Раздел 7. Орфография и пунктуация
Задание 1
Выполните тестовые задания.
1) Укажите слова, в которых пропущена буква о.
1. покл…ниться | 4. отск…чить |
2. оз…рённый | 5. р…вномерный |
3. изл…гать | 6. прик…сновение |
2) Укажите слова, в которых пропущена буква ё.
1. руч…нка | 4. ш…рох |
2. ш…лк | 5. трущ…ба |
3. ж…сткий | 6. сгущ…нка |
3) Укажите слова, в приставках которых пишется буква и.
1. пр…ступить закон | 4. найти пр…бежище |
2. пр…рвать речь оратора | 5. пр…вратности судьбы |
3. пр…вередливый человек | 6. пр…дел допустимого |
4) Укажите слова, в.которых пишется буква з.
1. ра…жечь | 4. во…держаться |
2. бе…вкусный | 5. чере…чур |
3. и…портить | 6. ни…ший |
5) Укажите, в каких словах пишется разделительный ъ.
1. пред…убеждение | 4. с…экономить |
2. двух…ярусный | 5. почтал…он |
3. фельд…егерь | 6. об…ектив |
6) Укажите, в каких словах пишется непроизносимая буква т.
1. сверс…ник | 4. мес…ный. |
2. лес…ница | 5. счё…чик |
3. ровес…ник | 6. ужас…ный |
7) Укажите слова, в которых пропущена буква е.
1. горош…к | 4. кирпич…к |
2. дожд…к | 5. стол…к |
3. кармаш…к | 6.карандаш…к |
8) Укажите слова, которые пишутся через дефис.
1. (авиа)мотор | 4. (вице)адмирал |
2. (по)хорошему | 5. (светло)зелёный |
3. (общественно)полезный | 6. (пол)лимона |
9) Укажите глаголы, в суффиксах которых пишется буква о.
1. доклад… вать | 4. маршир…вать |
2. учит…вать | 5. завид…вать |
3. бесед…вать | 6. развяз…вать |
10. Укажите наречия с буквой а на конце.
1. сначал… | 4. досух… |
2. направ… | 5. влев… |
3. занов… | 6. засветло… |
11. Укажите, в каких словах не пишется ь.
1. роскош… | 4. невтерпёж… |
2. возьмёш… | 5. ран…ше |
3. плач… | 6. л…стить |
12. Укажите слитное написание местоимений
1. (не)(от)кого прятаться | 4. (ни)(с)кем не дружить |
2. (ни)чего не купить | 5. (ни)кого не увидеть |
3. нет (ни)какого ответа | 6. (не)(о)чем говорить |
Задание 2
Укажите, в каких предложениях перед союзом и должна стоять запятая.
1. Воздух дышит ароматом и вся природа оживляется.
2. Он остановил её жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
3. Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
5. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.
6. В это время послышался звонок и она встала.
Задание 3
Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.
1. Сад степь двор все было в холодной тени.
2. Не передать что я почувствовал когда увидел мое Аксаково!
3. Он работал не покладая рук.
4. Жить на земле это же какое счастье!
5. Я быть может сам хотел к вам обратиться за помощью.
6. Денщик качнувшись от удара стоял вытянувшись в струнку и виновато мигая глазами покорно ожидал дальнейшего.
7. Несмотря на приложенные усилия дописать книгу мне не удалось.
8. Весна еще не пришла но все уже бродило вокруг и где-то за склоном этого черного поля лежала холодная и ярко-румяная заря.
9. Горя бояться счастья не видать.
10. Дети старики женщины все смешалось в едином живом потоке.
11. Возбуждение старика прошло и теперь сказывалось сильное утомление язык его заплетался седая голова тряслась глаза слезились.
12. Пошли втроем Наташа Берг и Батурин.
13. Он знал многие языки а именно английский, немецкий, французский и польский.
14. Здесь некогда жил Петр Иванович известный хлебосол.
15. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате.
Раздел 8. Текст. Функциональные стили речи
Задание 1
Подчеркните те части слова, которые имеют характерные признаки письменного стиля.
Вышеуказанный, наиприятнейший, хорохориться, умозаключение, ходатайствовать, констатировать, наиавторитетнейший, воззрение, невыразимый, претворение, поэтизировать, жаждать, жизнеутверждающий.
