц, возбуждающих судебное рассмотрениеуголовного дела в порядке надзора.
Во-вторых, порядок производства в суде надзорной инстанции имеет как минимум две части:
1) ознакомление с жалобой или представлением и принятие предварительного решения;
2) собственно рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции.
В-шестых,стадия надзорного производства и кассационное производство различаются полномочиями соответствующих судов.
В частности, суды надзорной инстанции могут решать вопросы о законности, обоснованности и справедливости решений судов кассационной и нижестоящей надзорной инстанций.
Суды кассационной инстанции проверяют законность, обоснованность и справедливость решений лишь судов первой (кроме решений мировых судей) и апелляционной инстанций.
Глава 31
Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств