Мы не ели и не пили, а лепили,да лепили

Развивалка

Мы не ели и не пили, а лепили,да лепили - student2.ru Не малое количество психологов полагает, что в возрасте до трех лет у ребенка формируется усердие, старательность, аккуратность и любовь к занятиям, что в дальнейшем перерастет в любовь к учебе.

Как помочь малышу в его развитии?

Что можно придумать, чем с ним заняться?

Мы не ели и не пили, а лепили,да лепили.

Уpа! Из пластилина
Я вылепил кота!
"Пpекpасно, молодчина,
Какая красота!
Как правильно, как тонко!" -
Хвалил меня отец. -
"Какого поросенка
слепил ты! Молодец!"

Почти все детки обожают лепить, если не из пластилина, так из теста точно. И это не спроста. Пользу от этих занятий нельзя переоценить. Лепка полезна не только для развития творческих способностей, но и для интеллектуального развития ребёнка, мелкой моторики, для развития сенсорных способностей, внимания, уверенности в себе, формирует умение сосредотачиваться и не отвлекаться, что очень пригодится в школе. Такая работа очень полезна всем деткам – и гиперактивным, и тихим.

Для самых маленьких деток, от года, в продаже есть мягкий и очень солёный пластилин, попадая в рот, он начинает таять, но лучше всё же туда не попадать J. Конечно, сделать что-то своими руками – это совсем другое дело, чем просто пойти и купить. Особенно для малыша постарше. Поэтому можно самим приготовить солёное тесто. Мы готовим его так: насыпаем в миску 1 стакан соли и 2 стакана муки и перемешиваем столовой ложкой. Затем добавляем 1 чайную ложку растительного масла и ¾ стакана очень холодной воды. Хорошо вымешиваем, заворачиваем в плёнку и на 30 мин. в холодильник. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Рецепт киселя:1 столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.
Такое тесто могут использовать даже дети младше года. Хотя моя дочка полюбила лепку после 1,2 года, так как ей не нравились грязные руки. Хотите сделать тесто цветным? Добавьте пищевые красители, но только если ребёнок старше трёх лет и не страдает аллергией. Безопаснее, и могут использоваться малышами младше трёх лет, но сложнее в приготовлении, натуральные красители: сок свеклы, шпината, моркови, можно смешать соки, чтобы получился новый цвет, для шоколадного цвета добавьте какао-порошок. А можно готовую поделку раскрасить любой краской. Будет тоже очень занимательно. Отечественный пластилин очень твёрдый, но его можно погреть на батарее или в горячей воде, он станет мягче. Что же может слепить годовалый кроха? – подумаете вы. Просто дайте ему кусочек чудо - материала и посмотрите, что он будет с ним делать. Конечно же малыш захочет его попробовать, но очень солёный вкус вряд ли придётся ему по душе J Ребёнок будет его мять, отщипывать, отрывать кусочки, размазывать по доске, по столу, разминать между пальчиками, бить ладошками, кулачками. Покажите, как делать пальцами отверстия, ямки. Можно слепить маленькие пирожки, положив туда любую начинку: по одной - фасоль, бусину и т.д. А малыш искать её – отрывать куски пластилина. Кстати, если у вас на полу ковёр, советую под стол постелить большой кусок бумаги или плёнки – пластилина там будет очень многоJ. Раскатайте из куска пластилина колбаску и покажите ребёнку, как вставлять туда камешки, бусинки, фасоль, макароны, ракушки - малыш будет вынимать и тоже пробовать вставлять. Раскатайте колбаску, пусть ребёнок попробует разрезать её на куски. Скатайте шарики, соедините их между собой, получится гусеница. Положите кусок теста/пластилина в пресс для чеснока. Естественно, малыш сам не справится, поэтому малыш закладывает, вы нажимаете, можно вместе, а ребёнок пусть ножиком или ручками снимает получившиеся забавные цветные вермишельки. А детки постарше таким образом могут делать волосы для человечка. Основные правила работы с малышами: не показывайте очень долго, буквально несколько секунд, пока малыш удерживает на этом своё внимание. Если ребёнок в данный момент чем-то занят, дождитесь, когда он освободится, потом скажите – смотри. Показали и просто положите рядом с ним желаемое занятие и наблюдайте или проделывайте то же самое, но с другим куском теста/пластилина.

Двухлетки могут делать колбаски, колобки, колечки, лепёшки. Нарисуйте зайку в платье, украсьте с ребёнком платье при помощи пластилина. Таким же образом можно украсить нарисованный вами кулич, ёлку, торт (в зависимости от приближающегося праздника). Можете нарисовать или распечатать крупное изображение божьей коровки, малыш налепит на неё чёрные точки – шарики из пластилина. Ещё варианты: на мухоморе точки, еду для петушка, вы рисуете мишку - малыш делает глазки, ушки, носик, ротик, на яблоне яблоки, колёса на машине, обводите ладошку свою, ребёнок ногти сделает и т.д. Вырежьте по шаблону из белой бумаги яблоко, бабочку, цветок или гусеницу. Пусть ребёнок раскрашивает – размазывает. Можно сделать яблоко, замазав каштан пластилином красного, жёлтого цвета, приделав листик – лепёшку из зелёного пластилина. Хотите привить ребёнку любовь к лепке? Тогда соблюдайте простые правила: Не принуждайте, если он не хочет лепить то, что показываете вы, пусть маленький лепит то, что считает нужным. Не изобретайте шедевров. Не лепите за малыша. Ваше желание показать все свойства пластилина и похвастаться перед малышом как вы умеете лепить - «Хочешь я слеплю тебе зайку?! Смотри, как я умею лепить мишку», понятно. Но постарайтесь сдержаться от подобных действий и высказываний. Придёт такое время, когда вы будете лепить вместе и зайку, и мишку, а возможно, целый зоопарк J Ребёнку до трёх лет важен процесс, сама возня с пластилином, а не результат. Пусть лепит как может, навык обязательно придёт. Конечно, если малыш слепит сам колобка, он будет очень этому рад и получит массу положительных эмоций. Но ни в коем случае не поправляйте, не пытайтесь «улучшить» работу крохи. И не забывайте, если ребёнок очень сосредоточен, не мешайте и не вмешивайтесь. Спокойно наблюдайте и получайте от этого удовольствиеJ. Кстати, для большей пользы, можно негромко, для фона, поставить диск с классической музыкой для детей (перед занятием, не вовремя!). Если вы хотите, чтобы он начал лепить что-то другое, начните тихо делать это сами. Когда ребёнок закончит своё важное занятие, он обязательно обратит на вас внимание на ваши действия и, скорее всего, захочет повторить сам. Ни в коем случае не ломайте при нём его работу! Только, когда малыш про неё забудет. Не забывайте сохранять наиболее понравившиеся.