Задание 2
Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики.
Исправьте предложения.
1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное.
_____________
_____________
_____________
2. В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент.
____________
_____________
_____________
Задание 3
Придумайте и запишите по 2 предложения в разных стилях речи.
_________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов.
- Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее. __________________
- Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах. _______________________
- В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.____________
- Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях._______________________
- Ну и розы у меня нынче вымахали! Погода благоприятствует – вот они и прут со всей дурацкой мочи. Намедни к соседке заходила, дак у нее какие-то хилые, не чета моим. А с моими-то хоть щас на выставку поезжай. _________________________
Задание 5
Произведите комплексный анализ текста. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте орфограммы.
Отрывок из публицистического выступления Антуана де Сент-Экзюпери.
...Чего не хватает нам?
Казалось чтобы во…величить нас, достаточно нас одеть, нак…рмить удовлетв…рить все наши потребности. И понемногу из нас лепили у…кого спец…алиста лишенного всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше чем когда-либо обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое пре…ставление о культуре духа у того кто полагает буд(то) она зижд…тся на знании формул, на запом…нании достигнутых результатов. Самый посредстве…ый ученик политехнической школы знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль, Ньютон. Но никогда ему в голову не пр…дет такой поворот мысли что приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Ибо у тех сначала воспитывали душу... Ньютон это прежде всего человек. Он стал зеркалом Вселенной: слушал как говорят на одном языке зрелое яблоко падающее в саду и звезды июльской ночью. Для него наука была жизнью.
И вот мы с уд…влением обн…руживаем, что нас обог…щают какие(то) загадочные обстоятельства. Мы можем дышать только тогда, когда связаны с другими общей, и притом надличной, целью. Сыновья века комфорта мы испытываем несказа…ое бл…женство делясь в пустыне последними крошками. Тем из нас, кто познал великую радость взаимной выручки в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресными.
Тут нечему удивляться.
1. Определите тему, основную мысль текста.
_______________________________________
2. Какие особенности служат доказательством того, что данный текст публицистического стиля?
_______________________________________
3. Определите тип текста________________________________________________________
4. Какова стилистическая окраска слов зиждиться, ибо? Подберите к ним синонимы – стилистически нейтральные слова______________________
5. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выпишите его и произведите синтаксический разбор.
______________________________________________________________________________
6. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?____
7. Составьте схему сложного предложения с несколькими придаточными.
Задание 6
Развить мысль о своей профессиональной деятельности:
Сегодня трудно поверить, что было время, когда…___________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник / Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.
2. Русский язык и культура речи: учебник для вузов ссузов / А.И. Дунаев, В.Д. Черняк. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 493 с.
Дополнительные источники:
1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студентов СПО / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева, – М.: Академия, 2005. – 320 с.
2. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников / Р.П.Андреева. – СПб.: ИД «Литера», 2005. – 480 с.
3. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Патюшева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 458 с.
4. Большой словарь иностранных слов / Составитель А.Ю.Москвин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 816 с.
5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов /Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.
6. Новый краткий словарь иностранных слов / Ответственный редактор Н.М. Семенова. – 2-е издание – М.: Русский язык – Медиа, 2007. – 795 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общей редакцией проф. Л.И. Скворцова. – 24-е издание, исправленное. – М.: ОНИКС XXI век, 2004. – 896 с.
8. Орфографический словарь русского языка/Под редакцией С.Г. Бархударова. – М.: «Издательство ОНИКС», 2009. – 445 с.
9. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / Автор – составитель О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 416 с.
10. Семушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник / Л.Н. Семушкина. – 2-е издание – М.: Айрис-пресс, 2007. – 352 с.
11. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М.Баш [и др.] – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Цитадель-Трейд, 2009. – 959 с.
12. Словообразовательный словарь русского языка / Автор – составитель А.В.Семенов. – М.: ЮНВЕС, 2005. – 704 с.
13. Культура речи: сборник практических заданий. Режим доступа: http: // www. pandia.ru / text / 77 / 196 / 45505.php
14. Г.К.Трофимова Русский язык и культура речи. Курс лекций. Режим доступа: http: // litirus.ru / lektsii / kurs-lektsiy – russkiy – yazyiki – kultura – rechi.tmt