Глава 15. сущность, задачи и принципы воспитания учеников вспомогательной школы.
1. Основные подходы к проблеме воспитания умственно отсталых школьников в практике мировой и отечественной дефектологии.
2. Формирование личности ученика - главная задача вспомогательной школы.
3. Особенности воспитания учеников вспомогательной школы.
4. Ведущая роль деятельности в воспитании.
5. Реализация принципов воспитания во вспомогательной школе.
ЛИТЕРАТУРА: 16,21,28,42,45,61,72,91,100,101,114.
= ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Наиболее сложной в специальной педагогике является проблема воспитания умственно отсталого ребенка. Сложность этой проблемы определяется тем, что дети, обучающиеся во вспомогательной школе, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии .
В подходе к решению вопроса о задачах и методах воспитания умственно отсталого ребенка возможны (практически они существовали) две ошибки. Первая из них заключается в том, что при определении задач и методов воспитательной работы вспомогательной школы игнорируются специфические особенности умственно отсталых детей. На вспомогательную школу в этом случае переносятся полностью задачи воспитания в такой форме и объеме, как они ставятся перед массовой школой. Подход к проблеме воспитания умственно отсталого ребенка, при котором не принимается во внимание то, что умственное, эмоционально-волевое и физическое развитие ребенка протекает аномально,—есть типичный формализм в определении задач воспитательной работы во вспомогательной школе.
Не менее ошибочным является также отказ от поисков путей реализации задач воспитания в условиях вспомогательной школы. В этом случае на первый план выдвигаются или задачи коррекции умственного развития ребенка, или задачи воспитания системы практических навыков самообслуживания, личной гигиены, ремесленных навыков и т. п. Иногда происходит чрезмерное увлечение различного рода формальными упражнениями, якобы способствующими коррекции умственного развития ребенка. Чрезмерное увлечение формально-логическими, чисто словесными упражнениями, без должной опоры на практические занятия, нередко в таких случаях характеризует всю учебно-воспитательную работу с детьми.
В одном случае дело ограничивается попыткой воспитать сумму навыков внешне благопристойного поведения, без формирования у детей хотя бы простейшего осознания общественных мотивов своей деятельности. В другом случае дело может свестись к попытке сформировать у детей с помощью формально-словесных средств понятия о нормах их поведения в той или иной ситуации, что далеко не всегда удается в работе с умственно отсталыми детьми. Наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая направленность в воспитании учащихся вспомогательной школы остается такой же, как и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач во вспомогательной школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе.
К числу основных задач воспитательной работы во вспомогательной школе относятся:
1) умственное воспитание ребенка;
2) физическое воспитание ребенка;
3) трудовое воспитание и обучение;
4) воспитание у учащихся нравственных качеств;
5) эстетическое воспитание.
= ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГА-ТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
У детей, имеющих затруднения в умственном развитии, обнаруживается ряд существенных недостатков в психическом и физическом развитии, которые создают трудности в обучении и воспитании их, поэтому необходимо применение системы специальных педагогических средств для преодоления или ослабления таких недостатков.
В этом и заключается суть коррекционно-воспитательной работы. Специфическая задача вспомогательной школы имеет два взаимосвязанных направления:
· цель коррекционной работы - исправление у детей присущих им дефектов;
· цель учебно-воспитательной работы - способствование развитию детей, имеющих затруднения в умственном развитии, вооружая их знаниями и навыками в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания.
· Основными задачами воспитания учащихся вспомогательной школы являются:
1. Воспитание у учащихся гражданских, нравственных качеств, сознательной дисциплины.
2. Привитие школьникам трудолюбия и культуры труда, привычек к трудовой жизни.
3. Обеспечение нормального физического развития.
4. Формирование у учащихся эстетических взглядов и вкусов, умения строить свою жизнь, поведение по законам красоты.
5. Развитие у учащихся умственных способностей.
Цели и задачи воспитания сформулированы в его принципах, которые являются отражением закономерностей воспитательного процесса. Наиболее существенными из них являются:
1. Принцип комплексного подхода к воспитанию умственно отсталого.
2. Принцип оптимистической перспективности воспитания.
3. Принцип действенности воспитания.
4. Принцип связи воспитания с жизнью.
5. Принцип воспитания в трудовой активной деятельности.
6. Принцип воспитания в коллективе.
7. Принцип единства требований и уважения к личности.
8. Принцип систематичности и последовательности.
9. Принцип сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности и активности.
10. Принцип учета индивидуальных различий и возрастных особенностей.
11.Принцип демократизации воспитания.