ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1-ЗИМА!
Тема:Технологии обучения чтению в разных образовательных системах: традиционной и развивающей.
Основные понятия: технологии обучения чтению; образовательные системы; периоды обучения грамоте; метод обучения грамоте; типа уроков обучения грамоте.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
- Дайте анализ действующей «Русской азбуке» и Букваря, используемых при традиционном и развивающем обучении.
- Охарактеризуйте периоды обучения грамоте.
- Выделите два основных типа уроков обучения грамоте – знакомство с буквой и закрепление. Охарактеризуйте и представьте структуру уроков.
Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:
Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: анализ современных учебных комплексов, фронтальный опрос; обсуждение, анализ и решение методических задач; активные формы обучения.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.
2. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:
учебно- методическое пособие для студентов высших и
средних специальных заведений по специальности 050708 –
«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:
АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.
3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.
- Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним
a. (2012- 2014).
5. Грамота. РУ. Справочно-информационный интернет-портал - Интернет-ресурс: http://www.gramota.ru
Дополнительная:
1. Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому
действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.
2. Коцур Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период ОГ // НШ.- 2004.- № 7.- С. 11.
3. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.
4. Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21
Задания для самостоятельной работы:
- В подготовительный период происходит знакомство детей с первыми лингвистическими понятиями: предложением, словом, слогом, звуком. Найдите в 2-3 букварях соответствующие страницы, объясните это явление, обратите внимание на последовательность изучения понятий.
- Представьте и оцените способы предъявления слов для звукового анализа.
На примере слов в полном объеме проведите слого-звуковой анализ, имитируя образцовый монологический ответ ученика. Сравните слого-звуковой анализ слов по традиции и фонетический анализ по системе развивающего обучения. Какой из вариантов в большей мере соответствует поставленной цели, если цель – учить слышать звучащее слово.
- Какие приемы чтения можно использовать при работе со слоговыми таблицами и
столбиками слов?
- Какие упражнения можно использовать по связному тексту?
- Охарактеризуйте и представьте структуру урока знакомство с новым звуком(ами)и буквами.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (ЛЕТО)
Тема:Технологии обучения письму в двух системах обучения: традиционной и развивающей.
Основные понятия: технологии обучения письму; графический навык; каллиграфия; гигиенические условия выработки навыка письма; типы уроков обучения письму.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Назовите основную цель и задачи обучения письму младших школьников.
2.Назовите этапы формирования графического навыка.
3.Перечислите гигиенические условия выработки навыка письма.
4.Раскройте суть каждого метода и приема обучения письму.
5.Назовите этапы урока письма.
6.Сформулируйте требования к урокам письма.
Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:
Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: эвристическая беседа; опрос; обсуждение, анализ и решение методических задач; активные формы обучения.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Давлетбаева Р.Г. Методика проведения уроков русского языка в 1-м классе.- М.-2008.-Интернет-ресурс: books.google.ru/books?isbn=5295045072
2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.
3. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:
учебно- методическое пособие для студентов высших и
средних специальных заведений по специальности 050708 –
«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:
АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.
4. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших
учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.
5. Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним
(2012- 2014).
Дополнительная:
1. Керженцева А.В. Письмо с «секретом» по методике
В.А. Илюхиной//НШ.- 2004.- № 5. -С.39.
2. Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.
3. Максимова Ю.И. Штриховка и развитие речи.// Первое сентября. Нач. школа.-2008. - №№ 9,12,20,23; 2009. - № 1,2
4. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.
5. Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте уроки письма в период обучения грамоте, обращая внимание на следующие стороны урока: гигиенические требования к посадке уч-ся, использованию ручки и т.д.; звуковой анализ на уроках письма; методы и приемы объяснения новой буквы; формирование у детей элементов орфографической зоркости; развитие речи первоклассников.
2. Познакомьтесь с методическими системами Е.Н. Потаповой, Н.Г. Агарковой, В.А. Илюхиной и ответьте на вопросы:
- какова научная основа каждой из систем?
