Формирование проектировочных умений
В состав проектировочных умений входят:
• умения определять и формулировать цели предстоящей деятельности: 1) по отношению к уроку (цели обучения, цели воспитания, цели развития); 2) по отношению к отдельным этапам и аспектам урока (учебные задачи, цели самостоятельной работы, цели практической работы и т. д.);
• умение определять логику и последовательность работы над новым учебным материалом;
• умение связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения учащихся;
• умение продумать возможные варианты вопросов к учащимся для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на уроке;
• умение предусмотреть заранее контрольные микроэтапы в уроке;
• умение продумать методическую структуру урока, разные ее варианты для одного и того же урока;
• умение определить вероятностные педагогические задачи в уроке, а также соответствующие им учебные задачи;
• умение предусмотреть типичные ошибки и недочеты в работе учащихся;
• умение заранее подготовиться к применению разных подходов к объяснению нового материала.
Упражнения и задания
1. Сформулируйте цели урока (предмет, тема, класс – на выбор). Обоснуйте предлагаемые варианты.
2. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией обучения.
3. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией развития.
4. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией социализации.
5. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с отдельными этапами урока (проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового, задавание на дом и др.).
6. Разработайте замысел урока по объяснительно-иллюстративному типу обучения.
7. Разработайте замысел проблемного урока.
8. Разработайте замысел интегрированного урока.
9. Разработайте проект расположения наглядных пособий и записей на доске для конкретного урока (предмет, тема, класс – по выбору).
10. Разработайте замысел групповой работы учащихся на уроке.
11. Разработайте замысел урока (или фрагмента урока) с применением только: а) наглядных пособий; б) технических средств обучения; в) раздаточного дидактического материала; г) всех названных средств в комплексе.
12. Разработайте замысел дискуссии.
13. Разработайте план своего рассказа на уроке, объяснения способа решения задачи, инструкции о выполнении практического задания.
14. Применительно к конкретному уроку (предмет, тема, класс – по выбору) составьте последовательность этапов урока (или его методическую структуру) в зависимости от вида урока: а) традиционный комбинированный урок; б) сюжетно-ролевой урок; в) проблемный урок; г) интегрированный урок и др.
15. Разработайте замысел домашнего задания, связанного с уроками разных видов (традиционный комбинированный, урок-лекция, урок-лабораторная работа, проблемный, интегрированный, компьютерный и т. д.).
16. Составьте перечень типичных ситуаций затруднения, возникающих у детей на уроке (при проверке домашней работы, при работе над новой темой, при выполнении практических заданий, при работе с учебником и т. д.) и поставьте им в соответствие приемы учителя, ликвидирующие затруднения или предупреждающие их.
17. Назовите типичные затруднения учителя, возникающие на уроке, и возможные способы выхода из затруднительных ситуаций.
Задачи
1. Дети младшего школьного возраста любят играть в «Магазин». «Цирк», «Больницу» и т. п. При изучении каких учебных предметов и тем можно использовать эти игры? Предложите свои варианты включения какой-либо игры в урок.
2. Во время объяснения нового способа решения задачи учительница заметила, что Сережа залез под парту за упавшей ручкой. У мальчика слабые знания и умения, а он отвлекся. Какие вероятностные педагогические задачи могут возникнуть перед учительницей?
3. При проверке тетрадей учительница заметила, что многие дети пропускают буквы в словах. Как можно выяснить причины и добиться грамотного письма? Предложите несколько планов действий учителя.
4. Учительница: «Сегодня пишем сочинение» – «Ура-а!» Такое вступление стало традиционной формой выражения радости: ребята очень любили писать сочинения. Но однажды после «ура» кто-то спросил в пылу азарта: «А можно написать в стихах?»*. По какому сценарию может пойти урок далее? В чем будет заключаться деятельность учителя и что будут делать учащиеся, если учительница разрешит им писать сочинения в стихах? Предложите свои варианты.
* Рябцева С.Л. Диалог за партой. М., 1989. С. 50.
5. Учащиеся нередко допускают ошибки при переносе слов, хотя и знают правила переноса. Назовите аналогичные случаи, имеющие место на уроках математики, природоведения и др., когда учащиеся знают теоретический материал, но на практике его не могут правильно применить.
6. При изучении мер длины один учитель знакомил учащихся с каждой мерой на отдельном уроке, другой сначала выяснил, какие единицы измерения длины знают дети, и рассказал обо всех, а затем приступил к объяснению метра. А как поступили бы вы?
7. Учительница обращается к учащимся: «Кто хотел бы поработать у доски и заработать оценку?» Какие вероятностные педагогические задачи ставит учительница перед собой в данной ситуации?