Краткая аннотация программы
Программа Г.Т Алифановой «Первые шаги» знакомит детей с Санкт-Петербургом, его историей, культурой, архитектурой и ориентирована на работу по Петербурговедению с детьми начиная с младшей группы. Методические разработки содержат в себе конкретные задачи и цели работы на год по каждой возрастной группе детского сада, начиная с четвертого года жизни. Содержание программы подобрано таким образом, что возможна реализация поставленной задачи воспитания маленького петербуржца через разные виды деятельности: наблюдение, использование художественной литературы, ознакомление с окружающим, изучение русского искусства, игры, изобразительная и художественно-речевая деятельность различной тематики. Определены темы целевых прогулок и экскурсий по петербургской тематике. Разработаны темы для совместной деятельности, подобраны игры и материалы для тематических вечеров. Учитывая, что в настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями - эта программа ставит необходимым условием тесное сотрудничество семьями воспитанников.
Увязанность программы с обязательной частью основной общеобразовательной программы:
Эта программа помогает формировать у ребенка первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Возраст детей: программа «Первые шаги» реализуется в группах с детьми от 3 до 7 лет.
Место программы в образовательном процессе группы/детского сада:
Программа отражена в комплексно-тематическом планировании образовательного процесса, планировании непрерывной образовательной деятельности и предметно-развивающей среде. Ниже представлена система работы по воспитанию петербуржца-дошкольника
Система работы по программеАлифановой Г.Т. «Первые шаги»
I раздел: Задачи, цели работы на год.
Прописываются основные цели и задачи работы на год
II раздел: Содержание работы:
1. работа в группе:
а) чтение художественной литературы;
б) рассматривание картин;
в) художественно – творческая деятельность;
г) темы бесед с детьми, ситуации, игры, знания.
2. целевые прогулки, экскурсии;
3. работа в уголке Санкт-Петербурга;
4. оснащение педагогического процесса: наглядность в группе, подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр и др.
III раздел: Работа с родителями:
а) экскурсии, прогулки, б) практические задания; в) информация для родителей.
Основные цели:
1. Воспитание интереса и любви к городу, в котором мы живем.
2. Воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним поближе.
Основные задачи работы:
1. Формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива.
2. Формирование чувства уверенности, умения сопереживать, доброжелательности.
3. Формирование умения ориентироваться в группе, в детском саду.
4. Формирование представлений о назначении зданий, домов, разных видов транспорта.
С помощью родителей ознакомление с «ближним» городом (свой район). Программа предоставлена в виде проекта.
Место программы в образовательном процессе группы/детского сада:
Программа отражена в комплексно-тематическом планировании образовательного процесса, планировании непрерывной образовательной деятельности и предметно-развивающей среде.
Проект: «Моя семья»
Автор П.М. Михайлова
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский
Продолжительность:долгосрочный
Актуальность:
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Цели проекта:
- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;
- расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности;
- повысить активность участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с понятиями «семья»
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- показать ценность семейных отношений,
- формировать навыки общения с взрослыми и детьми,
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ключевые моменты проекта:
- Зачем человеку семья;
- Все семьи разные;
- Семейные традиции;
- Семейная символика (герб, девиз);
Участники проекта:
- воспитатель младшей группы;
- дети
- родители
План проведения проекта:
Подготовительный этап.
1.1 Презентация проекта:
· Родительское собрание.
Родителям сообщается, что в группе реализуется проект «Моя семья», знакомят с запланированными мероприятиями, а так же, представляют возможность, внести свои творческие дополнения.
· Формируется список тематических бесед с родителями:
- «Индивидуальные психологические особенности детей дошкольного возраста»
- «Первые дни в детском саду»
- «Жизнь ребенка, посещающего детский сад»
- «Как общаться с друзьями своих детей»
- «Как помочь ребенку в развитии?»
-«Что значить «слушаться»?»
- «Уважайте «я» своего ребенка»
· Анкетирование родителей
- Анкета о составе семьи, профессиональной деятельности её членов;
- Анкета «Домашние обязанности»;
· Выявление знаний и представлений детей о своей семье.
· Индивидуальные беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений.
2. Основной этап:
2.1 Составление плана работы с учетом результатов обработки, полученной информации;
2.2 Разделение обязанностей между участниками проекта;
2.3 Самостоятельная работа участников проекта;
2.4 Оформление результатов работы (выставки, папки-передвижки, тематические занятия и т.п.)
