Раздел 7. Орфография и пунктуация

Задание 1

Выполните тестовые задания.

1) Укажите слова, в которых пропущена буква о.

1. покл…ниться 4. отск…чить
2. оз…рённый 5. р…вномерный
3. изл…гать 6. прик…сновение

2) Укажите слова, в которых пропущена буква ё.

1. руч…нка 4. ш…рох
2. ш…лк 5. трущ…ба
3. ж…сткий 6. сгущ…нка

3) Укажите слова, в приставках которых пишется буква и.

1. пр…ступить закон 4. найти пр…бежище
2. пр…рвать речь оратора 5. пр…вратности судьбы
3. пр…вередливый человек 6. пр…дел допустимого

4) Укажите слова, в.которых пишется буква з.

1. ра…жечь 4. во…держаться
2. бе…вкусный 5. чере…чур
3. и…портить 6. ни…ший

5) Укажите, в каких словах пишется разделительный ъ.

1. пред…убеждение 4. с…экономить
2. двух…ярусный 5. почтал…он
3. фельд…егерь 6. об…ектив

6) Укажите, в каких словах пишется непроизносимая буква т.

1. сверс…ник 4. мес…ный.
2. лес…ница 5. счё…чик
3. ровес…ник 6. ужас…ный

7) Укажите слова, в которых пропущена буква е.

1. горош…к 4. кирпич…к
2. дожд…к 5. стол…к
3. кармаш…к 6.карандаш…к

8) Укажите слова, которые пишутся через дефис.

1. (авиа)мотор 4. (вице)адмирал
2. (по)хорошему 5. (светло)зелёный
3. (общественно)полезный 6. (пол)лимона

9) Укажите глаголы, в суффиксах которых пишется буква о.

1. доклад… вать 4. маршир…вать
2. учит…вать 5. завид…вать
3. бесед…вать 6. развяз…вать

10. Укажите наречия с буквой а на конце.

1. сначал… 4. досух…
2. направ… 5. влев…
3. занов… 6. засветло…

11. Укажите, в каких словах не пишется ь.

1. роскош… 4. невтерпёж…
2. возьмёш… 5. ран…ше
3. плач… 6. л…стить

12. Укажите слитное написание местоимений

1. (не)(от)кого прятаться 4. (ни)(с)кем не дружить
2. (ни)чего не купить 5. (ни)кого не увидеть
3. нет (ни)какого ответа 6. (не)(о)чем говорить

Задание 2

Укажите, в каких предложениях перед союзом и должна стоять запятая.

1. Воздух дышит ароматом и вся природа оживляется.

2. Он остановил её жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.

3. Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.

4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

5. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

6. В это время послышался звонок и она встала.

Задание 3

Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.

1. Сад степь двор все было в холодной тени.

2. Не передать что я почувствовал когда увидел мое Аксаково!

3. Он работал не покладая рук.

4. Жить на земле это же какое счастье!

5. Я быть может сам хотел к вам обратиться за помощью.

6. Денщик качнувшись от удара стоял вытянувшись в струнку и виновато мигая глазами покорно ожидал дальнейшего.

7. Несмотря на приложенные усилия дописать книгу мне не удалось.

8. Весна еще не пришла но все уже бродило вокруг и где-то за склоном этого черного поля лежала холодная и ярко-румяная заря.

9. Горя бояться счастья не видать.

10. Дети старики женщины все смешалось в едином живом потоке.

11. Возбуждение старика прошло и теперь сказывалось сильное утомление язык его заплетался седая голова тряслась глаза слезились.

12. Пошли втроем Наташа Берг и Батурин.

13. Он знал многие языки а именно английский, немецкий, французский и польский.

14. Здесь некогда жил Петр Иванович известный хлебосол.

15. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате.

Раздел 8. Текст. Функциональные стили речи

Задание 1

Подчеркните те части слова, которые имеют характерные признаки письменного стиля.

Вышеуказанный, наиприятнейший, хорохориться, умозаключение, ходатайствовать, констатировать, наиавторитетнейший, воззрение, невыразимый, претворение, поэтизировать, жаждать, жизнеутверждающий.

Задание 2

Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики.

Исправьте предложения.