- какие приемы используются для эффективного обучения письму?
- какова структура урока письма при работе по выбранной системе?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема:Развитие речи и мышления в период обучения грамоте.
Основные понятия: речевое развитие; уровни и направления развития речи;
умения связной речи.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Какие изменения происходят в речевом развитии после поступления в школу?
2. Какие умения связной речи, а также культуры речи необходимо формировать в период обучения грамоте?
3. По каким направлениям осуществляется развитие речи в школьной практике?
4. Какая проводится работа над произношением и восприятием звуков речи?
5. Докажите связь работы по развитию речи на различных уровнях?
6. Какая работа проводится по развитию речи на уроках чтения и развитию речи на уроках письма?
Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:
Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: опрос; анализ, разбор и решение конкретных педагогических ситуаций и методических задач; использование деловых и ролевых игр; элементы коллективного способа обучения т.д.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.
2. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:
учебно- методическое пособие для студентов высших и
средних специальных заведений по специальности 050708 –
«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:
АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.
- Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним
(2012- 2014).
Дополнительная:
- Давлетбаева Р.Г. Методика проведения уроков русского языка в 1-м классе.- М.-2008.-Интернет-ресурс: books.google.ru/books?isbn=5295045072
- Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.
- Коцур Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период ОГ // НШ.- 2004.- № 7.- С. 11.
- Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.
- Николаенко Л.В. Упражнения для развития речевого слуха //НШ.- 2006.- № 11.- С.77.
- Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21
Задания для самостоятельной работы:
1.Проанализируйте материалы «Азбуки», страницы прописей и других учебных пособий, которые можно использовать для организации работы по развитию речи на различных уровнях.
2.Проанализируйте тексты «Букваря». Выявите те из них, в которых необходимо уточнение и объяснения значения слов. Какими приемами для этого воспользуетесь?
3.Проанализируйте конспекты и фрагменты уроков с точки зрения присутствия работы по развитию речи, используя для этого дополнительную литературу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема: разработка творческого проекта урока чтения в период обучения грамоте.
К данному занятию необходимо:
1.Изучить литературу.
2.Познакомиться с материалами приложений; проанализировать примерные варианты уроков чтения в период обучения грамоте и др.
3.Разработать несколько фрагментов и развернутый конспект урока чтения в период обучения грамоте.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
- Каковы задачи уроков чтения?
- Типы уроков чтения.
- Каковы структурные и подструктурные компоненты урока чтения в период обучения грамоте?
- В чем суть и цель каждого структурного и подструктурного компонента урока чтения в период обучения грамоте.
Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:
Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: методы проблемного обучения; разбор и решение конкретных педагогических ситуаций и методических задач; использование деловых и ролевых игр; разработка творческих проектов и др.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.
2. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:
учебно- методическое пособие для студентов высших и
средних специальных заведений по специальности 050708 –
«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:
АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.
3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.
- Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним
(2012- 2014).
5. Образовательная система «Школа 2100» –http://www.slovarischool2100.ru
- Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе.- М.-2008.- Интернет-ресурс: books.google.ru/books?isbn=5358045651
Дополнительная:
1. Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.
2. Коцур Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период ОГ // НШ.- 2004.- № 7.- С. 11.
3. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.
4. Николаенко Л.В. Упражнения для развития речевого слуха //НШ.- 2006.- № 11.- С.77.
5. Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21
Задания для самостоятельной работы:
Составьте развернутый конспект урока чтения в период обучения грамоте на букву (звуки), с которой начинается ваша фамилия или имя (основной период обучения грамоте). Например: Новикова – Нн - [н] [н,]
Вопросы к экзамену-ЛЕТО!
1. Сформулируйте цель, задачи методики преподавания русского языка в начальных классах.
2. Охарактеризуйте основные разделы и источники обогащения методики.
3. Подготовьте сообщение на тему: «Из истории методики родного языка».
4. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте методы исследования в методике русского языка.
5. Раскройте научные основы методики русского языка и ее место среди других наук.
