Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД
Экономические факторы обеспечения БЖ
Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД
Аварии, катастрофы, несчастные случаи, связанные с несоблюдением требований безопасности, загрязнение рабочей зоны и окружающей среды наносят экономический ущерб.
Экономический ущерб − это потери и затраты в стоимостном выражении, возникающие в основном за счет:
- гибели, ухудшения состояния здоровья и профессиональных заболеваний людей;
- снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат за освоение новых земель, и ее рекультивацию;
- снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстановительные работы;
- более быстрого разрушения и старения основных фондов промышленности, производственного оборудования, зданий и сооружений, жилищно − коммунального хозяйства городов и поселков, связанного с ростом скорости коррозии при загрязнении окружающей среды;
- затрат на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно − коммунального хозяйства, переселение и реабилитацию населения.
Антропогенное воздействие на среду обитания вызывает эколого − экономический ущерб.
Он связан с:
- потерей природных ресурсов;
- гибелью природных экосистем, естественных ландшафтов;
- исчезновением отдельных видов и популяций растительного и животного мира;
- уменьшением многообразия природного мира;
Под экономическим ущербом, наносимым природной среде, принято понимать стоимостную оценку деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.
Чрезвычайно важным понятием в экономике являются экстерналии (внешние эффекты).
Экстерналии − это внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности объекта, которые положительно или чаще отрицательно воздействуют на субъектов этой деятельности.
Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих источников загрязнения.
Последние заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние (экстернальные) издержки они обычно игнорируют.
Возникает важный экономический вопрос − почему люди, предприятия, города, подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникающие у них отрицательные экстерналии, почему один человек должен расплачиваться за отрицательную деятельность другого; почему одно предприятие должно нести издержки из −за загрязнений, создаваемых другим.
Различают следующие виды ущербов:
прямой ущерб, который проявляется непосредственно на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства;
косвенный ущерб, который проявляется в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде;
социально −экономический ущерб, связанный с потерями в связи с увеличением заболеваемости населения и затратами на восстановление здоровья; эколого −экономический ущерб, связанный с деградацией природной среды и затратами на ее восстановление.
Методики расчета экономического ущерба можно разделить на:
- локальные;
- укрупненные.
Первые методики предусматривают расчет ущерба как сумму отдельных составляющих ущерба для различных объектов воздействия (реципиентов):
- населения;
- основных фондов промышленности;
- сельскохозяйственных угодий и т. д.
Локальные методики сложны и дают хорошую точность лишь при наличии надежных исходных фактических данных.
Экономический ущерб от аварии, имеющей локальный характер и не вызвавшей серьезных экологических последствий, можно оценить как сумму затрат:
- на локализацию аварии;
- ликвидацию ее последствий;
- восстановление разрушенного или поврежденного объекта;
- компенсации семьям погибших (если есть летальные исходы);
- лечение и восстановление работоспособности пострадавшим.
Важным механизмом реализации этого принципа являются платежи за загрязнение и платность используемых природных ресурсов.
Платежи за загрязнение представляют собой вид налогообложения, при котором облагаемой величиной является масса загрязнений независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Платежи за загрязнение нельзя рассматривать как полную компенсацию наносимого ущерба.
Их внесение не освобождает предприятие от возмещения ущерба по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб.
В настоящее время плата взимается за:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников;
- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение твердых и жидких отходов.
За сверхлимитный выброс, сброс, превышающий ВСВ и ВСС, ставка платы повышается в пять раз по отношению к ставке платы в пределах установленных лимитов.
Базовые ставки платы устанавливаются по каждому веществу с учетом их опасности для окружающей среды. Ставки платежей, взимаемых с предприятий, определяются умножением базовых нормативов на региональные коэффициенты Кэ, учитывающие экологическую ситуацию, природно − климатические особенности территорий, значимость природных и социально −культурных объектов региона.
Экономический ущерб
Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законнодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.
Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуацийследует определять как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.
Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.
На макроэкономическом уровне экономический ущерб от аварий, катастроф, стихийных бедствий помимо ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, дополнительно включает следующие элементы:
а) прямой экономический ущерб, состоящий из:
§ затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
§ единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;
§ расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;
§ расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации;
§ затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;
§ затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;
§ расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т. п.;
§ затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
б) косвенный экономический ущерб государству, представ-ляющий собой не определенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:
§ расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;
§ снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.