Влияние классической музыки на процесс творчества дошкольников в ручном труде 3 страница

Четвертое условие связано с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность занятия.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной (музыкальный руководитель - дети) деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста, а для занятий творческого типа (музыки) игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий.

Итак, процесс активизации творчества на занятии искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творческого воображения.

Литература:

1. Вендрова, Н. Воспитание музыкой / Н. Вендрова.- М.: Просвещение, 1991. - 248 с.

2. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер.- М.: Просвещение, 1993. - 194 с.

3. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989. – 189 с.

4. Константинова, Л.В. Развитие творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание, 2000. - №7 - с. 52.

Лоскутова Р.Р.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Она обладает своим «языком», своей «речью». Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней. В этом эстетический аспект музы­кального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие лич­ности ребенка. Таким образом, музыкально-эстетическое воспи­тание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, она способна благотворно влиять на формирование их личности. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются возникшими критериями, определяющими общественную значимость этого вида искусства, его место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателей хорошего вкуса, помогающего отличать высокохудожественные музыкальные произведения от низкопробных. Поэтому очень важно, на наш взгляд, у юного поколения развивать высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства.

Актуальность настоящего исследования определяется следующим. Становление музыкальной культуры личности придается огромное значение в современных педагогических исследованиях. Значимость приобщения детей к миру культуры с первых лет жизни подчеркивали Б.Г.Ананьев, Л.А.Безбородова, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Л.В.Запорожец, М.Б.Зацепина, Э.В.Ильенков, Д.Б.Кабалевский, Т.С.Комарова, А.В.Кенеман, А.Н.Леонтьев, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева и др.

Деятельность ученых и практиков была посвящена многим вопросам, раскрывающим теоретические и методические основы музыкального развития ребенка-дошкольника. Исследовались проблемы развития музыкальной деятельности, творческого развития детей, музыкального воспитания разного возраста, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, влияния наглядных средств и методов на музыкальное развитие дошкольников, воспитания интереса к музыке, развития основ музыкальной культуры и музыкального вкуса.

Однако проблеме формирования основ музыкальной культуры современных дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности не уделялось должного внимания. Не разработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: выявить оптимальные условия для успешного развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования: уровень развития музыкальной культуры детей будет выше, если:

- музыкальные впечатления дети будут получать не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни ДОУ;

- будет правильно организована предметно-пространственная музыкальная среда;

- музыкальная деятельность детей будет правильно стимулироваться и косвенно управляться педагогами.

Исходя из представленной цели и сформулированной гипотезы определены основные задачи исследования, суть которых в следующем:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста;

- разработка и апробация методики экспериментального исследования по формированию музыкальной культуры детей в процессе самостоятельной музыкальной деятельности;

- разработка методических рекомендаций для воспитателей по организации самостоятельной музыкальной деятельности в ДОУ;

- обобщение полученных данных.

Практическая значимость: нашего исследования заключается в подборе и разработке содержательного материала по организации условий для успешного развития музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В своей работе мы опирались на исследования таких ведущих специалистов в этой области как Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова, А.В.Кенеман, И.Л.Дзержинская, А.Н.Комисарова, А.Л.Арисменди и многих других.

Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоцио­нальна. Вместе с тем она активизирует умственное раз­витие ребенка. Результаты психологических исследований по­казывают, что те разносторонние способности, ко­торые удалось развить у детей в процессе музы­кального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенности музыкально­го произведения, а также память, воображение и т. д., носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, прояв­ляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно пред­ставляет собой действенную силу, стимулирую­щую.

Наша работа была направлена на изучение процесса формирования основ музыкальной культуры детей старшей группы. В рамках исследования данной проблемы были рассмотрены различные вопросы: мы обратили внимание на роль музыки в развитии личности ребенка, дали характеристику структуре музыкальной культуры детей, проанализировали формы приобщения детей к музыкальной культуре в детском саду и семье.

Приобщение детей к музыкальной культуре вводит ребенка в мир волнующих, радостных и прекрасных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

В связи с этим следует отметить следующие важные моменты. Музыкальное воспитание не ограничивается лишь развитием отдельных способностей ребенка, а предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом. Полноценное музыкальное воспитание ребенка возможно лишь в условиях тесного сотрудничества и преемственности детского сада и семьи в формировании у детей музыкальных способностей.

