Виды обращений, их смысловое различие и особенности текста
Лабораторная работа №6
Построение текстов и языковые средства воздействия
В обращениях граждан.
Цель работы: 1. Получить знания о видах и содержании обращений; получить знания о стратегиях и тактиках языкового воздействия в текстах обращений.
2. Научиться составлять тексты разных видов обращений с использованием различных языковых средств коммуникативного воздействия.
Теоретическая часть:
Общественные отношения, через которые выражается право граждан на обращения, являются предметом регулирования различных отраслей отечественного права: административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и некоторых других. Граждане, обращаясь в органы исполнительной власти, вступают с ними в административно-правовыми отношениями. Следовательно, эти отношения строго регламентированы. Основным законом, регулирующим обращения граждан в органы государственной власти, является Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Федеральный закон обеспечивает механизм реализации ст. 33 Конституции РФ, гарантирующей гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Под обращением граждан (далее – обращение) понимается направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Обязательными реквизитами обращения являются: наименование органа или должностного лица, кому направляется обращение; свои фамилию, имя и отчество; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; текст обращения; личная подпись; дата.
Письменное обращение, согласно закону, должно быть корректным, кратким (не более 2000 символов), содержать всю необходимую информацию для рассмотрения дела. Также закон содержит перечень обращений, не подлежащих рассмотрению: не подлежат рассмотрению анонимные обращения и без указания почтового адреса. Кроме того, не принимаются обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения; угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи; а также в случаях, если текст письменного обращения не поддается прочтению.
Таким образом, правильно составленный текст обращения является залогом его приема на рассмотрение, а также скорого разрешения дела.
Виды обращений, их смысловое различие и особенности текста
Предметом заявления является реализация своих гражданских прав через соответствующие органы законных прав и интересов граждан. Иными словами, заявление содержит требование к властям признать специальное право, уже предоставленное законом, и выполнить соответствующие действия по его реализации.
Особенностью заявления в качестве обращения является частный характер просьбы, не касающийся профессиональной деятельности и должностных обязанностей. Например, нельзя считать обращением заявление о приеме на работу или заявление о переводе на другую должность. Также нельзя считать обращением заявление, поданное в судебные органы или органы надзора (например, исковое заявление, заявление в полицию, ходатайство).
Заявление, являющееся обращением, может содержать просьбу гражданина о содействии в реализации своих прав и свобод или прав и свобод других лиц. Например, просьбу о начислении дополнительных выплат, просьбу о совершенствовании работы государственного органа; просьбу о присвоении награды другому лицу и т.п. Кроме просьбы в заявлении может содержаться сообщение гражданина о нарушении законов, о недостатках работы государственных органов, органов местного самоуправления или должностного лица.
Текст заявления, как и любого другого обращения, должен начинаться с приветственной формы вежливости: Уважаемый(ая) {Имя Отчество}! или Уважаемый(ая) {наименование должности}!.
Затем сразу необходимо переходить к сути сообщения или просьбы, чтобы сразу ввести адресата в курс дела. Для этого используются такие речевые конструкции, как: Прошу Вас о…, Прошу Вас предоставить мне…, Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой…, Сообщаю Вам о том, что…, Хочу сообщить Вам о том, что …, Довожу до Вашего сведения…, Примите к сведению тот факт, что… и т.п.
Просьба или сообщение, содержащиеся в тексте заявления, должны быть аргументированы, то есть сопровождаться необходимым и достаточным количеством фактического материала, который может подтверждаться приложенными копиями документов, фотографий и прочей доказательной базой.
Завершить текст заявления следует на позитивной ноте (С уважением. Искренне надеюсь на скорое разрешение моего дела). Иногда используются конструкции с пожеланиями успехов адресату для поддержания положительного настроя (Желаем успехов в Вашем нелегком труде).
К жалобам относятся просьбы гражданина или граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушениисубъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес организации, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.
Текст жалобы чаще всего содержит много слов с негативной окраской (возмущен, возмущены, недовольны, меня оскорбляет, мы угнетены сложившейся ситуацией, ужасно, невыносимо). При этом авторам жалобы важно не допускать оскорбительных и ругательных выражений.
При написании жалобы следует подробно описать сложившуюся ситуацию с обязательным указанием обстоятельств, фактов, имен, дат, числовых значений, адресов, должности и прочих подробностей, необходимых для разрешения проблемы. При этом необходимо стараться не загромождать жалобу излишней информацией, помня о том, что обращение должно быть кратким и информативным одновременно.
После изложения всей необходимой информации автору необходимо четко указать, чего он хочет добиться. Нужно четко излагать свои требования, не допуская никаких разночтений, двоякого смысла и общих фраз. Например, не стоит писать: я требую справедливости; сделайте же что-нибудь и т.п.
Завершить жалобу желательно на позитивной ноте с выражением надежды на понимание и благополучное разрешение дела.
Особым видом обращения являетсяпредложение. Предложение – это рекомендация гражданина или граждан по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. В этих документах граждане просят решить ту или иную проблему, с которой сами они справиться не могут, но, в отличие от заявления, предлагают пути решения сложившейся ситуации. Предложение является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении, зафиксированного в п.1 ст.32 Конституции РФ.
Предложение не связано с нарушением прав, оно не связано и с реализацией каких-либо прав заявителя; оно направлено на внесение каких-либо изменений в существующий порядок и законодательство. Предложения могут быть самыми различными по содержанию, но они всегда направлены на улучшение работы федеральных органов исполнительной власти либо на изменение изданных
ими нормативных актов.
Текст должен начинаться с традиционного приветствия. Как правило, с предложениями обращаются в различные законодательные органы, поэтому используется групповая форма приветствия. Например, Уважаемые депутаты Государственной думы, или Уважаемые члены Совета Федерации и т.п.
После приветствия целесообразно сразу приступать к описанию проблемы. В заключении предлагаются пути решения проблемы (например, рекомендации принятия соответствующих законов или поправок к ним). Цель предложения –решение проблемы как социального явления, недопущение повторения подобной ситуации.
Текст предложения, как и прочих видов обращений, должен быть структурирован, разбит на смысловые блоки, абзацы, пункты. Каждая новая мысль (или ее логическое продолжение) должна начинаться с нового абзаца или пункта. Предложения (как вид обращения) всегда содержат много ссылок на законодательные и нормативные акты. Зачастую присутствуют ссылки на авторитетные мнения, на материалы периодических изданий, публикаций, выступлений. Присутствует обобщающий фактор, статистика, сравнения.