ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1-ЗИМА!

Тема:Технологии обучения чтению в разных образовательных системах: традиционной и развивающей.

Основные понятия: технологии обучения чтению; образовательные системы; периоды обучения грамоте; метод обучения грамоте; типа уроков обучения грамоте.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Дайте анализ действующей «Русской азбуке» и Букваря, используемых при традиционном и развивающем обучении.
  2. Охарактеризуйте периоды обучения грамоте.
  3. Выделите два основных типа уроков обучения грамоте – знакомство с буквой и закрепление. Охарактеризуйте и представьте структуру уроков.

Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:

Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: анализ современных учебных комплексов, фронтальный опрос; обсуждение, анализ и решение методических задач; активные формы обучения.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.

2. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:

учебно- методическое пособие для студентов высших и

средних специальных заведений по специальности 050708 –

«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:

АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.

3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.

  1. Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним

a. (2012- 2014).

5. Грамота. РУ. Справочно-информационный интернет-портал - Интернет-ресурс: http://www.gramota.ru

Дополнительная:

1. Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому

действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.

2. Коцур Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период ОГ // НШ.- 2004.- № 7.- С. 11.

3. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.

4. Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21

Задания для самостоятельной работы:

  1. В подготовительный период происходит знакомство детей с первыми лингвистическими понятиями: предложением, словом, слогом, звуком. Найдите в 2-3 букварях соответствующие страницы, объясните это явление, обратите внимание на последовательность изучения понятий.
  2. Представьте и оцените способы предъявления слов для звукового анализа.

На примере слов в полном объеме проведите слого-звуковой анализ, имитируя образцовый монологический ответ ученика. Сравните слого-звуковой анализ слов по традиции и фонетический анализ по системе развивающего обучения. Какой из вариантов в большей мере соответствует поставленной цели, если цель – учить слышать звучащее слово.

  1. Какие приемы чтения можно использовать при работе со слоговыми таблицами и

столбиками слов?

  1. Какие упражнения можно использовать по связному тексту?
  2. Охарактеризуйте и представьте структуру урока знакомство с новым звуком(ами)и буквами.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (ЛЕТО)

Тема:Технологии обучения письму в двух системах обучения: традиционной и развивающей.

Основные понятия: технологии обучения письму; графический навык; каллиграфия; гигиенические условия выработки навыка письма; типы уроков обучения письму.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Назовите основную цель и задачи обучения письму младших школьников.

2.Назовите этапы формирования графического навыка.

3.Перечислите гигиенические условия выработки навыка письма.

4.Раскройте суть каждого метода и приема обучения письму.

5.Назовите этапы урока письма.

6.Сформулируйте требования к урокам письма.

Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:

Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: эвристическая беседа; опрос; обсуждение, анализ и решение методических задач; активные формы обучения.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Давлетбаева Р.Г. Методика проведения уроков русского языка в 1-м классе.- М.-2008.-Интернет-ресурс: books.google.ru/books?isbn=5295045072

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.

3. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:

учебно- методическое пособие для студентов высших и

средних специальных заведений по специальности 050708 –

«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:

АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.

4. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших

учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.

5. Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним

(2012- 2014).

Дополнительная:

1. Керженцева А.В. Письмо с «секретом» по методике

В.А. Илюхиной//НШ.- 2004.- № 5. -С.39.

2. Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.

3. Максимова Ю.И. Штриховка и развитие речи.// Первое сентября. Нач. школа.-2008. - №№ 9,12,20,23; 2009. - № 1,2

4. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.

5. Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте уроки письма в период обучения грамоте, обращая внимание на следующие стороны урока: гигиенические требования к посадке уч-ся, использованию ручки и т.д.; звуковой анализ на уроках письма; методы и приемы объяснения новой буквы; формирование у детей элементов орфографической зоркости; развитие речи первоклассников.

2. Познакомьтесь с методическими системами Е.Н. Потаповой, Н.Г. Агарковой, В.А. Илюхиной и ответьте на вопросы:

- какова научная основа каждой из систем?

- какие приемы используются для эффективного обучения письму?

- какова структура урока письма при работе по выбранной системе?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема:Развитие речи и мышления в период обучения грамоте.

