В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов
В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов
ПЕДАГОГИКА
УДК 371.4(075.8) http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html
ББК 74.03я73
С 47
ISBN 5-7695-0878-7
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик
Учебное издание
Сластенин Виталий Александрович
Исаев Илья Федорович
Шиянов Евгений Николаевич
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии
§ 2. Особенности педагогической профессии
§ 3. Перспективы развития педагогической профессии
§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога
§ 1. Сущность педагогической деятельности
§ 2. Основные виды педагогической деятельности
§ 3. Структура педагогической деятельности ...................................................................21
§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности
§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.........................23
Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя..........................................28
§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
§ 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры.....35
Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования ..................40
§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя ........................................................43
§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей...............47
Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке ................................................................49
§ 1. Общее представление о педагогике как науке
§ 2. Объект, предмет и функции педагогики .................................................................50
§ 3. Образование как социальный феномен .....................................................................52
§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований ……………………......66
§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога……………………................................................................................66
§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
§ 4. Организация педагогического исследования ……………………...............................73
§ 5. Система методов и методика педагогического исследования…................................77
Глава 7. Аксиологические основы педагогики …………………......................................82
§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
§ 3. Образование как общечеловеческая ценность
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности ……………………..........……91
§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема
§ 2. Сущность социализации и ее стадии ………………………………….....……………93
§ 3. Воспитание и формирование личности ....................................................................
§ 4. Роль обучения в развитии личности …………………………………………..............97
§ 5. Факторы социализации и формирования личности
§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Глава 9. Целостный педагогический процесс
§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
§ 2. Педагогическая система и ее виды……………………………..............................104
§ 3. Общая характеристика системы образования
§ 4. Сущность педагогического процесса
§ 5. Педагогический процесс как целостное явление
§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ..........................................................................................117
Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения ...........................................................................................................118
§ 3. Методологические основы обучения (философские концепции обучения)..........119
§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения............................................123
§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения ......................................124
§ 6. Виды обучения и их характеристика
Глава 11. Закономерности и принципы обучения ..............................................................130
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения........................................................................................................133
Глава 12. Современные дидактические концепции ………...............................................145
§ 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения….161
Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности …...……. 167
§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
§ 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
§ 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования ……………………………………………………………………………….. 182
§ 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы
Глава 14. Формы и методы обучения ………………………………………...…………..195
§ 1. Организационные формы и системы обучения ........................ ………....................195
§ 2. Виды современных организационных форм обучения .............................................201
§ 3. Методы обучения ………………………………………………............................…..210
§ 4. Дидактические средства ………………………………………............................…..214
§ 5. Контроль в процессе обучения……………………………………………………..215
Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ……………………….………….219
Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания …………………………..228
§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания...........................230
Глава 16. Воспитание базовой культуры личности ………….…………………… 238
§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности …242
§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности
§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся
§ 6. Воспитание физической культуры личности
Глава 17. Общие методы воспитания …………………………………………………261
§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация
§ 2. Методы формирования сознания личности
§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
§ 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании …………………272
§ 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания .......................................274
§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея
в гуманистической педагогике
§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива…..278
§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива ……………………………………….280
§ 5. Основные условия развития детского коллектива…………………………………….284
Глава 19. Воспитательные системы
§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы ……………….……..…….287
§ 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы …………….………….292
§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
§ 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы………307
Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя…………………………315
§ 1. Сущность педагогической технологии
§ 2. Структура педагогического мастерства .............................................................318
§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи ..............................................322
§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика
§ 5. Этапы решения педагогической задачи ……….…………………………………324
§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса …...…... 328
§ 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога .............331
§ 4. Планирование работы классного руководителя
§ 5. Планирование в деятельности учителя-предметника .......................................342
Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса .........................345
§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации ............350
§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности ............................................................................................................354
§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя..360
§ 2. Понятие о технологии педагогического общения
§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи
§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации ..............365
§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ..................379
Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами
§ 1. Государственно-общественная система управления образованием
§ 2. Общие принципы управления образовательными системами .....................384
§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
§ 1. Управленческая культура руководителя школы ...........................................391
§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой...............397
§ 4. Функция организации в управлении школой
§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении …………………… 406
Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами ………………………………………………………………………………….405
§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
§ 2. Педагогический коллектив школы
§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи ………………………………………………………………………414
§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей ………………………………………………421
§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация
В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов
ПЕДАГОГИКА
К оглавлению
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1