1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное.

_____________

_____________

_____________

2. В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент.

____________

_____________

_____________

Задание 3

Придумайте и запишите по 2 предложения в разных стилях речи.

_________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов.

  • Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее. __________________
  • Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах. _______________________
  • В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.____________
  • Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях._______________________
  • Ну и розы у меня нынче вымахали! Погода благоприятствует – вот они и прут со всей дурацкой мочи. Намедни к соседке заходила, дак у нее какие-то хилые, не чета моим. А с моими-то хоть щас на выставку поезжай. _________________________

Задание 5

Произведите комплексный анализ текста. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте орфограммы.

Отрывок из публицистического выступления Антуана де Сент-Экзюпери.

...Чего не хватает нам?

Казалось чтобы во…величить нас, достаточно нас одеть, нак…рмить удовлетв…рить все наши потребности. И понемногу из нас лепили у…кого спец…алиста лишенного всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше чем когда-либо обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое пре…ставление о культуре духа у того кто полагает буд(то) она зижд…тся на знании формул, на запом…нании достигнутых результатов. Самый посредстве…ый ученик политехнической школы знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль, Ньютон. Но никогда ему в голову не пр…дет такой поворот мысли что приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Ибо у тех сначала воспитывали душу... Ньютон это прежде всего человек. Он стал зеркалом Вселенной: слушал как говорят на одном языке зрелое яблоко падающее в саду и звезды июльской ночью. Для него наука была жизнью.
И вот мы с уд…влением обн…руживаем, что нас обог…щают какие(то) загадочные обстоятельства. Мы можем дышать только тогда, когда связаны с другими общей, и притом надличной, целью. Сыновья века комфорта мы испытываем несказа…ое бл…женство делясь в пустыне последними крошками. Тем из нас, кто познал великую радость взаимной выручки в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресными.
Тут нечему удивляться.

1. Определите тему, основную мысль текста.

_______________________________________

2. Какие особенности служат доказательством того, что данный текст публицистического стиля?

_______________________________________

3. Определите тип текста________________________________________________________

4. Какова стилистическая окраска слов зиждиться, ибо? Подберите к ним синонимы – стилистически нейтральные слова______________________

5. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выпишите его и произведите синтаксический разбор.

______________________________________________________________________________

6. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?____

7. Составьте схему сложного предложения с несколькими придаточными.

Задание 6

Развить мысль о своей профессиональной деятельности:

Сегодня трудно поверить, что было время, когда…___________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник / Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для вузов ссузов / А.И. Дунаев, В.Д. Черняк. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 493 с.

Дополнительные источники:

1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студентов СПО / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева, – М.: Академия, 2005. – 320 с.

2. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников / Р.П.Андреева. – СПб.: ИД «Литера», 2005. – 480 с.

3. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Патюшева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 458 с.

4. Большой словарь иностранных слов / Составитель А.Ю.Москвин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 816 с.

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов /Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.

6. Новый краткий словарь иностранных слов / Ответственный редактор Н.М. Семенова. – 2-е издание – М.: Русский язык – Медиа, 2007. – 795 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общей редакцией проф. Л.И. Скворцова. – 24-е издание, исправленное. – М.: ОНИКС XXI век, 2004. – 896 с.

8. Орфографический словарь русского языка/Под редакцией С.Г. Бархударова. – М.: «Издательство ОНИКС», 2009. – 445 с.

9. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / Автор – составитель О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 416 с.

10. Семушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник / Л.Н. Семушкина. – 2-е издание – М.: Айрис-пресс, 2007. – 352 с.

11. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М.Баш [и др.] – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Цитадель-Трейд, 2009. – 959 с.

12. Словообразовательный словарь русского языка / Автор – составитель А.В.Семенов. – М.: ЮНВЕС, 2005. – 704 с.

13. Культура речи: сборник практических заданий. Режим доступа: http: // www. pandia.ru / text / 77 / 196 / 45505.php

14. Г.К.Трофимова Русский язык и культура речи. Курс лекций. Режим доступа: http: // litirus.ru / lektsii / kurs-lektsiy – russkiy – yazyiki – kultura – rechi.tmt

Наши рекомендации