В практической части работы на этапе констатирующего эксперимента нами был изучен исходный уровень музыкальной культуры детей экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группе среди испытуемых детей с высоким уровнем музыкальной культуры детей нет - 0%, преобладают дети со средним уровнем развития, которые в экспериментальной группе составляют - 55%, т.е. 11 детей, в контрольной группе - 60%,т.е. 12 детей. И с низким уровнем в экспериментальной группе - 45%, т.е. 9 детей, в контрольной - 40%, т.е. 8 детей. Это определило необходимость целенаправленной работы по музыкальному развитию детей, в связи, с чем нами была разработана система работы по формированию основ музыкальной культуры детей старшей группы.

На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию музыкальной культуры детей.

Для осуществления второго этапа нами был разработан комплекс мероприятий, который включал в себя:

- знакомство детей со сказками о волшебной силе музыки;

- консультации, беседы для родителей;

- доклады для педагогов;

- круглый стол «Музыка в семье»;

- совместное мероприятие «В стране Волшебной»;

- изготовление музыкальных инструментов самоделок, для музыкального уголка;

- рисование музыки.

По результатам констатирующего эксперимента был сделан контрольный срез уровня музыкальной культуры детей и получены следующие данные.

В экспериментальной группе повысилось число детей с высоким уровнем развития музыкальной культуры, которые составляют 25%, т.е. 5 человек, в контрольной группе детей с высоким уровнем музыкальной культуры нет. Испытуемые со средним уровнем развития музыкальной культуры в экспериментальной группе - 65%, т.е. 13 человек, в контрольной группе - 75%, т.е.15 человек. Детей с низким уровнем музыкальной культуры в экспериментальной группе - 10%, т.е. 2 человека, в контрольной группе - 25%, т.е. 5 человек.

Анкетирование родителей показало, что в экспериментальной группе:

- повысился интерес к музыкальной деятельности;

- увеличилось время музицирования дома.

Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашего исследования: уровень развития музыкальной культуры детей будет выше, если:

- музыкальные впечатления дети будут получать не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни ДОУ;

- будет правильно организована предметно-пространственная музыкальная среда;

- музыкальная деятельность детей будет правильно стимулироваться и косвенно управляться педагогами, нашла свое экспериментальное подтверждение.

Литература:

1. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - М.: Просвещение, 1992. - 222 с.

2. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П.Радынова - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.

Миндерова Т. А., Кириллова Н.Н.

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, развития его музыкальных способностей.

В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, в образовательной области «Музыка» предполагается двухстороннее взаимодействие содержательных и целевых установок во всех областях воспитательно-образовательного процесса. Поэтому мы ставим перед собой как общие задачи личностного становления ребенка, так и согласованные с ними, отражающие специфику данной области, вносящие свой вклад в формирование общей культуры детей.

В процессе музыкального воспитания дошкольников важное место занимают музыкально-дидактические игры. Разнообразные по задачам и содержанию, они учат слушать музыку, разли­чать высоту, тембр, силу и длительность звука. Развивая музы­кальные способности детей, они помогают более успешно усва­ивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества. Многообразные задачи, которые приходится детям решать в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои инте­ресы интересам коллектива.

Музыкально - дидактические игры осваиваются детьми в системе на основе перспективного планирования по всем возрастным группам. Малыши обладают непроизвольным вниманием, поэтому важно эмоционально воздействовать на их чувства и интересы, использовать наиболее эффективные формы взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», наглядность (красочные картинки, иллюстрации, мягкие игрушки, театр на фланелеграфе, карточки, схемы, модели и др.)

Ознакомление с новой игрой происходит на музыкальных занятиях. Игры используются в комплексных, интегрированных занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность детей в группе. Воспитателей знакомим с содержанием музыкально-дидактических игр, обучаем правильной методике преподнесе­ния этого материала. Вместе с воспитателями определяем, кому из детей нужна индивидуальная помощь, составляем план последо­вательного внесения дидактического материала.

