Дизайн как массовое искусство
Каждый вкладывает в определение дизайна свой смысл. Для кого-то дизайн – инструмент для заработка денег. Для других же дизайн – средство выразить себя, свое видение мира, свой взгляд на функциональные особенности того предмета, на который дизайнер воздействует. С моей точки зрения, дизайн открывает большие возможности в жизни, если найти ту сферу, которой человек готов посвятить все свое время. Таким образом, можно сформулировать определение дизайна.
Дизайн – это явление, при котором талантливые люди стремятся продать свое видение, воображение, умение проектировать, людям, которые хотят сделать «красивое», но не могут, в силу отсутствия должного образования. Дизайн – это когда человек может не только сделать из невыразительного и серого предмета нечто яркое и запоминающееся, но и внушить массам, что это – последний писк моды, и смотреть, как эти массы покупают это. Дизайн – это массовое искусство, искусство масс для масс.
Дизайн как профессия существует около ста лет. Его отсчет зачастую ведут с известного движения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет [2, с.58].
В 20-е годы нашего столетия были открыты первые школы дизайна: «Баухауз» – в Германии и ВХУТЕМАС – в Советской России. У истоков дизайна стояли такие известные люди как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля «модерн», Чарлз Макинтош – шотландский архитектор, лидер стиля «Ар нуво», дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна, мебель этого стиля начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи – один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна, а также наши соотечественники – К. Малевич, А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий и др., ставшие у истоков советского дизайна.
Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании – изготовлении сотен и тысяч похожих друг на друга как две капли воды изделий.
Именно в это время происходит трансформации дизайна в массовое искусство. Массовое искусство - понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя. Х. Ортега-и-Гассет так описывает человека нового типа: «Массовый человек держится так, словно в мире существует только он и ему подобные, а отсюда и его третья черта - вмешиваться во все, навязывая свою убогость бесцеремонно, безоглядно, безотлагательно и безоговорочно, то есть в духе «прямого действия» [1].
Существуют параллели между массовым искусством и самим явлением дизайна.
Дизайн удовлетворяет запросам аудитории. Дизайнер создает то, что заказчик хочет видеть. Но не только заказчик, но и то общество, которое является непосредственным потребителем продукта дизайнерской деятельности.
Дизайн рекламируется. Дизайнер рекламирует свое имя, свой товар, привлекая заказчиков. Реклама важна, так как только она способна поднять рейтинг дизайнера.
Стереотипы, упрощенные эталоны безусловно присутствуют в дизайне. В дизайне рекламы это проглядывается лучше всего. Реклама навязывает человеку определенные стереотипы, например, стереотип «классика». Красивая реклама, выполненная в светлых тонах, громкое имя, которое является гарантом высокого качества, надежности в условиях быстро меняющегося окружающего мира. Обычно такая реклама продает предметы престижного потребления (часы, авто, ювелирные изделия, дорогой алкоголь).
Называя дизайн массовым искусством, хочется обозначить различия между элитарным и массовым искусством. Классическое, высокое или элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются и будут создаваться ценности, пополняющие духовный арсенал человечества. В отличие от элитарной культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное потрясение («смотрение между дел») [3].
Массовая культура - это тяготение к всеобщности, повсеместному распространению, опора на новые технологии, коммерческий характер функционирования, в основе которого лежит спрос основной массы населения. Предельная приближенность к элементарным потребностям человека, постоянно нарастающая востребованность ее продуктов, ориентированность на природную, ближе к инстинктивной, чувственность и примитивную эмоциональность – вот основные особенности массового искусства.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Х. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. http://www.lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt
2. Аронов В. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник, 1987. – с. 58.
3. Балонова М. Г. Искусство и его роль в жизни общества: Учебное пособие. – Н. Новгород, ВВАГС, 2007.
А.В. Жильская