Основные понятия: речевое развитие; уровни и направления развития речи;

умения связной речи.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Какие изменения происходят в речевом развитии после поступления в школу?

2. Какие умения связной речи, а также культуры речи необходимо формировать в период обучения грамоте?

3. По каким направлениям осуществляется развитие речи в школьной практике?

4. Какая проводится работа над произношением и восприятием звуков речи?

5. Докажите связь работы по развитию речи на различных уровнях?

6. Какая работа проводится по развитию речи на уроках чтения и развитию речи на уроках письма?

Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:

Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: опрос; анализ, разбор и решение конкретных педагогических ситуаций и методических задач; использование деловых и ролевых игр; элементы коллективного способа обучения т.д.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.

2. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:

учебно- методическое пособие для студентов высших и

средних специальных заведений по специальности 050708 –

«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:

АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.

  1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.
  2. Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним

(2012- 2014).

Дополнительная:

  1. Давлетбаева Р.Г. Методика проведения уроков русского языка в 1-м классе.- М.-2008.-Интернет-ресурс: books.google.ru/books?isbn=5295045072
  2. Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.
  3. Коцур Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период ОГ // НШ.- 2004.- № 7.- С. 11.
  4. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.
  5. Николаенко Л.В. Упражнения для развития речевого слуха //НШ.- 2006.- № 11.- С.77.
  6. Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21

Задания для самостоятельной работы:

1.Проанализируйте материалы «Азбуки», страницы прописей и других учебных пособий, которые можно использовать для организации работы по развитию речи на различных уровнях.

2.Проанализируйте тексты «Букваря». Выявите те из них, в которых необходимо уточнение и объяснения значения слов. Какими приемами для этого воспользуетесь?

3.Проанализируйте конспекты и фрагменты уроков с точки зрения присутствия работы по развитию речи, используя для этого дополнительную литературу.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

Тема: разработка творческого проекта урока чтения в период обучения грамоте.

К данному занятию необходимо:

1.Изучить литературу.

2.Познакомиться с материалами приложений; проанализировать примерные варианты уроков чтения в период обучения грамоте и др.

3.Разработать несколько фрагментов и развернутый конспект урока чтения в период обучения грамоте.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Каковы задачи уроков чтения?
  2. Типы уроков чтения.
  3. Каковы структурные и подструктурные компоненты урока чтения в период обучения грамоте?
  4. В чем суть и цель каждого структурного и подструктурного компонента урока чтения в период обучения грамоте.

Методические рекомендации для подготовки и проведения занятия:

Формы и методы подготовки и проведения практического занятия, виды учебной деятельности студентов: методы проблемного обучения; разбор и решение конкретных педагогических ситуаций и методических задач; использование деловых и ролевых игр; разработка творческих проектов и др.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.

2. Реутова Л.П. Методика обучения грамоте младших школьников:

учебно- методическое пособие для студентов высших и

средних специальных заведений по специальности 050708 –

«Педагогика иметодика начального образования». - Армавир:

АФ ГБОУ ККИДППО, 2010.-92с.

3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений. Под ред. М.Т. Баранова.- М., 2000.

  1. Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Методические комментарии к ним

(2012- 2014).

5. Образовательная система «Школа 2100» –http://www.slovarischool2100.ru

  1. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе.- М.-2008.- Интернет-ресурс: books.google.ru/books?isbn=5358045651

Дополнительная:

1. Козлова Л.В.Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте //НШ.- 2004.-№ 8.- С.28.

2. Коцур Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период ОГ // НШ.- 2004.- № 7.- С. 11.

3. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2004.- № 9.-С.31.

4. Николаенко Л.В. Упражнения для развития речевого слуха //НШ.- 2006.- № 11.- С.77.

5. Юсупова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках ОГ //НШ.-2006.-№ 8.-С.21

Задания для самостоятельной работы:

Составьте развернутый конспект урока чтения в период обучения грамоте на букву (звуки), с которой начинается ваша фамилия или имя (основной период обучения грамоте). Например: Новикова – Нн - [н] [н,]

Вопросы к экзамену-ЛЕТО!

1. Сформулируйте цель, задачи методики преподавания русского языка в начальных классах.