Развивая музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический), музыкальную память, мышление проводим игры: «Кто в домике живет?», «Курица и цыплята», «Буратино», «Что делают дети?», «Колпачки» и др. (младший дошкольный возраст), «Музыкальное лото», «Три поросенка», «Повтори звуки», «Прогулка», «Угадай инструмент», «Найди щенка», «Веселая пластинка» и др. (старший дошкольный возраст).

С целью комплексного воздействия на ребенка, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную и познавательную активность, расширяем музыкальное восприятие в целом посредством музыкально-дидактических игр. Первая группа игр, которые мы используем в старшем дошкольном возрасте, дает представление детям о характере музыки, например: игры «Солнышко и дождик», «Три медведя», «Подбери музыку», о музыкальных жанрах (песня, танец и марш) - «Какая музыка?», «Удивительный светофор», «Цветик-семицветик» и др. Вторая группа игр дает представление о средствах музыкальной выразительности («Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?», «Громкая и тихая музыка», «Ритмохлопы» и др.). Третья группа музыкально-дидактических игр позволяет формировать у детей понятие о содержании музыки, о музыкальных образах («Узнай сказку», «Подбери картинку», «Музыкальный телефон» и др). Здесь ребенок ставится в проблемные ситуации, побуждается к деятельности экспериментирования. Очень важно вовремя поощрять детей, поддерживать их творческую инициативу и для развития творческих способ­ностей, и для воспитания чувства коллективизма, дружбы, това­рищества.

Таким образом, в воспитательно-образовательном процессе музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющим приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки, а также способствовать формированию личности ребенка.

Мифтахутдинова Н. Р.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальная сказка - это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Придуманный подбор музыкальных произведений создает необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик у ребенка. Через музыку познается и красота природы, присутствующая во всех сказочных постановках.

Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие со­бытия, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.

Постановка сказки - это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых - выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.

Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегча­ет работу с текстом. В сюжет музыкальных сказок включают классическую и народную музыку. Можно использовать и со­временные эстрадные песни, доступные детям. В детском ис­полнении они звучат более эмоционально.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. Она сопровождает сценическое действо, служит своеобразным звуковым представлением каждого персонажа, появляющегося на сцене, помогает создать нужный образ сказочного героя. На музыкальных занятиях мы учим детей дошкольного возраста понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать послушанное произведение, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учим передавать настроение и чувства героев, создав целостный музыкальный образ. Возможность высказаться дается каждому ребенку. Все средства , используемые мной на музыкальных занятиях, должны помочь лучше понять музыку, лучше проникнуться в её содержание, так как музыка поможет выразительнее исполнить тот или иной образ. В постановках музыкальных сказок я чаще использую музыкальные произведения П.И.Чайковского, Камиля Сен-Санса, М.П.Мусоргского, М.И.Глинки, русские народные мелодии и песни, а также современные детские песни и фонограммы для изображения того или иного героя.

Сказка и сама музыка, звучащая в этих сказках, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память. С детьми учим танцевальные импровизации, музыкально пластические игры и упражнения, что развивает естественность, свободу и выразительность движений тела. Музыка помогает ребенку, подсказывает своими выразительными средствами запомнить заданные позы и создавать образы животных и людей с помощью выразительных пластических движении. При разучивании танцев даю возможность самим сочинять танцы. В театральных постановках мы поем знакомые песни и разучиваем специальные песни по сюжету сказки.

Педагогу важно выбрать интересную и удачную сказку, чтобы эта сказка понравилась и детям, и взрослым. Необходимо, чтобы в сказке происходили интересные сценки, диалоги между героями, танцевальные импровизации и различные события. И сказка имела воспитательный характер.

Очень важно, при подготовке театральной постановки изготовить различные декорации и атрибуты например: дом, березку, ёлку, печь. Но все же хочется, чтобы декораций было по больше, потому что чем красочнее декорации, тем ребенку легче вжиться в роль.

При работе над спектаклем распределяются роли. При распределении ролей обычно смотрим, сможет ли ребенок справиться с ведущей ролью, подходит ли эта роль по характеру ребенка и т.д. В спектаклях играют все дети: кто-то исполняет главную роль, кто-то танцует, кто-то изображает «речку», «яблоню», «лебедей», «собачку», «Бабу Ягу» и.д.

