Вопрос 3. Принципы и условия эффективного школьно-семейного взаимодействия
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний(на основе домашней самостоятельной работы):
- краткие сообщения по пунктам: а) принципы, б) условия, которых необходимо придерживаться в организации школьно-семейного взаимодействия.
Э т а п 2.Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Ученые выводят типологию принципов педагогического взаимодействия с семьей исходя из ведущей идеи, которая принята ими за основу:
- Л.В. Байбородова считает, что формирование сотруднических отношений между педагогом и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от реализации таких принципов как:
обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
организация совместного творчества учителей, учащихся, родителей; гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленного на воспитание и развитие детей.
- О.А. Шостакович отмечает, что демократизация общества требует осуществления педагогического взаимодействия педагога с семьей на основе следующих принципов целостного педагогического процесса:
гуманизация взаимодействия с семьей;
целеустремленность;
системность и последовательность;
учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей.
- В.Н. Белоногова называет и такие принципы: системность, комплексность, превентивность, экологичность (единство экологического пространства во взаимодействии; обеспечивает сбережение и развитие индивидуальных способностей).
2. Чтобы педагог во взаимодействии с детьми и родителями превратился в их соратника и помощника, а педагогика насилия - в педагогику сотрудничества очень важно знание и реализация принципов гуманистической психологии и педагогики (изложены в работах К. Роджерса, А. Маслоу, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.В. Гавриловен, В.Т. Кабуша и др.).
3. Н.Е. Щуркова утверждает, что связь школы и семьи может приобрести форму альянса (союз двух субъектов воспитательного процесса). Автор формулирует основные руководящие положения партнеров - принципы:
соглашения, то есть договоренности двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о развитии ребенка;
сопряжения - согласного установления взаимосвязи двух разных сфер жизнедеятельности ребенка, семьи и школы посредством определения их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии;
сопереживания - взаимного выражения отношения к происходящему в жизни школы и семьи, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка;
сопричастности - проявления непосредственного или опосредованного отношения к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития;
содеянности - реального свершения обоюдных практических действий, способствующих "здесь и сейчас" повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка [14, с. 298-314].
4. Каждый из принципов реализуется как через общие, так и через частные правила, условия.
Основополагающие из них:
родители не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса;
переход школы от доминирующей роли на осуществление групповых и индивидуальных форм работы, основанных на диалоге;
осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семье;
установление эффективного, основанного на диагностике контроля, поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей [3, с. 8].
5. Некоторые авторы (В.А. Сластенин и др.) выделяют определенные условия положительного взаимодействия:
доверительные отношения между педагогами и родителями; трансляция" положительного образа ребенка;
диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие условия, необходимые для развития ребенка;
диагностика воспитательных возможностей семьи, ибо взаимодействие иногда складывается по-разному и др.
6. Установлены некоторые правила организации взаимодействия педагога с родителями:
классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
общение с родителями должно быть во благо ребенку;
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу [4, с. 187].
Н.И. Дереклеева в одной из своих работах (Основные направления работы классного руководителя в современных условиях. - М, 1999) интерпретирует правила успешности взаимодействия (и воздействия) педагога и ученика, родите-; ля и ребенка, взрослых и детей. Это взаимодействие должно быть:
неформальным;
демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребенка;
направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков;
справедливо и объективно;
с шансом на перспективу.
Задание № 2. Считается, что гуманистическое воспитание призвано формировать гуманистическую сферу личности как систему взаимосвязанных ее уровней. По С.А. Ковалеву это: поведенческий, потребностно-мотивационный, эффективно-когнитивный, ценностный (диспозиционный) уровни.
Как, на ваш взгляд, названные компоненты личности педагога-гуманиста проявляются в организации гуманистически ориентированного взаимодействия с родителями учащегося (через реализацию определенных принципов, условий, правил и др.). Составьте краткое резюме (текст, схема, таблица и т. п.).
Задание № 3. Известный французский ученый СелестенФрене в своей книге раскрывает сущность педагогических инвариантов, которые могут служить принципами практического управления школой. Автор утверждает: знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы - все равно что ставить повозку впереди лошади.
