Методика формирования способов словообразования

Для самостоятельного словообразования важно, что­бы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необ­ходимо развивать речевой слух, обогащать детей знания­ми и представлениями об окружающем мире и соответ­ственно словарем, прежде всего мотивированными сло­вами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону граммати­ческих средств.

В процессе словообразования простое повторение и за­поминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обра­тить внимание детей на способ образования слов при по­мощи суффиксов (учитель — учительница) или приставок (ехал — уехал — переехал — выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают спосо­бы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -опок, -ёнок, формирует представ­ление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки — мышонок, у утки — утенок, у медведицы — мед­вежонок, у лисы — лисенок.

Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель по­казывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».

В игре-драматизации «Кто пришел?» детей учат образо­вывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

Приходит котенок, здоровается с детьми.

— Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Коте­ночек.)

Появляются котята.

— Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Ко­тятки.)

— Какой котеночек? (Маленький, пушистый.)

— А какие котятки? (Маленькие, пушистые.)

Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково — котятки. Котятки любят свою маму-кошку».

Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам при­ходят в гости утенок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.

В игре «Кто у кого» (у лисы — лисята, у ежа — ежата, у коровы — телята) детей учат употреблять названия жи­вотных и их детенышей в именительном падеже единствен­ного и множественного числа, в игре «Кого не стало» — употреблять названия животных в родительном падеже един­ственного и множественного числа (не стало ежат, ли­сят, цыплят, щенят). .

Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуа­ций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чай­ная посуда, сухари — в сухарнице, сахар — в сахарнице, хлеб — в хлебнице и т. д.

В младшей группе детей также учат образованию глаго­лов разными способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов:

— Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.)

— Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка.) Что она делает? (Квакает.)

— Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка.) Что она делает? (Хрюкает.)

Образование глаголов при помощи приставок:

ходить — заходить — уходить — приходить; вошел — вышел, пришел ушел.

Знакомство детей со способами образования глаголов осу­ществляется в дидактических играх («Что делают на музы­кальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх-драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.

Напомним, что дети допускают ошибки в трудных фор­мах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрос­лому целесообразно использовать речевой образец.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади — жеребенок, у коровы — теленок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок.

Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по ана­логии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидак­тические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата), целесо­образно использовать фланелеграф или теневой театр. Фи­гурки животных для них могут изготовить воспитатели.

Приведем пример драматизации.

— Однажды осенью я пошла в лес. Было тепло, солнечно. Я присела на пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? (Ежиха.) А вслед за ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? ... Да, пра­вильно, это ежата. Маленькие ежики. Что стали делать ... (ежата)? Что же они делают? (Ежата играют.) Стали ... (ежата) играть, кувыркаться. Но­сиками сопят. А потом ... (ежата) решили испугать маму и спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? (Ежиха.) Никак не может найти мама-ежиха своих ... (ежат). Ежата сами прибежали к ней. Пошли они домой друг за другом. Впереди кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто? (Ежа­та.) Сначала один ... (ежик), затем второй ... (ежик).

Сначала не стало видно кого? (ежихи), а потом первого ... (ежика) и, наконец, не стало второго ... (ежика). Не стало ни ... (ежихи), ни ее ... (ежат или ежиков).

А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с ежатами.

В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным спо­собом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебни­ца), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так — солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёнк), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).

Проиллюстрируем примерами.

Перед драматизацией «В гостях у куклы» создается игровая ситуация. Воспитатель говорит:

— К Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Есть спе­циальная посуда. Как она называется?

— Для хлеба есть что? (Хлебница.)

— Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу.) (Слово повторяется хором.)

• — Как называется посуда для конфет? (Конфетница.)

— Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу.)

С целью закрепления навыка образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда. В магазине продается посуда. Воспитатель и дети рассматривают посуду.

— Хлебница. Для чего она? (Для хлеба.) Дети видят новый предмет.

— А это что?

Продавец отвечает, что это посуда для сухарей.

— Как она называется? Для хлеба — хлебница, для сахара — сахарни­ца. А для сухарей ...

— Сухарница, — отвечают дети, самостоятельно образуя форму по аналогии. И т. п.

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

Продолжается работа по образованию звукоподражатель­ных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукаре­кает, воробей — чик-чирик — чирикает). Детей обучают спосо­бам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, крас­ка — красит, учитель — учит, строитель — строит).

В старшем дошкольном возрастепрограмме рекомендует знакомить детей с ТИПИЧНЫМИ способами словообразова­ния.

Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навы­ки образования наименований посуды и детенышей живот­ных и птиц с ПОМОЩЬЮ суффиксов (грачонок — грачата, снегирь — снегирята- одни и много, НО один птенчик — ласточка, синичка, МНОго- ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснения значения слов:

«О чем говорит слово воробьишко? (Детеныш воробья, ма­ленький, шаловливый, а воробей большой.)

В основном при этом используются словесные игры и уп­ражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».

Закрепление наименований детенышей может осуще­ствляться в процессе рассматривания картин из серии «Ди­кие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более сложная задача — образование названий профес­сий от разных частей речи с помощью суффиксов, приста­вок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по про­фессии). ' '

Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

Чинит часы... (часовщик).

Дома строит... (строитель).

Чинит сапоги... (сапожник).

Проверяет билеты... (билетер).

Работает в библиотеке ... (библиотекарь). И т. д.

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать суще­ствительное от глагола.

Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он ... (работник). А когда часто дерется. Он ... (драчун). Много-много говорит. Он ... (говорун). И т. д.

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.

Он летчик — я тоже ... (летчица). Он плясун — я тоже ... (плясунья). Он умник — я тоже ... (умница). И т. д.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-род­ственники») {береза, березовый, подберезовик; лист, листвен­ный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь по­хожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач — научить детей разным способам обра­зования степеней сравнения прилагательных. Сравнитель­ная степень образуется при помощи суффиксов -ее- (-ей), -е-, -те- (синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый — чище — более чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш-(синтети­ческий способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).

Целесообразно проводить небольшие по продолжитель­ности упражнения (5 — 6 мин):

на образование прилагательных от основ существительных:

Какое варенье из малины? (Малиновое.) ... из клубники? (Клубничное.) ... из смородины? (Смородиновое);

на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

Занимается спортом... (спортсмен). Играет в футбол ... (футболист). Катается на лыжах ... (лыжник). Катается на велосипеде ... (велосипедист). Хорошо прыгает... (прыгун);

на образование притяжательных прилагательных (зна­чение принадлежности):

В доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий.) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный.)

Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, сле­дует шире использовать вопросы проблемного характера.

Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо.) Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Вы­жимает сок.)

Вопросы

1. Раскройте содержание понятия «формирование грамматического строя речи».

2. Какие задачи стоят перед воспитателем в области формирования грамматической правильности речи детей?

3. Что называют грамматическим значением слова?

4. Каковы типичные морфологические ошибки детей? Какими законо­мерностями усвоения морфологической стороны речи они объясняются?

5. Назовите основные направления и задачи работы по формирова­нию грамматического строя речи.

6. Как исправлять грамматические ошибки детей?

7. Раскройте последовательность работы по формированию синтакси­ческой стороны речи у детей.

8. С какими способами словообразования знакомят детей в детском саду?

Глава VI

Наши рекомендации