Основная деятельность воскресной школы
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в РФ, Устав центра духовно- нравственного воспитания, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви), документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея).
Решение о создании воскресной школы принимает орган управления религиозной организации в соответствии с полномочиями, установленными Уставом религиозной организации.
Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя.
Решение о ликвидации и реорганизации воскресной школы принимает настоятель с письменного благословения епархиального архиерея.
Настоятель осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.
Директор воскресной школы с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность.
ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви».
Деятельность школы разделяется на теоретическую, практическую и хозяйственную.
Теоретическая деятельность (занятия в классе) проводится по утвержденной всеми членами школы программе. Она включает в себя изучение Священного Писания, наследия Церкви, других церковных и светских дисциплин.
К практической деятельности учеников и учителей относится организация праздников, концертов, экскурсионных и паломнических программ, летних и зимних православных лагерей.
Практическая и теоретическая деятельности являются основными видами деятельности.
Хозяйственная деятельность школы заключается в труде учеников и учителей по улучшению быта прихода и школы. Участие в хозяйственной деятельности обсуждается общим собранием школы исходя из потребностей прихода и возможностей школы. Хозяйственная деятельность школы проводится в оставшееся от практической и теоретической деятельности время и не может проводиться в ущерб основной деятельности.
Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
При зачислении в воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса.
Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.
В воскресной школе могут быть организованы дополнительные занятия в форме кружков, секций, выездных лагерей.
Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу.
Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.
Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:
а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);
б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);
в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).
Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.
Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.
Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.
Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т.п.).
Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе Учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви и других нормативных документов, касающихся деятельности воскресных школ.
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о священной библейской истории, о храме Божием).
Базовыми вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
Базовыми вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»/«Литургика»; «Основы Православного вероучения»/«Катехизис»; «История христианской Церкви»; «Христианская этика».
Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени учебно- воспитательного процесса могут проводиться дополнительные развивающие занятия в кружках и секциях, по направлениям: художественно- эстетическому, научно-техническому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному, культурологическому, естественно-научному, туристско-краеведческому, военно-патриотическому и др.
При проведении занятий по вероучительным дисциплинам и предметов дополнительной части уделяется особое внимание обсуждению с детьми вопросов современной жизни, связанных с семьей, социальными болезнями, иными проблемами современной молодежи.
Учебный год в воскресной школе начинается 14 сентября, в день церковного Новолетия.
Учебный год в воскресной школе заканчивается 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Учебный год в воскресной школе начинается и заканчивается богослужением.
Учебными днями являются суббота и воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели.
Занятия проводятся индивидуально и по группам.
С согласия родителей могут организовываться паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях.
В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности. Форма оценки знаний определяется педагогическим советом школы.
Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме собеседования или викторины по изучаемым дисциплинам.
Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в форме итоговой аттестации по изучаемым дисциплинам.
Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа педагогов воскресной школы.
Духовник воскресной школы по должности является членом аттестационной комиссии.
Количество и состав участников комиссии определяется директором.