Проанализируйте (в парах, в группах), как соотносится данное утверждение с обсуждаемым вопросом "Принципы, условия и правила эффективного школьно-семейного взаимодействия ".
Изложите обобщенное мнение.
Задание № 4. Ш.А. Амонашвили разработал гуманистическую систему, которая позволила выявить "диалектическую зависимость воспитания ребенка от очеловеченного педагогического процесса" (недопустимость использования средств, провоцирующих ребенка на антисоциальные поступки; представление ребенку необходимого общественного простора для проявления своей истинной индивидуальности; очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе и др.).
Кратко напишите, каким принципам, правилам будете обучать родителей лью "очеловечивания" домашней среды, ее педагогизации, усиления воспитательного потенциала.
Задание № 5.Ответьте на вопросы:
1Как вы понимаете суждение И. Канта "Главное требование взаимодействия - всегда необходимо относиться к себе и к учащимся как к цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности"?
2 Что предполагает аксиологический подход в совместном взаимодействии педагога и детей, педагога и родителей? Обоснуйте ответ.
3 Согласны ли вы с тем, что чем выше субъектность педагога, тем выше уровень взаимодействия его с детьми, с родителями?
4. Можно ли считать адаптивность, развитие, психологическую комфортность личностно-ориентированными принципами при выборе технологии обучения и воспитания детей и родителей, ориентируясь на гуманистическую психологию? Ответ обоснуйте.
5. На преобладании каких ценностей базируется реализация принципов "приоритета семьи в обществе", "гуманистических ценностей" при построении взаимодействия "школа - семья"?
6. На каких принципах основывается продуктивное сотрудничество педагогов, детей и родителей?
7. Какие условия продуктивного взаимодействия педагога с родителями вы усвоили?
8. Как соотносятся между собой условия и правила эффективного взаимодействия педагога с родителями? Покажите на конкретных примерах.
9. Как вы представляете сущность действий педагога в альянсе "школа - семья" по алгоритму: договор - предложения с двух сторон - отклик на событие -помощь (школа - семья; семья - школа) - общее дело "школа-семья-дети"?
10. Какое отношение к взаимодействию педагога с родителями, на ваш взгляд, имеют принципы системы гуманистического воспитания, представленные в работах белорусского ученого В.Т. Кабуша: духовность, толерантность, гармонизация, персонификация, социализация, демократизация, рационализация? Ответ обоснуйте.
Вопрос 4. Системный подход к педагогическому взаимодействию с семьей Этап1. Выявление уровня усвоенных знаний(на основе домашней самостоятельной работы):
- обзор литературы по изучаемому вопросу;
- выборочная проверка письменной работы (схема, таблица и т.п. по составляющим системного взаимодействия "педагог-родитель").
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. К настоящему времени исследовано и обосновано ряд подходов к построению воспитательного процесса. Это системный, личностно-ориентированный, си-нергеческий, средовый, социокультурный, коммуникативный и др.
2. Большинство ученых (Е.Н. Барышников, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, И.А. Карпюк, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, Е.Н. Степанов, М.Б. Чернова и др.) считают, что подход - это комплексное педагогическое средство, включающее три важных компонента:
основные понятия, необходимые для изучения, управления и преобразования воспитательной практики (к примеру, в системном подходе - "система", "системность", "элемент", "структура" и др.);
принципы как исходные положения ("основополагающие идеи", "основные правила", "требования" и т. п.);
методы, приемы и средства построения (моделирования) процесса воспитания, воспитательной системы (технологическая составляющая).
3. К основным компонентам системы воспитания исследователи относят:
индивидно-групповой (администрация, учителя, сотрудники и др.);
ценностно-ориентационный (ценности сообщества детей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедеятельности ученической общности; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы);
функционально-деятельностный (системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление процессом воспитания);
отношенческо-коммуникативный (отношения в сообществе детей и взрослых; внешние и внутренние связи воспитательной системы);
диагностико-результативный (критерии и показатели эффективности) [12, с. 90].
4. В последнее время теоретиками и практиками создано и апробировано ряд программ, основанных на системном подходе и нацеленных на планомерное, целенаправленное взаимодействие школы с семьей, педагога с родителями учащихся. Будущему педагогу целесообразно познакомиться с такими программами, как "Семья" (Н.И. Дереклеева), "Семья и школа" (Л.В; Байбородова), "Я и моя семья" (Т.В. Плахова) и др.
