Педагогическая деятельность как сфера духовного производства.

2. Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя.

3. Социальная миссия и профессиональные функции педагога.

4. Виды профессиональной деятельности педагога.

5. Профессиональная этика и педагогический такт учителя.

6. Профессиональная компетентность педагога.

7. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

8. Научная эрудиция как компонент педагогической культуры.

9. Ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

10. Культура педагогического общения.

11. Систем профессиональной подготовки педагогических кадров.

12. Педагогическое мастерство и авторитет учителя.

13. Индивидуальный стиль общения педагога.

14. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития.

15. Профессиограмма как модель личности педагога.

16. Основные проблемы современного российского образования.

17. Основные проблемы воспитания в современной семье.

18. Факторы развития и формирования личности ребенка.

19.Современная школа: позитивные и негативные стороны

педагогической действительности.

20.Современная зарубежная школа (на примере одной страны).

21.Нравственные основы религиозной педагогики (на примере любой мировой религии).

22. Категории «ребенок», «права ребенка», «положение детей в РФ» как социально-правовая проблема.

23. Правовая культура как актуальный компонент формирования личности в условиях современной системы образования РФ.

24. Формирования нормативно-правовых основ системы образования в условиях современной России.

25. Международная деятельность и международное сотрудничество России в области образования.

26. Сравнительный анализ международных и российских законодательных документов об образовании.

27. Законодательные документы и методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей

28. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ.

29. Система регионального образования (на примере Свердловской области).

30. Болонский процесс и высшее образование в России.

31. Международное сотрудничество УрГПУ.

32. Развитие образования и государственная политика России.

33. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения

34. Нормативно-правовое обеспечение образования за рубежом (на примере одной страны по выбору).

35. Права и обязанности родителей обучающихся.

Модуль 2

1. Разностороннее развитие личности как цель образования

2. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения.

3. Проблема совершенствования урока на современном этапе.

4. Урок в школе XXI века.

5. Современная школа глазами родителей.

6. Преемственность педагогической работы семьи и школы.

7. Проблемы содержания образования в современной школе.

8. Способности ребенка и школьная успеваемость.

9. Как из двоечника сделать отличника?

10. Психолого-педагогические основы общения: функции и стили общения.

11. Педагогический такт как профессиональное качество учителя.

12. Психолого-педагогические основы педагогического взаимодействия.

13. Воспитательно-образовательное учреждение гимназия: прошлое и настоящее.

14. Воспитательно - образовательное учреждение лицей: вчера и сегодня.

15. Колледж как новый тип воспитательно-образовательного учреждения в России.

16. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности.

17. Общие методы воспитания и их классификация.

18. Педагогическая поддержка, ее сущность и способы организации.

19. Факторы, влияющие на выбор форм, методов и средств воспитания.

20. Роль воспитания и самовоспитания в социализации личности.

21. Категории и принципы социальной педагогики.

22. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

23. Социально-педагогическая деятельность с семьей.

24. Девиации как социально-педагогическая проблема.

25. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

26. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

27. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Модуль3

1. История становления модели семейного воспитания в европейской педагогической традиции.

2. Проблема воспитательного идеала в ведущих системах античной философии.

3. Идея всестороннего развития личности в классических теориях европейской педагогики.

4. Проблема дисциплины в европейской классической педагогике.

5. Проблема цели и содержания образования в ведущих дидактических теориях западноевропейской педагогики.

6. Проблема принципов обучения в классической дидактике Европы XVII - XIX вв.

7. Требования к личности учителя (воспитателя) в классических европейских педагогических системах.

8. Идеи и практика Вальдорфской педагогики.

9. Педагогические идеалы и опыт народного воспитания в Древней Руси.

10. Памятники педагогической литературы Древней Руси и Русского государства как источник просветительской мысли.

11. Педагогические идеи и деятельность В.Н.Татищева.

12. М.В. Ломоносов как педагог.

13. Идея народности воспитания в русской педагогической мысли XVIII- XIXвв.

14. Психолого-педагогические основы теории свободного воспитания в русской педагогике конца XIX - начала XX в.

15. Проблема ученического самоуправления в советской школе и педагогике 20 - 60-х гг.

16. Метод проектов в отечественной педагогической теории и практике 20-х годов ХХв.