С ребёнком после трёх лет можно лепить что-то более сложное. Но тоже соответствующее его возрасту. Например, домик, вы лепите дом, а малыша попросите слепить трубу или окошко, или вы лепите чайник, а малыш пусть сделает носик, вы солнышко, малыш лучики, вы вазу, ребёнок яблоки, конфеты и т.д. Но обязательно советуйтесь с ребёнком, что вы будете лепить – чайник или домик? Что он хочет слепить окошко или дверь? Предоставляйте ему право выбора, дайте ему возможность активно участвовать в процессе. Можно сделать с ребёнком такого возраста ёжика. Скатайте шарик, слегка приплющите его ладошкой. Воткните иголки – половинки зубочисток или в целях безопасности - вермишельки. Сделайте нос и глазки, скатав маленькие шарики из пластилина. Из красного пластилина сделайте шарики - яблочки и насадите на иголки. Можно слепить дерево-яблоню. Ствол – толстая колбаска, ветки тонкие, листочки – зелёные шарики, приплюснутые пальчиками, яблоки – красные шарики. Иногда на таких деревьях вырастает морковка J Слепите улитку, используя домик – каштан, пластилиновую колбаску тело, вокруг на кусочки пластилина малыш налепит макарошки в форме листиков (сейчас такие есть в продаже). Смотрится очень симпатично J Можно сделать грибочки – пластилиновые ножки, шляпки из шапочек желудей, ракушек. Попросите ребёнка смешать два кусочка пластилина разных цветов, чтобы получить новый цвет. например, чёрный и белый или синий и жёлтый: тут надо очень постараться, зато какая зарядка для пальчиков! Слепите пирамидку из лепёшек в порядке убывания. Кстати, с помощью пластилина можно не только изучать размеры и цвета, но и форму, лепив или вырезая различные геометрические фигуры.

Сейчас в продаже есть зефирное суфле - маршмеллоу. Попробуйте с ребёнком (старше трёх лет) приготовить из него массу для лепки. Это очень пластичная масса, из неё легко можно слепить различные фигурки, и лепить из него огромное удовольствие для малыша - ведь потом «работу» можно съестьJ. Рецепт прост: В 100 гр. маршмеллоу добавьте 1 ст. лж. сливочного масла, 1 ст. лж. лимонного сока или воды. Нагрейте на водяной бане, пока масса не увеличится в 2-3 раза. Достаньте набухшее маршмеллоу (если они не цветные, а белые, то добавьте пищевой краситель), хорошо перемешайте ложкой. Затем порциями вводите просеянную сахарную пудру (1,5 ст.), перемешайте. Выложите крутую массу на стол, посыпанный сахарной пудрой и вымешивайте руками до тех пор, пока мастика перестанет липнуть к рукам. Заверните в пищевую плёнку, уберите на 30 мин в холодильник

Также можно лепить из марципановой массы. Для этого возьмите стакан миндаля, стакан сахара, 0,5 стакана воды. Миндаль растолочь. Из сахара и воды приготовьте очень густой сироп такой густоты, чтобы из остывшей капли можно было скатать шарик. Добавьте миндаль и варите ещё 2-3 минуты, помешивая деревянной ложкой. Полученную смесь охладить, пропустить через мясорубку. Если масса получилась слишком мягкая, добавьте немного сахарного песка. Если сухая, немного воды. Можно также добавить пищевые красители. И приступайте к работе – раскатывайте, вырезайте при помощи формочек или руками, лепите.

Не забывайте давать ребёнку заниматься с материалом самостоятельно, не вмешиваясь в его работу. Выделите для поделок ребёнка полочку, ящик, шкафчик или большую коробку. После окончания занятия, пусть малыш сам решит, что делать с его работой – сохранять или нет. Проявляйте и показывайте малышу своё уважение к нему и его труду.

Подключайте ребёнка любого возраста, когда вы печёте. Хотя скорее всего он подключится сам. Делайте больше теста. И давайте ему большой кусок – пусть творит. Неважно что, будь то пирожки, печенье, вырезанные из формочек или слепленные руками, колобки или что-то бесформенное или непонятное для вас. Поинтересуйтесь - что это? Испеките и не забудьте похвалить, искренне сказав, что вот это печенье получилось самое вкусное и понравилось вам больше всех, тем более, что это так и есть J. Подключайте, по возможности, всех членов семьи. Будет интересно, весело и полезно не только для малыша, но и для всех вас J.

Анастасия Лапшина,

детский психолог, монтессори-педагог

Наши рекомендации