2. Охарактеризуйте основные разделы и источники обогащения методики.

3. Подготовьте сообщение на тему: «Из истории методики родного языка».

4. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте методы исследования в методике русского языка.

5. Раскройте научные основы методики русского языка и ее место среди других наук.

6. Подготовьте сообщение на тему: «Психология как база изучения методики обучения русскому языку».

7. Подготовьте сообщение на тему: «Педагогика как база изучения методики обучения русскому языку».

8. Подготовьте сообщение на тему: «Лингвистика как база изучения методики обучения русскому языку».

9. Опишите организацию учебного процесса по русскому языку в начальной школе. В чем суть планирования обучения и работы учителя.

10. Представьте формирование учебной деятельности как методическую проблему. Перечислите элементы структуры учебной деятельности.

11. Охарактеризуйте дидактические принципы обучения. Какова интерпретация этих принципов на уроках русского языка.

12. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте методические принципы обучения родному языку.

13. Перечислите и охарактеризуйте методы обучения на уроках русского языка в начальной школе.

14. Представьте характеристику объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

15. Представьте суть, особенность и структуру метода проблемного изложения.

16. Охарактеризуйте эвристический метод.

17. Охарактеризуйте исследовательский метод и перечислите этапы процесса исследования.

18. Подготовьте сообщение на тему: «Воспитание учащихся на уроках русского языка».

19. Охарактеризуйте урок русского языка. Представьте типология уроков русского языка.

20. Охарактеризуйте комбинированный урок и его особенности.

21. Опишите структурные компоненты урока изучения новых знаний.

22. Опишите структурные компоненты урока закрепления знаний и выработки умений и навыков.

23. Опишите структурные компоненты урока повторения.

24. Охарактеризуйте уроки обобщения и систематизации изученного материала.

25. Опишите структурные компоненты урока проверки и учёта знаний.

26. Охарактеризуйте урок работы над ошибками. Опишите основные структурные компоненты урока работы над ошибками.

27. Раскройте основные требования к уроку.

28. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте содержание каждого этапа подготовки и проведения урока русского языка в начальных классах.

29. Сформулируйте главную задачу школы в области языковой подготовки. Перечислите основные функции родного языка, виды занятий по русскому языку в начальных классах.

30. Раскройте роль и функции учебников. Перечислите виды работ учащихся по учебнику.

31. Проанализируйте программу по русскому языку в начальных классах (по выбору студента).

32. Осуществите анализ содержания любого раздела программы (по выбору студента).

33. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными

умениями письма и чтения. Задачи, стоящие перед обучением грамоте.

34. Психологические основы методики обучения грамоте.

35. Педагогические основы методики обучения грамоте.

36. Лингвистические основы методики обучения грамоте.

37. Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте

(на исторических примерах).

38. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Его характеристика.

39. Аналитико-синтетическая работа в период обучения грамоте.

40. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.

41. Организация и содержание работы на основном этапе обучения грамоте.

42. Место и назначения слого-звукового анализа слов.

43. Методика проведения фонетического разбора в начальных классах.

44. Методика проведения фонетико-орфографического разбора.

45. Знания и умения по фонетике, грамматике, орфографии и

пунктуации, приобретаемые первоклассниками.

46. Организация работы по развитию речи в период обучения грамоте.

47. Первоначальное обучение письму. Задачи обучения письму.

48. Характеристика современных шрифтов-прописей. Организационные

и гигиенические условия обучения письму.

49. Методы и приемы обучения письму. Типичные графические ошибки

учащихся.

50. Характеристика различных подходов к обучению письму младших

школьников. (Е.Н.Потапова, Н.Г.Агаркова, В.А.Илюхина и др.)

51. Уроки чтения и письма в период обучения грамоте.

52. Механизм чтения, его составляющие. Чтение слогов в период обучения грамоте.

53. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.

54. Методика работы с азбучной / букварной страницей в начальной школе.

55. Методика работы с сюжетными картинками в начальных классах.

56. Методика работы с связным текстом в период обучения грамоте младших школьников.

57. Методика работы со столбиками слов в период обучения грамоте младших школьников.

58. Методика работы со слого - звуковой схемой в период обучения грамоте младших школьников.

Наши рекомендации