17. Теория и практика урока в советской дидактике 30 - 70-х гг.

18. Традиции народной педагогики в творчестве В.А. Сухомлинского.

19. Жизнь и смерть как педагогический подвиг (педагогическое и литературное творчество Я. Корчака).

Модуль 4

1. Педагогический менеджмент: исторический очерк.

2. Проблемы и перспективы современного педагогического менеджмента.

3. Особенности управления педагогическими системами.

4. Современная школа как объект научного управления.

5. Управление инновационными процессами в сфере образования.

6. Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции.

7. Педагогический анализ и контроль как функции управления школой.

8. Организация самоуправления в школе.

9. Инновационный процесс в образовании как объект управления.

10. Юридические аспекты инновационной деятельности в образовании на территории РФ.

11. Технология и этика организации психолого-педагогического исследования.

12. Сравнительный анализ традиционной и проблемной технологий обучения.

13. Технология предупреждения агрессивного поведения школьников.

14. Технология преодоления педагогической запущенности у подростков (указать конкретный вид запущенности).

15. Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).

16. Проект «Педагогическое просвещение молодых родителей в образовательном учреждении».

17. Проект создания моложенного клуба по интересам среди студентов вуза.

18. Проект «Предупреждения вредных привычек у младших школьников»

19. Диагностика социального развития школьника.

20. Планирование воспитательного потенциала в классе на основе педагогической диагностики.

21. Педагогическая диагностика в профориентационной работе учителя.

22. Конфликтность и барьеры в общении.

23. Общение и личность в педагогическом процессе.

24. Коммуникативная функция педагогической деятельности и ее значение в педагогическом процессе.

25. Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся

26. Особенности профессиональной позиции и стилей педагогического руководства.

27. Стили общения в педагогическом взаимодействии.

28. Коммуникативная компетентность личности.

29. Технологии активного слушания.

30. Философия и логика проектирования.

31. Формы организации инновационной деятельности в образовании.

32. Инновационный образовательный проект и методы оценки его эффективности.

33. Педагогическая инноватика как отрасль педагогической науки.

Рекомендации по выполнению рефератов.

Этапы работы над рефератом.

1.Уяснение содержания темы и целевых установок.

2Составление плана реферата.

3.Подбор соответствующей литературы

4.Работа с литературой и выполнение соответствующих записей.

5.Письменное оформление реферата с указанием списка использованной литературы.

Структура реферата.

1. Титульный лист – оформляется в соответствии с принятыми формами.

2. Оглавление реферата – с указанием страниц.

3. Введение – обоснование необходимости изучения педагогического наследия

4. Основная часть - изложение основных взглядов и приемов работы известных педагогов, а также их анализ с позиций современной действительности

5. Заключение – краткое обобщение и выводы в аспекте вклада того или иного мыслителя в развитие педагогической теории и практики.

6. Литература – список литературных источников, использованных при написании реферата.

Преподавателем оказывается теоретическая, методическая и консультационная помощь по оптимизации работы студентов.

Примерные вопросы для контроля и самоконтроля

Модуль 1.

  1. Каково происхождение понятия «педагогика»?
  2. Когда и кто повлиял на обретение педагогикой статуса науки?
  3. Объект и предмет педагогики.
  4. Назовите основные задачи педагогической науки.
  5. Можно ли назвать педагогику искусством воспитания?
  6. (дайте обоснование своему мнению)
  7. Раскройте сущность образования.
  8. Определите соотношение понятий воспитание, обучение и
  9. образо­вание. Какое из этих понятий является объединяющим?
  10. Дайте определение понятий: социализация, раз­витие, формирование.
  11. Как определяются понятия: человек, индивид, личность,
  12. индивидуальность и какое значение они имеют для педагогики?
  13. Что такое интеграция и дифференциация педагогической науки?
  14. Какие новые самостоятельные отрасли педагогики Вы можете назвать?
  15. Назовите основные науки, с которыми взаимодействует педагогика.
  16. В чем сущность методологии педагогики?
  17. Дайте характеристику основным философским учениям, выступающим

в качестве методологических для педагогической науки.

