Педагогическая практика в школе
Конюхова О.А., Веклич С.Н.,
ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Pedagogical practices of students as part of teacher training. The objectives, content and criteria for assessing teaching practice. The algorithm of preparing students for the lessons.
Педагогическая практика студентов 4-5 курсов педвузов является неотъемлемой частью подготовки педагогических кадров. Она позволяет последовательно соединять теоретическую подготовку студентов с практическим освоением различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательных учреждениях разного типа.
Попков В.П. отмечает, что педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности, овладение основами педагогической культуры современного учителя, формирование готовности к педагогическому творчеству.
Кругликов Г.И., считает, что педагогическая практика – это практика, которая обеспечивает высокую профессиональную подготовку студента, совершенствование его педагогического и методологического мастерства, вооружает его навыками воспитательной деятельности, классного руководства, профессиональной ориентации школьников.
Абдулина О. А. подчеркивает, что педагогическая практика - форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей, которая проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности педагога. В процессе практики интенсифицируется профессиональное и личностное развитие будущих учителей. Студенты включаются в реальную практическую деятельность, впервые непосредственно знакомятся с выполнением должностных обязанностей и овладевают логикой профессионального поведения учителя.
Приведенные определения верны и каждое по своему раскрывает цели и задачи педагогической практики. Педагогическая практика дает возможность студентам окунуться в реальные события, которые происходят в современной школе как на уроках, так и во внеучебное время.
Практика студентов педагогических ВУЗов направлена на вооружение студентов первоначальными знаниями о сущности и специфике профессиональной деятельности учителя, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессионально-педагогическими умениями и навыками, формирование интереса к педагогической деятельности в школе.
Цель педагогической практики – обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения педагогики, психологии, частных методик и спецкурсов; формирование у студентов соответствующих педагогических умений. Основными задачами педагогической практики, как ведущего звена профессиональной подготовки будущих учителей технологии являются: ознакомление студентов с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в школе; ознакомление с формами и методами работы учителей в школе; отработка навыков ведения занятий по технологии и проведения воспитательных мероприятий; закрепление педагогических умений во время собственной педагогической деятельности.
Основное содержание педагогической практики реализуется: в деятельности учителя по предмету, классного руководителя, организатора кружка; в участии в методической работе; в работе с родителями.
С трудностями профессии педагога студенты сталкиваются в период похождения педагогической практики, когда студент-практикант должен попробовать себя во всех формах работы учителя, проявив степень владения знаниями в области методики преподавания технологии, педагогики и психологии. На практике студенту необходимо наблюдать за учебно-воспитательным процессом на уроках технологии, проводимых учителями школы и другими практикантами, обращая внимание на подготовку к занятию, на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, реализацию дидактических принципов, особенности применения методов и форм обучения технологии, на организацию коллектива учащихся разных возрастных групп; методы, приемы и средства, используемые учителем на уроке в воспитательных целях; регулирование мыслительной нагрузки на занятии; контроль, оценку и учет знаний учащихся; изучив перспективное и текущее планирование учебно-воспитательного процесса в школе, где студент-практикант проходит практику, разрабатывать поурочные планы, на основании которых самостоятельно проводит уроки; эффективно использовать различные методические приемы, формы и средства обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии, руководство самостоятельной работой учащихся, использование учебного кино, презентаций и т.д.); также самостоятельно подготовить кабинет к уроку, наглядные пособия, технические средства обучения, дидактический материал; организовать учащихся перед началом урока и т.д.
Основными критериями оценки педагогической практики студентов являются: степень сформированности профессиональных и педагогических умений и навыков; уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности; отношение к работе в качестве учителя (интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, активность, и т.д.).
Во время прохождения педагогической практики в МОУ СОШ с УИОП №16 г. Комсомольска-на-Амуре, особых трудностей не возникло, но хотелось бы обратить внимание на то, что нужно грамотно применять теоретический материал, полученный за время обучения в университете на всех этапах прохождения практики. Педагогическая практика должна быть организована таким образом, чтобы в процессе ее студенты углубляли свои знания по предмету, учились применять в обучении и воспитании учащихся теоретические идеи педагогики, психологии, методики, вырабатывали педагогические умения и навыки и развивали у себя профессионально-личностные свойства и качества.
Посещение уроков других студентов позволяет сделать вывод о том, что многие студенты при подготовке и проведении уроков, особенно первых, испытывают сильное волнение и скованность, теряются, оказываются беспомощными в решении возникающих ситуаций. Бывает так, что студент приходит на урок с хорошо подготовленным конспектом и, тем не менее, не может провести его на достаточном методическом уровне.
Для того чтобы подготовиться и провести урок, студенты должны иметь достаточно четкий алгоритм, соблюдение которого позволяет избавиться от излишних волнений и методических неудач.
Этот алгоритм включает в себя:
- консультацию с преподавателем-методистом и учителем о целях учебного занятия, его методике, необходимых учебных пособиях, дидактическом материале и т.д.;
- определение и осмысление содержания предстоящего урока;
- разработку развернутого плана-конспекта урока;
- специальную работу по усвоению подготовленного плана-конспекта путем его активного воспроизведения; «проигрывание» содержания и методических элементов урока.
Использование студентами данного алгоритма при подготовке и проведении уроков технологии считаем существенным фактором повышения обучающей эффективности педагогической практики и формирования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.
По сложившейся традиции для прохождения педагогической практики студенты обычно прикрепляются к одному классу, что ограничивает возможности их тренировочной деятельности. В этом случае каждый новый урок требует от студентов тщательной отработки его содержания, решения новых задач и использования новых методов и приемов, причем его проведение не повторяется. Естественно, что для студентов, не имеющих опыта работы, каждый такой урок в известной мере является пробным. И если в таком порядке проходит вся практика, то она приобретает для студентов характер сплошной «пробности», т.к. проведя урок и замечая его недочеты, они не имеют возможности его повторить и провести лучше. Хочется сказать о более эффективной организации педпрактики в школе, когда студентов закрепляют не к одному, а к 2-3 параллельным классам. В результате каждый студент имеет возможность проводить урок на одну и ту же тему несколько раз, тренируясь в использовании тех или иных методов и приемов обучения. В этом случае для студентов пробным выступает только первый урок, остальные же приобретают характер тренировочной деятельности, в процессе которой студенты закрепляют ее позитивные моменты и преодолевают допускаемые ошибки и недостатки. Прикрепление студентов к параллельным классам позволяет усовершенствовать процесс формирования педагогических и технологических умений и навыков, существенно повысить обучающую роль педагогической практики.
Затруднения, возникающие у студентов во время педагогической практики: в проведении самостоятельных уроков; в установлении контакта с классом и создании благоприятной обстановки на уроке; в организации внеклассной работы школьников; в установлении контакта с педагогами-методистами и т.д.
В целом, педагогическая практика в школе прошла на высоком уровне, цель, задачи были выполнены. Большинство студентов отмечают, что педпрактика им понравилась и позволила убедиться в том, что есть возможность связать свою будущую жизнь с работой в школе.
Педагогическая практика является важнейшим этапом обучения студента педагогического ВУЗа, так она показывает, сформированы ли у студента личностные и профессиональные качества, которые позволили бы ему успешно работать в изменившихся условиях современной образовательной школы; позволяет выявить степень соответствия профессиональных качеств и чисто человеческих черт, необходимых педагогу, воспитывает устойчивый интерес к профессии учителя, убежденности в правильности ее выбора и возможности внести личный вклад в реформирование школы.