Упражнения на внимание для детей (от 4 до 6 лет)

Слушаем тишину.

Дети закрывают глаза и слушают внимательно. Все что услышат – шаги в коридоре, шум листвы за окном, разговоры, дыхание рядом сидящего, шорохи, шарканья, чихания – об этом рассказать.

2. Посмотри – пересядь.

Дети сидят на стульях в полукруге. Нужно выбрать глазками партнера и по сигналу педагога поменяться с ним местами. Нельзя кивать, договариваться словами. Повторить, но меняться уже с другими детьми.

Хлопки.

Педагог хлопает в ладоши один, два, три и четыре раза. Нужно договориться, что дети делают на определенное количество хлопков:

один хлопок – все бегут к окну

два хлопка – приседают

три хлопка – подпрыгивают

четыре хлопка – садятся на стульчики

Повторюшки

Веселая игра для разрядки и перехода на другие упражнения. Я – ведущий, дети – мои отражения в зеркале. Все, что я делаю, они должны повторить. Движения лучше придумывать веселые, необычные.

Упражнения на внимание для детей всех возрастов (от 7 до 12 лет)

Дружное эхо

Ведущий хлопает один раз. Дети также должны хлопнуть, но все вместе. Как один человек. Нельзя хлопать одновременно с ведущим. Это повторяет звук через небольшой промежуток времени. Также и здесь.

Алфавит.

Встать в линейку по алфавиту по именам. Дается 30 секунд. Ведущий вслух считает.

То же, но теперь построиться по станциям метро, улицам, на которых живут участники игры.

Словесное действие

Слово должно быть действенно! Со сцены, перед аудиторией, в классе, в спектакле надо прочесть наизусть написанный (чужой) текст так, как будто это твои мысли и чувства, как будто сам говоришь. Обычно ребенок не знает, как читать, и произносит выученный текст как-нибудь. В его звучащей речи нет присвоения материала, текст звучит безжизненно, вяло, неэмоционально.

...

Читайте стихи, тексты… выразительно!

Чтобы научиться так читать, необходимо сначала разобрать сам текст. Понять, что случилось, что произошло в тексте. Попробовать пересказать его своими словами. Увидеть то, о чем говоришь во всех подробностях. Понять, зачем говоришь это? Для чего? Кому говоришь? Кто ты? Создать образ рассказчика. Чего хочешь добиться от зрителя?

Словесное действие тренируем на небольшом материале, таком как скороговорка. Сначала скороговорку нужно отработать по звукам. Вначале это – чистоговорка.

После того как она отработана, можно нагрузить ее действием. Например, берем скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.

Какое действие можно взять? Например: приласкать. Говорим, представляя партнера угрюмым, обиженным. И этой скороговоркой приласкаем его.

Действия можно выбрать различные: убедить в своей правоте, вселить страх, разоблачить, признаться в любви, обругать и т.д.

Упражнение для детей от 4–6 лет

Два ребенка ведут диалог. Один – хозяин, другой – кот. Задача первого – уличить в краже сметаны, задача другого – не выдать себя.

–Кто нитку прядет?

– Кто, кто – кот!

– А кто ткань ткет?

– Кто, кто – кот!

– А кто куртку шьет?

– Кто, кто – кот!

– А кто из кладовки

сметану крадет?

Молчит кот.

Только облизывает рот.

Упражнения для детей от 7–12 лет

1.Скороговорки – у каждого – своя. По одному ребята читают скороговорки. Конечно же четко, звучно. Потом я даю задание: прочесть как что-то страшное, представить себе фильм ужасов. Потом рассказать как что-то смешное, анекдот. Задачи меняются – испугать, заинтриговать, поделиться секретом, рассмешить, убедить, разоблачить, обласкать, похвалить, уличить, насплетничать и т.д.

Дразнилка.

Первый: Жадина, жадина,

Съела шоколадину!

Второй: Съела виноградину, Смородину-громадину!

Первый: Съела девять видиков, Девятнадцать ходиков!

Второй: Девяносто гвоздиков, Десять пароходиков!

Вариант 1. Читают двое. Каждый по две строчки. Отношение. Первому жадина не нравится, он ее ругает, второму – наоборот, он от нее в восторге, и превозносит. Задача: убедить зрителей в своей правоте. Потом зрители оценивают. Голосуем – кто был убедительнее. Вариант 2. Исполнители не конфликтуют. Но оба добиваются одной цели – отругать жадину. Или наоборот, похвалить.

Видения

Когда делишься своими мыслями и чувствами, всегда видишь и знаешь, о чем говоришь. Для того чтобы присвоить чужой текст, чтоб он стал твоим, необходимо увидеть все, про что написаны стихотворение, прозаический отрывок, монолог в роли. Видеть не в общих чертах, а подробно, в деталях.

Поэтому часто, когда ученик читает наизусть выученное стихотворение, я останавливаю и прошу своими словами подробнее описать, что он видит. Прошу остальных ребят задавать вопросы по тексту. Задача исполнителя не просто подробно увидеть и рассказать. Но еще глубже проникнуть в то, что хотел сказать автор. По тому, как описывает ребенок свои видения, можно судить о глубине проникновения в атмосферу произведения. Если он холодно перечисляет, придумав на ходу что-то, чтоб только отстали, не заинтересованно, вяло, скучно, то это неверно. Если же исполнитель сам заражается от своих придумываний, то и мы, слушая, замираем и представляем все, о чем он говорит.