Дети старшего дошкольного возраста стали героями сказок «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Дюймовочка» и т. д. В спектакле были задействованы все дети: одни выступал в роли героев сказок, другие участвовали в танцевальных импровизациях изображая птиц, мухоморов в сказке «Красная Шапочка», жуков, лягушек, ласточку и эльфов - в «Дюймовочке». Они удивили своей артистичностью, яркостью костюмов. Каждый из них входил в образ своего героя: то добрая доверчивая Красная Шапочка, то легкая изящная Дюймовочка, то прекрасная Спящая красавица. Даже Волк стал добрым, внимательным в сказке «Красная Шапочка» на новый лад.

Большую помощь оказывают родители воспитанников в изготовлении костюмов и декораций, атрибутов к различным сказкам.

Счастливые улыбки и радостные лица детей после увиденной музыкальной сказки говорят о том, что этот вид театрализованной деятельности и музыка, звучащая в сказках, им очень нравится и положительно влияет на развитие личности ребенка.

Ожиганова Л.Д.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение их потребностей и интересов, активизация творческого потенциала. Развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в воспитании творческой и гармонично - успешной личности ребёнка. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

В нашем дошкольном учреждении организован кружок «Танцевальные Барбарики» по развитию музыкально - ритмических движений у детей, на котором дети учатся понимать специальный язык музыки, его жанр, характер и особенности ритмического рисунка для полноценного восприятия музыкальных произведений и его творческого отображения в танце. Это дает детям возможность поднять свой потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

Ведь танец - это творчество, это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках. Создавая проект танцевального кружка на базе нашего детского сада, мы учитывали потребности детей и желания родителей. Подход к каждому ребенку помогает раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Весь процесс делится на 3 ступени:

1 ступень - обучение упражнению (отдельному движению).

2 ступень - углубленное разучивание упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций).

3 ступень - закрепление и совершенствование знаний двигательных навыков.

Первая ступень обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этой ступени объясняется и демонстрируется упражнение, а дети пытаются воссоздать увиденное, подражая, что создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех первой ступени зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз.

Вторая ступень характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения с музыкой. Дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию самостоятельности выполнения выученных упражнений в целом.

Третья ступень характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. При закреплении качества исполнения упражнений - формируется у детей индивидуальный стиль, и дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

На занятиях ритмикой подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей, использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки); разных видов занятий (сюжетное, занятие - импровизация, игровое); дает большой потенциал для развития детей. Продолжительность занятий: первый год - 4-5 лет - 20-25 минут; второй год 5-7 лет - 30-35 минут. Занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются.

Большое значение уделяем выражению эмоций через движение - именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Интересное наблюдение - в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

На успешность детей большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

На занятиях ритмики мы рассказываем детям об истории возникновения танцев, которые они танцуют в данный момент, и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой - это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. Дети учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие.

На занятиях используется наглядный материал (карточки из творческой лаборатории), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. Так же используем упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые дают оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Данная работа способствует более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки. Это в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его музыкально - ритмических движений, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Литература:

1. Бекина, С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984.

2. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики "Ритмика". Пермь, 1997.

3. Ерохина, О.В. "Школа танцев для детей". Феникс, 2003.

Помыткина Т.В.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ритм (в переводе с греч. - соразмеренность) - чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм - один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично. То есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительностей звуков.

Для чего нужно развитие этого чувства у детей? Предметом изучения любой дисциплины является жизнь во всем многообразии ее проявлений. Музыка- это тоже жизнь. Поэтому простейшее «омузыкаливание» явлений жизни и есть путь маленького человека в музыку.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и педагогических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Понятие «ритм» в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы, социальной жизни и искусства затрагивалась многими учеными (В.И.Вернадский, Н.А.Бердяев, А.К.Горский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский). В психологии (Н.Д.Левитов, Л.Б.Ительсон) ритм, темп и динамика определены как необходимые компоненты трудовой деятельности. К.Бюхер обосновал зависимость развития человечества в филогенезе от развития чувства ритма. Б.М.Теплов раскрыл основу музыкально-ритмического чувства.

Проблемой изучения значения ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Э.Жак-Далькроз, Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, М.А.Румер, Е.В.Конорова и др. Кратко рассмотрим некоторые системы музыкального воспитания, выделив роль ритма, которые частично я использую в своей работе.

Наши рекомендации