Профилактика и консультирование в социальной работе с многодетными семьями
Профилактика является одним из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, "состоявшимися" девиациями.
Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.
Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;
предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;
сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.
Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.
Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы.
Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем по том преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.
Данные исследований социального статуса многодетных семей позволяют рассмотреть целесообразность стимулирования многодетности сверх определённого предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах её поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла ещё в разряд "проблемных". Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.
Также можно отметить следующие направления социальной профилактики в отношении многодетных семей: превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи; необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи.
Необходимо выделить в работе с многодетными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь).
В работе с многодетной семьей социальному работнику необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории, конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный работник должен помнить, что многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные силы для их разрешения.
Социальный работник является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работы родителя).
Конечно, оптимальным вариантом было бы объединение всех субъектов социальной помощи в единую службу - координирующий орган, в котором социальный работник выполнял бы основную роль, имея возможность проводить разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных таких семей), дифференцированно определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи в досуговые, оздоровительные и другие мероприятия.
Таким образом, при всем своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного и терапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть много общего. Они нередко взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это направлено на достижение общей цели - оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том числе и многодетных.
Одной из успешно применяемых технологий работы социального работника с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.
Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:
доброжелательное и безоценочное отношение к клиентам;
ориентация на нормы и ценности клиента;
запрет давать советы клиенту;
анонимность консультирования;
включенность клиента в процесс консультирования;
разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.
Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, - это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.
Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести:
обязательное наполнение родительской жалобы-запроса конкретным содержанием путем получения от родителей подробного описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса;
использование принципов "стереоскопичности" взгляда на ситуацию, т.е. фиксации этого взгляда как субъективно, с позиций, связанных с ситуацией членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;
совместное с родителями выдвижение консультантом гипотезы об истории развития "отрицательного" качества у ребенка и возможных путях его преодоления.
Важнейшим направлением в работе с многодетными семьями является также социально-правовое консультирование - в рамках поддержки создания малого бизнеса, - содействующее переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.
Отсутствие рыночного менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической системы требует создания специальных структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.
Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности".
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий.
Одной из технологий социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной категории семей, является социальный патронаж.
Патронаж - это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.
Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.
Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает следующие направления: информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной; прямое вмешательство в ситуацию; заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната (патронат); контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с многодетной семьей социальный работник фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
на уровне клиента - его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;
на уровне содержания патронажной работы - выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;
на уровне методов патронажа - использование не только традиционных путей оказания помощи, по и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
на уровне организации - это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
на уровне границ социальной работы - максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
на уровне продолжительности работы - пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход).
Таковы основные характеристики технологий работы социальной работы с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.
Таким образом, проведенный нами теоретический анализ показал, что семья на современном этапе развития находится в состоянии кризиса, порожденного социально-экономическими, общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной области требуется усиление мер политики социальной поддержки и защиты семьи. Многодетные семьи являются объектом особого внимания социальных служб ввиду своей социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости. Государственная политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в первую очередь должна быть ориентирована на превентивные и профилактические меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области.
3.3 Категории «социально — педагогическое сопровождение» и «поддержка»
В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение», который в настоящее время активно применяется в сфере семейных отношений.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека содержатся в трудах многих педагогов и психологов, основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). Однако выделение этой проблемы в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИЛИ РАО). Ученый выделяет в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием самостоятельную область, называя ее «педагогической поддержкой ребенка в образовании». Рассматривая смысл понятия «поддержка» — поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, — О.С. Газман утверждает, что поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.
Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. То есть педагогическая поддержка — это «деятельность профессионалов-представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным самоопределением».
Методы и приемы педагогической поддержки разнообразны, т.к. связаны с множеством ситуаций общения. О.С.Газман выделяет семь шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут рассматриваться в качестве алгоритма педагогической поддержки:
1. Заметить эмоциональное состояние ребенка.
2. Помочь ему увидеть свою проблему.
3. Помочь определить свое к ней отношение.
4. Помочь определить, что делать.
5. Помочь определить, как делать.
6. Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.
продолжение
7. Стимулировать выработку им плана действия.
Поддержку представляют как систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в учебной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Таким образом, социально — педагогическая поддержка ребенка – это система мер, направленных на защиту его прав на полноценное развитие и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, осуществляемых посредством сопровождения, посредничества и обеспечения базовых потребностей ребенка.
сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.
Сегодня термин сопровождение в психологии, педагогике, социальной педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях.
Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.
Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации разрабатывалась А.М.Битяновой, И.В.Дубровской, Е.А.Козыревой, С.Г.Косарецким, Е.И.Роговым и другими учеными. В рамках их исследований сопровождение ребенка в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
А.М. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения подростка:
1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы «психологически благополучных» и группу подростков, испытывающих психологические трудности в обучении, общении.
2) создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с подростками (развивающие занятия организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении — помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.
3) создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель — помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения.
Заключение
Проведенное нами исследование в рамках курсовой работы позволило прийти к определенным выводам, ниже приведем некоторые из них.
Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.
Начнем с того, что статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений — до окончания ими обучения.
Учитываются также дети, проходящие срочную военную службу по призыву, — но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
В состав многодетной семьи при регистрации включаются дети, находящиеся под опекой (попечительством).
При регистрации в составе многодетной семьи не учитываются: дети, в отношении которых родитель лишен родительских прав; дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты на полное государственное обеспечение.
Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты.
Необходимо расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.
Вместе с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.
Поскольку семьи с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередь они нуждаются в улучшении благоустройства жилья. Как показывает практика, многодетные семьи не могут становиться полноправными участниками ипотеки, но могут использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, если речь идет об улучшении жилищных условий.
Основные функции семьи - это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.
Социальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М., 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. 230-ФЗ.
3. Данные Госкомстата России.
4. Данные переписи населения в России в 2010 году.
5. Дармодехин С.В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики // Аналитический вестник информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. - 2004. - 4. .
6. Капустина С.В. О реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации // Государственная семейная политика. - М., 2004.
7. Климантова Г.И. Проблемы государственного обеспечения государственной семейной политики // Государственная семейная политика. - М., 2004.
8. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
9. Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы: Принято распоряжением Правительства Российской Федерации 26 января 2007 г. 79-р.
10. Метро. - 2001. - 7.
11. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей": Принято Федеральным законом РФ 29 июля 1998. 134-ФЗ.
12. О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей": Принято Федеральным законом 23 июля 1999 г. 171-ФЗ.
13. О государственной социальной помощи: Принято Федеральным законом РФ 17 июля 1999 г. 178-ФЗ.
14. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (последнее изм. 14 июля 2008 г.): Принято Федеральным законом РФ 19 мая 1995 г. 81-ФЗ.
15. О Концепции программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: Принято постановлением Правительства Москвы 3 августа 2004 г. 543-ПП.
16. О Концепции семейной политики Московской области на 2001-2003 годы: Принято постановлением Правительства Московской области 21 сентября 2000 г. 103/26.
17. О мерах по социальной поддержке многодетных семей (последние изм. 25 февраля 2003 г.): Принято указом Президента Российской Федерации 5 мая 1992 г. 431.
18. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Принято указом Президента Российской Федерации 5 мая 1992 г. 431.
19. О первоочередных мерах по обеспечению прав молодых семей на жилище: Принято постановлением Правительства Москвы 12 февраля 2002 г. 118-ПП.
20. О порядке назначения выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям: Принято постановлением Правительства Москвы 6 апреля 2004 г. 199-ПП.
21. О приемной семье: Принято постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 г. 829.
22. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Принято Федеральным законом РФ 24 октября 1997 г. 134-ФЗ.
23. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Принято Федеральным законом РФ 2 августа 1995 г. 122-ФЗ.
24. О федеральных целевых программах, об улучшении положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы: Принято постановлением Правительства Российской Федерации 19 сентября 1997 года 1207.
25. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Принято Федеральным законом РФ 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ.
26. Об основных направлениях государственной семейной политики: Принято указом Президента Российской Федерации 14 мая 1996 г. 712.
27. Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям": Принято постановлением Минтруда РФ 19 июля 2000 г. 52.
28. Основы социальной работы. Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок, М.,1997.
29. Отчет о работе по назначению и перерасчету пособий и компенсаций семьям с детьми за период с 1 октября по 31 декабря 2008 г. УСЗН Можайского района г. Москвы.
30. Российская газета. - 2007. - 17 авг.
31. Савинов Л.И. Семья и общество: История, современность и взгляд в будущее. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2004.
32. Семейная политика в РСФСР. - М., 1991.
33. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. 223-ФЗ.
34. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи 3емье и детям: Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. - М.: Институт социальной работы, 1997.
35. Социальная работа / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и 3о", 2008.
36. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Панова и Е.И.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ. .
37. Федеральная целевая программа "Планирование семьи" // О президентской программе "Дети России": Принято указом Президента Российской Федерации 18 августа 1994 г. 1696.
38. Холостова Е.И. Социальная политика. Учеб. пособие. - М.: СТИ МГУС, 2000.
39. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Чупина Г.Н. Сельская семья и социальная работы. - М.: "Дашков и Ко", 2004.
52. Черняк Е.М. Трансформация института семьи в условиях социальной культурной модернизации. - М., 2004.
53. http://www.mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=24&t=7529. РИА Новости. - 2009. - апрель.