Перспективный план проекта:
Время проведения | Тема | Мероприятия | Программное содержание | Работа с родителями |
Сентябрь | «Окошки в доме». «Посидим в тишине». Е. Благинина Л.Н. Толстой «Бабушка и внучка»; р.н. сказки «Репка», «Три медведя» и др Д/и «Назови ласково»; С/р игра «Помощники» | Тематическая выставка детских рисунков Чтение и заучивание стихов и сказок о семье. Прослушивание и разучивание песен о семье совместно с музыкальным руководителем | Формировать представления о семье, закреплять знания имен отчеств родственников, развивать мышление и речь. Развивать долговременную память, мышление, речь детей, учить внимательно слушать произведения. | Тематическая беседа «Индивидуальные психологические особенности детей дошкольного возраста» «Первые дни в детском саду» Родительское собрание. Презентация проекта «Моя семья» |
Октябрь | Словесные дидактические игры. «Чья? Чьё?». «Кто старше?». «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?». «Семья». «Мои домашние друзья» представление своих любимцев. «Здравствуй, осень!» «Три медведя». | Сюжетно-ролевая игра Фотоконкурс Праздник Чтение и драматизация сказки | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений. Развивать творческие способности детей, побуждать родителей творить совместно с детьми. Заучить текст наизусть, повторить имена членов семьи, живущих вместе, активизировать словарь. Закреплять знания детей о домашних животных, учить составлять описательный рассказ, формировать навыки бережного отношения к домашним питомцам. | Анкетирование родителей Анкета о составе семьи, профессиональной деятельности её членов» Фотоальбом «Моя семья |
Ноябрь | «Наш семейный альбом». «Волк и семеро козлят». Прослушивание и заучивание песни «Мама» (совместно с музыкальным руководителем). «Моя мама». «Мамина профессия». С/р игра«Магазин». Д/и «Как тебя зовут? », «Отгадай, кто тебя позвал? » | Оформление альбома Чтение и драматизация сказки Конкурс рисунков Фото-выставка Изготовление открытки к дню матери. Выпуск газеты к дню матери с высказыванием детей о своих мамах. | Родители совместно с детьми составляют маленький рассказ о традиции, которая есть в их семье. А затем дети представляют свои традиции всем. Развивать фантазию и творческие способности детей. Формировать у детей уважение к труду, обратить внимание на разнообразие профессий. Развивать речь, словарный запас. Развивать фантазию, творческие способности детей. Желание сделать приятное близкому человеку. Развивать словарный запас детей. Бережное отношение к близкому человеку. | Тематическая беседа «Жизнь ребенка, посещающего детский сад» Акция «Покормите птиц зимой».Изготовление кормушек. |
Декабрь | «Зимняя фантазия». «Семья глазами ребёнка» «Бабушкин сундучок» Чтение и драматизация сказки «Морозко». «Новогодний хоровод» Игра «Наше настроение». | Конкурс поделок Видео-интервью детей Тематический досуг (совместно с родителями) Праздник | Развивать у детей творческое мышление, чувство юмора, фантазию. Развивать творческие способности детей, побуждать родителей творить совместно с детьми. Развивать речь детей, формировать представление детей о семье. Воспитывать уважение к пожилым людям. Пробуждать интерес к истории своей семьи. Развивать словарный запас и творческие способности. | Родительский форум В соц. Сети «ВКОНТАКТЕ» «Чем и как занять ребенка дома?» |
Январь | «Наша семейная реликвия». «Что такое хорошо и что такое плохо? » (игры с сюжетными картинками). Различные лото, домино по теме «Семья». | Оформление альбома | Родители совместно с детьми составляют маленький рассказ о предмете-веще, которая хранится в семье. А затем, дети представляют эту вещь всей группе. Развивать самостоятельность в игре, инициативу, учить подражать взрослым, формировать навыки общения в коллективе. | Тематическая беседа «Как общаться с друзьями своих детей» Папка-передвижка «Советы родителям в зимний период». |
Февраль | «Мама, папа, я – спортивная семья!» Чтение художественной литературы о мужских профессиях и беседы на эту тему. «Мой папа – самый лучший Продуктивная деятельность: подарок для папы аппликация «Самолет»; | Спортивный праздник Фотовыставка | Формировать представления о нравственных ценностях и семейных традициях. Воспитывать любовь к своей семье, уважительное отношение к папе, чувство сопереживания. Осуществление патриотического воспитания Развивать спортивный азарт, чувство единства. Развивать чувство ритма, музыкальность, память. Показать многообразие мужских профессий. Формировать уважение к труду. Формировать у детей уважение к труду, обратить внимание на разнообразие профессий. Развивать речь, словарный запас. Объяснить понятие «хобби». Показать как по- разному можно проводить ободное время. | Родительское собрание . «Моя семья- что может быть дороже» |
Март | «Мамины помощники». «Мамочку свою очень я люблю». Продуктивная деятельность: подарок для мамы аппликация «Красивый цветочек»; | Сюжетно-ролевая игра праздник, посвященный дню 8 марта | Формировать представление о празднике мам и бабушек. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к близким. Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. | Праздник Конкурс с чаепитием Тематическая беседа «Как помочь ребенку в развитии?» |
Апрель | Знакомство с русским народным фольклором Выставка рисунков «Наш семейный герб». Праздник « День птиц» Выставка детского творчества | В гостях у сказки Игрушки Чтение и заучивание пословиц и поговорок о семье. Пальчиковые игры по теме «Семья». | Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным сказкам, желание внимательно их слушать. Обогащать личный опыт детей эмоциями, впечатлениями об окружающем, развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие литературных произведений | Анкетирование родителей Анкета «Домашние обязанности»; |
Май | «Этот день победы…» «История нашей семьи». Чтение и обсуждение произведений А.А. Лопатовой «Притчи о семье». Подведение итогов проекта: Праздник, посвященный Дню семьи. «Моя семья» | Оформление альбома | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы Объяснить, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны Родители совместно с детьми составляют маленький рассказ об истории своей семьи. А затем дети рассказывают всем о своей семье, «знакомят» с родственниками. Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми,. | Тематическая беседа «Уважайте «я» своего ребенка» |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Программа Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой “Основы безопасности детей дошкольного возраста”