6. Подготовьте сообщение на тему: «Психология как база изучения методики обучения русскому языку».
7. Подготовьте сообщение на тему: «Педагогика как база изучения методики обучения русскому языку».
8. Подготовьте сообщение на тему: «Лингвистика как база изучения методики обучения русскому языку».
9. Опишите организацию учебного процесса по русскому языку в начальной школе. В чем суть планирования обучения и работы учителя.
10. Представьте формирование учебной деятельности как методическую проблему. Перечислите элементы структуры учебной деятельности.
11. Охарактеризуйте дидактические принципы обучения. Какова интерпретация этих принципов на уроках русского языка.
12. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте методические принципы обучения родному языку.
13. Перечислите и охарактеризуйте методы обучения на уроках русского языка в начальной школе.
14. Представьте характеристику объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
15. Представьте суть, особенность и структуру метода проблемного изложения.
16. Охарактеризуйте эвристический метод.
17. Охарактеризуйте исследовательский метод и перечислите этапы процесса исследования.
18. Подготовьте сообщение на тему: «Воспитание учащихся на уроках русского языка».
19. Охарактеризуйте урок русского языка. Представьте типология уроков русского языка.
20. Охарактеризуйте комбинированный урок и его особенности.
21. Опишите структурные компоненты урока изучения новых знаний.
22. Опишите структурные компоненты урока закрепления знаний и выработки умений и навыков.
23. Опишите структурные компоненты урока повторения.
24. Охарактеризуйте уроки обобщения и систематизации изученного материала.
25. Опишите структурные компоненты урока проверки и учёта знаний.
26. Охарактеризуйте урок работы над ошибками. Опишите основные структурные компоненты урока работы над ошибками.
27. Раскройте основные требования к уроку.
28. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте содержание каждого этапа подготовки и проведения урока русского языка в начальных классах.
29. Сформулируйте главную задачу школы в области языковой подготовки. Перечислите основные функции родного языка, виды занятий по русскому языку в начальных классах.
30. Раскройте роль и функции учебников. Перечислите виды работ учащихся по учебнику.
31. Проанализируйте программу по русскому языку в начальных классах (по выбору студента).
32. Осуществите анализ содержания любого раздела программы (по выбору студента).
33. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными
умениями письма и чтения. Задачи, стоящие перед обучением грамоте.
34. Психологические основы методики обучения грамоте.
35. Педагогические основы методики обучения грамоте.
36. Лингвистические основы методики обучения грамоте.
37. Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте
(на исторических примерах).
38. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
Его характеристика.
39. Аналитико-синтетическая работа в период обучения грамоте.
40. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.
41. Организация и содержание работы на основном этапе обучения грамоте.
42. Место и назначения слого-звукового анализа слов.
43. Методика проведения фонетического разбора в начальных классах.
44. Методика проведения фонетико-орфографического разбора.
45. Знания и умения по фонетике, грамматике, орфографии и
пунктуации, приобретаемые первоклассниками.
46. Организация работы по развитию речи в период обучения грамоте.
47. Первоначальное обучение письму. Задачи обучения письму.
48. Характеристика современных шрифтов-прописей. Организационные
и гигиенические условия обучения письму.
49. Методы и приемы обучения письму. Типичные графические ошибки
учащихся.
50. Характеристика различных подходов к обучению письму младших
школьников. (Е.Н.Потапова, Н.Г.Агаркова, В.А.Илюхина и др.)
51. Уроки чтения и письма в период обучения грамоте.
52. Механизм чтения, его составляющие. Чтение слогов в период обучения грамоте.
53. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.
54. Методика работы с азбучной / букварной страницей в начальной школе.
55. Методика работы с сюжетными картинками в начальных классах.
56. Методика работы с связным текстом в период обучения грамоте младших школьников.
57. Методика работы со столбиками слов в период обучения грамоте младших школьников.
58. Методика работы со слого - звуковой схемой в период обучения грамоте младших школьников.