5. Авторы предлагают составлять программы взаимодействия школы и семьи по различным направлениям:
- Н.И. Дереклеевой отмечается, что осуществляя программу "Семья", классный руководитель выполняет следующие функции:
изучает семьи своих учеников, положение детей в семье и условия их проживания;
регулярно проводит родительские собрания, темы которых планирует с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы;
проводит индивидуальные и групповые консультации с учетом назревшей необходимости;
привлекает родителей класса к сотрудничеству на всех направлениях деятельности классного руководителя;
поощряет родителей, активно участвующих в жизни школы и класса и др. [4].
- Л.В. Байбородова рекомендует программу "Семья и школа" составлять по следующим направлениям:
диагностика семьи, изучение ребенка;
санитарно-гигисническое воспитание и лечебно-оздоровительная работа;
учебный процесс;
внеучебная воспитательная работа;
социально-психологическая поддержка семьи;
исихолого-иедагогическое просвещение родителей;
примерная тематика выступлений специалистов (психологов, логопеда, психоневролога и др.).
Научно-методическое обеспечение программы "Семья и школа", "Семья" и др., может быть представлено такими направлениями и формами:
- педагогические советы;
- семинары для педагогов школы;
- семинары и консультации для классных руководителей;
- индивидуальные консультации педагогов специалистами;
- проведение открытых занятий с родителями, совместных занятий для учащихся и родителей;
- изучение и обобщение опыта работы педагогов с семьями:
- подготовка в помощь родителям методических материалов, памяток по обучению и развитию детей;
- разработка программы и методики изучения семьи, схемы-карты, фиксирующей информацию о семье и ребенке;
- составление рекомендаций для проведения социально-педагогического консилиума по коррекции ребенка и работе с его семьей;
- создание картотеки публикаций по проблеме сотрудничества семьи и школы;
- приобретение литературы по вопросам работы с семьей;
- разработка форм представления информации родителям о ребенке;
- работа родительского комитета и др. [2].
Задание № 2.Как известно, интеракция - это целенаправленное взаимодействие и взаимовлияние участников процесса общения, в основе которого лежит личный опыт каждого.
Кратко перечислите (текст, схема, таблица и др.) направления в системе взаимодействия педагога с родителями? Как будете учитывать, использовать личный опыт родителей в развитии взаимодействия?
Задание № 3. Система взаимодействия педагога с родителями включает как обязательный элемент мониторинг качества, эффективности.
Как отмечают исследователи Ф.И. Храмцова, Н.Н. Захожая и др., процедура оценивания-экспертизы основывается на диагностической и аналитической информации.
Принципы экспертизы: объективность; адекватность; мотивированность; критичность; стимулирование; доступность.
Обсудите сущность каждого из принципов.
Задание № 4. Для будущего учителя важным является вопрос, готов ли он троить свои отношения с родителями учащихся па основе принципов гуманистической психологии и педагогики (зарубежные исследователи: К. Роджерс, А. Маслоу; отечественные: В.В. Буткевич, К.В. Гавриловен, В.Т. Кабуш,А.П. Сманцер и др.), согласно которым личность рассматривается как уникальная целостная система.
Проанализируйте, с таких ли позиций к вам относятся сокурсники, преподаватели и др. Какие ощущения вы при этом испытываете?
Задание № 5.Ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете сущность педагогического взаимодействия с семьей с позиции системного подхода?
2. Что можете сказать о системной природе методов, приемов воспитания, применяемых педагогом, родителями?
3. Можно ли утверждать, что системный подход является методологической ориентацией в совместной деятельности педагогов, детей и родителей, при которой объект познания, преобразования рассматривается как система? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Как вы объясните сущность утверждения "Система - это комплекс взаимодействующих компонентов"?
5. Согласны ли вы с тем, что педагог, взаимодействуя с детьми, с родителями, не должен играть роль идеального человека, а лучше - собственную роль? Ответ обоснуйте.
6. Ознакомились ли вы в период практики с вариантами программ взаимодействия "Школа - семья" (Педагог - родители и др.), с их научно-методическим обеспечением? Выскажите свое мнение по этим программам.