Вот что нужно сделать – представить себе интересные, необыкновенные видения, заразиться и передать зрителю, так, чтоб заразить и его.

Если возникают трудности в попытке увидеть что-то, то я прошу детей выполнить следующее упражнение. На примере этого упражнения я хочу показать, что в видениях своих лучше пользоваться тем, с чем в жизни постоянно сталкиваешься, что хорошо знаешь.

Любимое блюдоУ каждого ребенка есть любимое и нелюбимое блюдо. Он помнит вкус, запах каждого из них. Я прошу рассказать, как готовится это блюдо. О запахах, звуках, тактильных ощущениях – все, что может ребенок вспомнить. Каким после приготовления оно становится на вкус. Дети с удовольствием вспоминают и заражают нас всеми подробностями этого процесса. Если у зрителей потекли слюнки – значит задача упражнения выполнена.

Логика речи

Речь должна быть понятна. Когда мы говорим свой текст в жизни, то не задумываемся, где сделать паузу, на каком слове поставить логическое ударение.

Чтобы чужой текст воспринимался по живому, как будто вы рождаете его здесь и сейчас, необходимо вначале разобрать его по паузам, логическим ударениям.

Многие не чувствуют, как надо читать знаки препинания.

...

Точка вместо запятой!

Часто ставят точку на месте запятой. Слушатель такой текст не понимает. Все предложение разорвано точками на несколько разных частей. Нужно научиться читать длинные предложения, усеянные запятыми, точками с запятыми, тире и т.д. Тянуть мысль, перспективу. Точка в предложении только одна! И интонация поэтому не должна опускаться слишком сильно.

Упражнения:

1.Попробуйте придумать одно предложение так, чтобы подольше его не заканчивать. Например: «Я иду сегодня в цирк, потому что люблю смотреть веселые представления с клоунами, акробатами, жонглерами и множеством дрессированных животных, которые мяукают, лают, прыгают через огненный обруч и смело совершают другие опасные прыжки над цирковой ареной…» и т.д.2.Прочитайте вслух предложенные тексты, стараясь не ставить точек в середине предложения.

«Еду в Минск, из Минска в Пинск, из Пинска в Двинск, из Двинска в Лабинск, из Лабинска в Псков, из Пскова в Гдов, из Гдова в Львов, из Львова в Льгов, из Льгова в Покров, из Покрова в Ковров».

(М.В. Смирнова. Скороговорки в речевом тренинге. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2009)

«Проснулся на другой день он уже довольно поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему: одна села ему на губу, другая на ухо, третья норовила как бы усесться на самый глаз, ту же, которая имела неосторожность подсесть близко к носовой ноздре, он потянул впросонках в самый нос, что заставило его крепко чихнуть, – обстоятельство, бывшее причиною его пробуждения».

(Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Общение

Слово тогда будет действенным, когда направлено на партнера. Словами текста, роли исполнитель пытается чего-то добиться: убедить, доказать, заинтриговать, приласкать и т.д. Должна быть активная заинтересованность в общении. Для этого надо видеть глаза партнера, пытаться проникнуть в его мысли и чувства. Как правило, дети смотрят мимо зрителя, ничего от него не требуют. Чтобы этого избежать, я прошу их не продолжать, пока партнер не кивнет, как-то не отреагирует на фразы партнера.

Кормите меня кашей.

Сказать слово, фразу, предложение и не торопиться продолжить текст. Понять, что сказанная мысль дошла до адресата. Адресат может как-то отреагировать – кивнуть, например. Если говорящий уверен, что его поняли, то можно продолжить.

Каждое слово, как блюдо. Оно может быть хорошо испечено или плохо. Может быть недосоленным, кислым или чересчур пресным. Можно представить, что зритель в данном случае – это маленький ребенок, которого кормят кашей. Ведь перед тем, как давать малышу в рот, нужно каждую ложечку остудить, донести до рта малыша, понять, прожевал ли он до конца. И тогда готовить следующую ложку каши. А многие ученики «перекармливают» нас. Мы еще не успеваем «прожевать», а нам, несмотря на это, всовывают еще и еще ложку за ложкой. Многие говорящие вообще «не доносят до рта».

Рекомендуемый поурочный план

С дошкольниками занятия проходят в играх, подбирать которые нужно последовательно из разделов:

Осанка.

В этом разделе представлены 5 упражнений для детей 4–6 лет и 8 упражнений для детей 7–12 лет

Пальчиковая гимнастика.

Начинать занятия лучше с этого раздела, так как дети в этом упражнении наилучшим образом собирают внимание. Кроме того, говорят все вместе, разминают пальчики. Это как кукольный театр, только вместо кукол – свои же пальцы. Интонацию можно менять. Объяснять детям непонятные слова, придумать, как выглядит тот или иной персонаж стихотворения.

Развитие дыхания.

Для развития дыхания можно использовать начальные простейшие упражнения Стрельниковой – «Ладошки», «Насос», упражнения Савковой.

Речь в движении.

Кидаем мяч об пол и одновременно говорим стихотворение «Мяч»: «Мой веселый, звонкий мяч» и т.д.

С мячом.

Артикуляция, дикция.

Наши рекомендации