  1. Назовите методы изучения педагогического опыта (эмпирические).
  2. Какие методы теоретического исследования вы знаете?
  3. Определите целостный педагогический процесс?
  4. Что понимается под педагогической системой?
  5. Назовите основные компоненты базовой культуры личности.
  6. Каковы признаки и функции коллектива?
  7. Что такое дидактика?
  8. Назовите основные компоненты содержания образования.
  9. Определите «сильные» и «слабые» стороны проблемного обучения.
  10. Назовите особенности и признаки программированного обучения.
  11. Какие компоненты составляют систему образования?
  12. Назовите основные факторы развития и формирования личности.
  13. Определите соотношение понятий «образовательная компетенция и образовательная компетентность».
  14. Почему педагогическую методологию определяют как учение о принципах построения, формах и способах педагогической деятельности?
  15. Какова сущность содержания философского уровня методологии?
  16. Охарактеризуйте:

- общенаучный уровень методологии

- конкретно-научный уровень методологии

- технологический уровень методологии

Составьте таблицу уровней методологии, отметьте содержание и функции каждого из них.

  1. Сущность процесса воспитания.
  2. Современные воспитательные системы.
  3. Компоненты, составляющие структуру педагогического процесса.
  1. Социальная педагогика как наука: предмет и задачи, принципы социальной педагогики. Место в системе наук.
  2. Основные категории социальной педагогики: социализация, социальное воспитание. Взаимосвязь категорий общей и социальной педагогики.
  3. Социализация как понятие и явление. Сущность и этапы социализации (концепции Д.Б Эльконина, Л. Колберга, Э. Эриксона, А.В. Мудрика и др. на выбор).
  4. Человек как объект и субъект социализации.
  5. Общая характеристика факторов, средств и механизмов социализации.
  6. Мегафакторные составляющие социализации: космос, планета, мир.
  7. Особенности воздействия страны и этноса на процессы социализации человека.
  8. Роль общества и государства в социализации человека.
  9. Воспитание как социальный институт. Государственная система воспитания в современной России. (Закон об образовании РФ).
  10. Региональные и субкультурные факторы социализации.
  11. Тип поселения как составляющая воздействия мезофакторов на социализацию человека.
  12. Микросоциумные составляющие социализации (общая характеристика).
  13. Роль средств массовой коммуникации в социализации человека.
  14. Семья как социальный институт.
  15. Социализирующее влияние религиозных организаций.
  16. Влияние среды и наследственности на воспитание человека (ребенка).
  17. Развитие ребенка в социуме.
  18. Сущность понятий норма и отклонение от нормы в социальной педагогике.
  19. Девиация как социально-педагогическая проблема.
  20. Семья как объект социально-педагогической деятельности. Функции, типология, социальная адаптация семьи.
  21. Семьи группы риска как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типология семейного неблагополучия, его влияние на социализацию ребенка.
  22. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения ребенка. Меры борьбы и профилактики.
  23. Наркомания как форма проявления девиантного поведения. Меры борьбы и профилактики.
  24. Детская и подростковая проституция как форма проявления девиантного поведения. Меры борьбы и профилактики.
  25. Специфика социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Модуль 2.

1. Сущность обучения как способа взаимодействия обучающего и обучающегося.

2. Специфика деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

3. Результаты обучения: диагностика, текущий и итоговый контроль.

4. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Содержание образования.

5. Современные модели организации обучения.

6. Типология и многообразие образовательных учреждений.

7. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Двусторонний и личностный характер обучения.

8. Авторские школы в современной системе образования РФ.

9. Оценка и отметка как критерии процесса обучения.

Системы оценивания знаний и умений учащихся.

10. Характеристика основных концепций развивающего

обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин).

11. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

12. Классификации методов воспитания.

13. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.

14. Современная типология педагогического взаимодействия (по В.А.Сластенину).

15. Диалектика коллективного и индивидуального начал в теориях коллективистского воспитания (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.П. Иванов).

16. Этапы становления и развития коллектива; педагогическое руководство коллективом.

17. Возможности учреждений дополнительного образования в воспитательном процессе.

18. Личность и концепции гуманистического воспитания.

19. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

20.

Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.

21. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.

22. В чем сущность процесса социализации? Охарактеризуйте виды социализации.

23. Глобальные проблемы и их влияние на социализацию человека. Страна как фактор социализации.

24. Государственная политика как регулятор социализации.

25. Охарактеризуйте этнокультурные условия как фактор социализации .

26. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

27. Раскройте суть субъект-объектного и субъект-субъектного подходов к процессу социализации.

28. Охарактеризуйте человека как объекта, субъекта и жертву социализации.

29. Охарактеризуйте тенденции влияния средств массовой коммуникации на жизнь и развитие человека.

Модуль3

1. Воспитание и школа как социально-исторические явления (сравнительная характеристика развития этих явлений в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществах).

2. Почему Я.А. Коменский считается основателем научной педагогики?

3. Основные идеи воспитания и социализации человека в педагогических системах Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

4. Теория и практика системы образования И.Г. Песталоцци и ее значение для последующего развития педагогики.

5. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие классической европейской педагогики. Сущность управления, воспитывающего обучения и нравственного воспитания.

6. Ф.В.А. Дистервег об основных принципах воспитания.

7. Прагматическая педагогика Д. Дьюи: достижения и издержки.

8. Становление отечественного воспитания в допетровскую эпоху. Основные памятники педагогической мысли.

9. Реформирование Российского образования и педагогическая мысль эпохи Просвещения.

10. Формирование государственной системы отечественного образования Школьные уставы 1804, 1828 гг.

11. Реформирование Российского образования во второй половине ХIХ века. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова.

12. Русская революционно-демократическая мысль об основных вопросах воспитания.

13. Педагогическая система К.Д. Ушинского и ее значение для развития теории и практики отечественного воспитания.

14. Значение педагогических опытов Л.Н. Толстого. Идеи демократизации русской школы в концеХ1Х-началеХХвв.

15. Коренные изменения в отечественном образовании в 1917-1929 гг.

16. Педагогика А.С. Макаренко как опыт гармонизации индивидуального и социального в человеке.

17. Основные этапы развития образования России после Великой Отечественной войны.

18. Идеи и практика педагогов-новаторов 60-80-х годов ХХ в.

19. Педагогика человечности В.А. Сухомлинского.

20. Основные изменения в отечественном образовании в свете закона «Об образовании» РФ 1992г.

21. Основные тенденции развития современного мирового образовательного пространства.

Модуль4

1.В чем сущность педагогической технологии? Каковы ее основные признаки?

2.Как соотносятся понятия педагогическая технология» и 2пдагогическое мастерство»?

3.Раскройте сущность и специфику педагогической задачи. Охарактеризуйте основные типы педагогических задач.

4.Каковы этапы решения педагогической задачи?

5.Дайте общую характеристику технологии конструировании педагогического процесса.

6.Какова технология прогнозирования педагогического процесс7

7.Раскройте особенности конструирования содерзания образования.

8. В чем сущность технологии планирования педпроцесса?.

9.Дайте характеристику основных разделов плана работы классного руководителя.

10. Каковы особенности планирования и проведения внеклассного мероприятия?

11.Какова специфика планирования деятельности преподавателя? Раскройте особенности тематического и поурочного планирования.

12. В чем состоит сущность технологии осуществления педагогического процесса?

13.Обозначьте основные структурные компоненты организаторской деятельности.

14. Каковы общие технологические требования к организации основных (каких?) видов деятельности детей?

15.Технология организации учебно-познавательной деятельности.

16. Технология организации развивающих видов деятельности.

17. Технология организации коллективной творческой деятельности (на конкретном примере).

18.В чем сущность коммуникативной задачи? Каковы этапы ее решения?

19.Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического общения.

20.Охарактеризуйте систему образования в России.Каковы основные признаки государственного управления образованием?

21.В чем проявляет себя общественное управление образованием?

22.Что такое управление, внутришкольное управление. Внутри школьный менеджмент?

23.Дайте характеристику принципов управления образовательными системами.

24.Назовите основные структурные компоненты школы как системы и обекта научного управления.

25.Каковы основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы?

26. Роль и содержание педагогического анализа в управлении школой. Что выступает объектом анализа?

27. Каково основное содержание организаторской деятельности руководителя школы?

28. Основные методы внутришкольного управления.

29.Почему школа выступает организующим центром в совместной деятельности с семьей и общественностью? В чем это проявляется?

30.Сущность и критерии педагогических инноваций.

31.Цель и процедура аттестации педагогических работников. Какие формы стимулирования инновационной деятельности предусмотрены по результатам аттестации?

ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации