Донецкого национального университета

История

Лекция для студентов

Донецкий национальный университет празднует свое 80-летие.

За этот период он прошел славный путь от некрупного педагогического института до одного из ведущих классических университетов.

Создание Сталинского педагогического института в 1937 году, преобразование его в университет в 1965 году стало выдающимся событием в истории Донбасса.

***

В далекие непростые, противоречивые 30-е годы ХХ века чрезвычайно остро стояла необходимость в инженерно-технических, педагогических и других специалистах высшей квалификации, без которых невозможно было решать важнейшие вопросы государственного хозяйственного и культурного строительства государства. Именно поэтому в тот период истории первоочередной задачей стало создание различных по форме и разнопрофильных по своему составу высших учебных заведений.

В первой половине 30-х годов на территории Донецкого бассейна – мощного промышленного центра Украины уже действовали: Донецкий горный, Донецкий металлургический, Донецкий углехимический, Донецкий медицинский институты, Институт народного образования в Луганске, Артемовский учительский институт, а также много других специальных средних учебных заведений.

15 ноября 1930 года по решению директивных органов в г. Донецке был основан Сталинский педагогический институт профессионального образования в составе двух факультетов: социально-экономического и физико-математического. Вначале 1931 г. при институте было организовано вечернее техноматематическое отделение (с набором на первый курс 32 студента). Институт гот овил кадры для техникумов, педшкол, рабфаков, ФЗН и других специальных учебных заведений. В 1932 году планировалось выпустить 80 специалистов. Но из-за отсутствия помещений для обучения и общежитий для студентов в конце того же года Сталинский педагогический институт профобразования был переведен в Мариуполь и через три месяца расформирован. Студенты дневного отделения и 18 преподавателей были отправлены в Институт народного образования (г. Луганск), а студенты вечернего техноматематического отделения – в Заочный украинский институт.

Вопрос подготовки педагогических кадров с высшей квалификации для всей системы народного образования, вместе с тем и для общеобразовательных школ, сеть которых на территории Донецкой области росла, оставался нерешенным. Здесь действовал только один двухлетний Артемовский учительский институт и его вечернее отделение, готовившие учителей с незаконченным высшим образованием для учащихся 5–7 классов. Педагогические техникумы, школы и Пирятинский педагогический техникум, переведенный с Прилуцкого округа в Сталино (распологался в селе Марьинка), выпускал специалистов в основном для воспитания детей дошкольного возраста. Выход из создавшегося положения был найден только в 1937 году. 15 июля этого года согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров УССР в г. Сталино было создано новое классическое учебное заведение – Сталинский государственный педагогический институт.

В отличие от пединститутов профобразования, которые до середины 30-х годов вообще были ликвидированы, главной задачей созданного института была подготовка учителей для общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Именно на базе этого классического педагогического института в 1965 году возник Донецкий университет.

Первым директором Донецкого педагогического института был назначен Александр Васильевич Евдокименко (1903 – 1941). Он родился в городе Шостка Черниговской области в рабочей семье. Закончил профтехшколу Харьковского института народного образования по гуманитарному профилю. В институте преподавал политэкономию и заведовал кафедрой социально-экономических дисциплин.

Заместителем директора института по учебной работе, согласно предложению самого А.В. Евдокименко, директивными органами Украины был утвержден И.Я. Омельяненко; помощником директора института по хозяйственной части – В. Г. Кущ; помощником директора по военной части – Ф.С. Едыкин.

Опираясь на тщательно подобранных активистов и огромную помощь местной власти, дирекция института быстро настроила нормальную деятельность нового учебного заведения. Были созданы административно-управленческий, вспомогательный и хозяйственный аппараты. Внимательно и строго подбирались кадры преподавательского состава, активно и деятельно работала приемная комиссия.

В сентябре 1937 года Сталинский педагогический институт открыл свои двери для студенческой молодежи. К занятиям приступили 138 первокурсников, в том числе по специальности «история» – 71, «язык и литература» – 67 человек. Все студенты-первокурсники овладевали знаниями в специальных академических группах с украинским и русским языками обучения.

В начале первого учебного года институту было передано вечернее отделение Артемовского учительского института, которое на тот момент располагалось в г. Сталино. На основе указанного отделения при пединституте возник учительский институт, готовивший учителей математики, физики, истории, языка и литературы. Директором института был назначен старший преподаватель украинского языка Андрей Петрович Шостак. В студенческие аудитории вошли первые 67 юношей и девушек. Позже при педагогическом и учительском институтах было открыто заочное отделение, где на первый курс пришли обучаться 270 студентов.

В год создания институт имел два факультета (исторический и языка и литературы) и пять кафедр (истории, языка и литературы, педагогики и психологии, социально-экономических дисциплин, военного дела и физической культуры). Руководили кафедрами соответственно: старший преподаватель истории СССР Н.А. Пурель, старший преподаватель русского языка Г.Й. Рихтер, профессор Н.А. Чалисов, директор института А.В. Евдокименко, преподаватель военного дела Ф.С. Едыкин.

Для организации самостоятельной работы студентов, проведения дополнительных занятий, консультаций в лучших аудиториях было создано три учебно-методических кабинета: истории, языка и литературы, военной подготовки. Также была создана библиотека, что являлось важной и неотъемлемой частью учебного процесса во все времена.

В ноябре 1937 года при педагогическом институте была открыта изба-читальня с книжным фондом в 19 тыс. экземпляров различной литературы. В основном это были издания по направлениям дисциплин, предусмотренных учебной программой.

Все важнейшие вопросы учебной, научной и воспитательной работы, хозяйственной деятельности института, а также быта преподавателей и студентов обсуждались на общеинститутском совете, в состав которого входили: представители деканатов, кафедр, общественных организаций, городского и областного отделов народного просвещения и в обязательном порядке – представители тех средних школ, в которых студенты проходили педагогическую практику. В первые месяцы становления администрации института огромное внимание уделялось подбору кадров для осуществления полноценной учебной и хозяйственной деятельности, комплектования книжного фонда библиотеки.

Становление института происходило в невероятно тяжелые и противоречивые 30-е годы ХХ века. С одной стороны, экономика Украины, как и других советских республик, стремительно развивалась; безграмотность в основном была ликвидирована: значительно расширилась сеть начальных и средних школ, ремесленных училищ и техникумов. Доступ рядового человека к образованию, литературе, искусству получил широчайшее развитие. С другой стороны, эти, достойны восхищения социальные победы, тесным образом переплетались с не менее поразительными недостатками – в стране остро ощущалась нехватка всего: продуктов, промышленных товаров, техники и т.п. Неимоверно ощутимой была потребность в инженерно-технических и педагогических высококвалифицированных кадрах. На очень низком уровне по-прежнему еще оставалась материально-техническая база созданных вузов, техникумов, школ.

Не соответствовала требованиям подготовки высококвалифицированных педагогических кадров и материальная база только что созданного Донецкого педагогического института: помещение на скорую руку перестраивались на аудитории и учебно-методические кабинеты, студенты лишь на 30 % были обеспечены местами проживания в общежитии, не было студенческой столовой, не хватало учебников и научно-методической литературы, остро ощущалась нехватка преподавателей с учеными степенями и званиями (согласно штатному расписанию на 1938 год административно-управленческий аппарат института был укомплектован лишь на 50 %).

Все эти трудности дополнялись становлением в государстве авторитарных методов управления, что привело к повсеместным репрессиям. Не обошли они и коллектив педагогического института. Так, в 1937–1938 учебном году были репрессированы преподаватели: Л.И. Росинский, М.С. Шевченко, Е.Г. Сиромолот, О.О. Кривицкий, А.П. Шостак, П.А. Ищенко-Зуб. 20 апреля областная прокуратура санкционировала арест директора института А.В. Евдокименко. В постановлении прокуратуры утверждалось, якобы он является «участником антисоветской эсеровской повстанческой организации, которая имела цели свержения советской власти…».

Страшные события 1937–1938 годов привели к кадровым перестановкам и не лучшим образом отразились на деятельности всего института. После ареста А. В. Евдокименко был уволен с работы как «враг народа». Должность директора института некоторое время поочередно занимали Иван Яковлевич Омельяненко и Сергей Яковлевич Резник. И только с августа 1940 года на долгие двадцать лет институт возглавил Сергей Алексеевич Ксенофонтов.

С.А. Ксенофонтов (1895 – 1984) родился в г. Туле в рабочей семье. В 1931 году закончил Всеукраинский институт марксизма-ленинизма в г. Харькове, где получил специальность преподавателя диалектического и исторического материализма в вузах. Работал в партийных органах городов Макеевки, Мариуполя, Енакиево. В 1938–1940 годах – старший лектор Сталинского областного обкома Компартии Украины. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. Награжден многими орденами и медалями.

Трудности экономического и политического характера, происходившие в этот исторический период, не остановили поступательного движения в развитии Донецкого государственного института. В июле 1939 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы утвердил Устав педагогического и учительского институтов, которым закреплялись достижения обоих вузов, определялись их цели и задачи, указывалось, что пединституту предоставляется право иметь аспирантов по истории народов СССР и всемирной истории. В институте все учебные дисциплины делились на общеинститутские (основы марксизма-ленинизма, политическая экономия, диалектический и исторический материализм, психология, педагогика, история педагогики, русский, немецкий, французский, английский языки, военная подготовка, физическая культура) и специальные (история народов СССР, история древнего мира, история средних веков, история нового времени, история колониальных и зависимых стран; теория литературы, история русской критики, русский язык, всемирная литература, русская литература, литература народов СССР, введение в языкознание).

Количество студентов возрастало из года в год. Так, уже в 1939 году на первый курс педагогического института было зачислено323 студента, а в сентябре 1940-го к занятиям на дневном, вечернем и заочном отделениях института приступило около 400 первокурсников. В 1940–1941 учебном году в институте уже обучалось 880 студентов, работало 6 кафедр, занятия проводили 65 преподавателей, в их числе – 2 доцента, кандидаты наук.

Первые выпускные экзамены состоялись в июне–июле 1938 года. Их успешно сдали выпускники учительского института. С этого момента институт ежегодно направлял своих выпускников в районы, города и села Донбасса и за его пределы.

Весной 1941 года в институте началась серьезная подготовительная работа по организации выпуска студентов первого набора педагогического института и других курсов учительского института: читались обзорные лекции, проводились консультации, утверждалось расписание семестровых и выпускных экзаменов. Согласно расписанию, выпускные экзамены для студентов намечались на июнь – начало июля 1941 года. Для организации выпускного вечера приказом директора института от 13 июня, то есть за 9 дней до начала Великой Отечественной войны, была создана комиссия, в состав которой входили: декан исторического факультета Я.Л. Пичкуренко, декан филологического факультета В.И. Костецкий, заместитель директора института по хозяйственной части, заведующий кафедрой марксизма-ленинизма С.М. Чагир, студенты Ф. Герценова и И. Жеребченко. При помощи студенческого актива старших курсов комиссия разработала план мероприятий по проведению выпускного вечера. Вместе с тем дирекция, общественные организации и весь коллектив готовились к новому 1941–1942 учебному году: пересматривались и утверждались планы работы факультетов, кафедр, учебно-методических кабинетов, планировались научные исследования, намечалось увеличение количества и повышение качества подготовки будущих народных учителей высшей квалификации. Но осуществиться намеченным планам не удалось…

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны внезапно напала на Советский Союз. Гитлер рассчитывал в короткий срок уничтожить Красную Армию, захватить основные промышленные районы страны и прежде всего крупнейший промышленный центр – Донецкий бассейн, парализовать волю людей к победе и к зиме закончить войну.

На защиту Отчизны поднялся весь советский народ. Извещение о начале войны против фашистской Германии застало студентов и преподавателей Донецкого государственного педагогического института в учебных аудиториях: заканчивалась весенняя экзаменационная сессия. В тот же день проведен был общеинститутский митинг, на котором студенты, преподаватели, рабочие и служащие с чувством огромного гнева осудили захватническую политику гитлеризма и поклялись грудью встать на защиту своей Родины.

Как и вся страна, институт перестроил свою работу в соответствие с требованиями военного времени.

В июле – начале августа 1941 года почти ежедневно в институте издавались приказы такого содержания: «В связи с вступлением в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии уволить…». Среди тех, кто первыми ушли на фронт, были: заместитель директора по учебной и научной работе И.Я. Омельяненко, декан филологического факультета В.И. Костецкий, преподаватели М.А. Марченко, С.С. Гуцало, Ю.Ф. Грицай, Т.Т. Духовный, Р.К. Корнилов, А.С. Лисянский, М.И. Михненко, бухгалтер Назарова, библиотекарь Радченко, электрик Брежнев и много студентов…

Незабываемым останется в наших сердцах подвиг советского народа. Вместе с тысячами сограждан-патриотов на фронтах Великой Отечественной войны отважно сражались с врагом преподаватели, студенты, работники и служащие Сталинского педагогического института. Неоценимую помощь фронтовикам оказывали партизаны и подпольщики. Среди подпольщиков Донецкого края бесстрашно действовали секретарь комитета комсомола пединститута Анатолий Коломоец, его товарищи – студентки Лидия Матвиенко, Зинаида Полончук и др.

Когда ситуация на фронте резко ухудшилась и враг, используя определенное преимущество в технике и живой силе, быстро продвигался на восток, захватывая наши территории, встала новая задача – эвакуация. В короткий срок и организовано необходимо было перебазировать из западных районов в восточные сотни крупных промышленных предприятий, ценное сельскохозяйственное имущество, учебные заведения, музеи и пр. Готовился к эвакуации и наш институт. Окончательное решение об эвакуации было принято 9 октября 1941 г. В приказе, подписанном временно исполняющим обязанности директора института Г.М. Пилипенко, указывалось, что институт эвакуируется в г. Кунгур Молотовской области (ныне Пермская область). Там ему будет предоставлено помещение Кунгурского педагогического техникума. Коллективу предлагалось подготовиться к эвакуации и в назначенное время прибыть в учебный корпус. Бухгалтерия выплатила зарплату преподавателям, сотрудникам и стипендию студентам за сентябрь и первую половину октября.

Эшелон с людьми, материальными ценностями и документацией отправился с железнодорожного вокзала 12 октября 1941 года и через 48 суток(!) прибыл в Кунгур. 5 декабря эвакуированные студенты четвертых курсов исторического и филологического факультетов получили дипломы об окончании института.

К сожалению, возобновить работу вуза на новом месте не удалось. Обещанное помещение не получено, финансирование не осуществлялось… Кроме того, военными мобилизациями был дезорганизован административно-управленческий аппарат и катастрофично не хватало преподавательских кадров необходимого уровня. Анализирую создавшуюся ситуацию, дирекция института 11 декабря 1941 года издала приказ: «Сталинский государственный педагогический институт, согласно распоряжению народного комиссариата образования, прекращает свою деятельность как самостоятельное учебное заведение до окончания войны». Имущество и документация были переданы на хранение в местный пединститут. Преподаватели и сам директор, согласно решению властей, работали в местных школах.

Перерыв в работе Сталинского государственного педагогического института длился два года и 23 дня. В сентябре 1943 года Донбасс был освобожден от оккупационного режима. Эвакуированные преподаватели и студенты с нетерпением ожидали возвращения в родные края. 15 декабря этого же года советским правительством было принято решение о возобновлении обучения в Сталинском педагогическом институте с 25 декабря 1943 г. первые занятия после продолжительного перерыва начались в педагогическом и учительском институтах 3 января 1944 г. К занятиям приступили студенты седьмого семестра пединститута и третьего семестра учительского института. Через год они сдали выпускные экзамены.

Институт креп и развивался. В 1944 году был создан физико-математический факультет. Разыскивались и приглашались на учебу довоенные студенты, зачислялись студенты из других вузов по переводу, проводился набор первокурсников, имеющих среднее образование. Через два года после возобновления работы института занятия уже проводились на всех курсах исторического, филологического и физико-математического факультетов. В педагогическом институте обучалось 796 студентов, в учительском – 361. Учебный процесс обеспечивали преподаватели девяти кафедр.

Победный май 1945 года принес советскому народу долгожданный мир. Вернулся к созидательному труду и Сталинский педагогический институт. Поскольку довоенный учебный корпус оказался полуразрушенным за время оккупации, облисполком выделил институту часть помещений в средней школе №3, а затем еще и помещение средней школы №18, где когда-то была братская школа №49 (по ул. Челюскинцев). И только лишь в марте 1950 года институт ввел в эксплуатацию свой учебный корпус (пл. 5 тыс. кв.м).

Осенью 1945 г. исполком выделил институту небольшое помещение для студенческой столовой. Помещение в несколько месяцев было отремонтировано силами студентов и преподавателей и обустроено на 10 посадочных мест, обеспечивающих студентов двухразовым питанием.

Пединститут имел свое подсобное хозяйство, за счет чего частично решались продовольственные потребности института.

Много сделали студенты и преподаватели для восстановления книжного фонда библиотеки института. В читальный зал для общего пользования ими безвозмездно была передана не одна тысяча экземпляров научной и художественной литературы, учебников, учебно-методической литературы. Тысячи книг по истории, филологии, физике, математике и другим наукам были найдены студентами при разборке развалин города. Немалое количество учебной литературы было получено институтом в рамках помощи от других высших учебных заведений Украины и России. В 1947 году книжный фонд институтской библиотеки насчитывал 27 тыс. названий учебной, научной, учебно-методической, художественной литературы. Это позволило нормализовать учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу института.

Значительным прогрессом в работе учебного заведения стало возвращения с фронта преподавательских кадров. Свыше 80 человек фронтовиков приступили к преподавательской деятельности в институте.

Обновление материальной базы, рост количества преподавателей, улучшение бытовых условий давало возможность из года в год расширять набор студентов. Так, в 1950 году в стенах института обучалось уже около 700 студентов. В этот период институт получил новое помещение для учебного корпуса площадью в 5 тыс. кв. м по ул. Университетской, д. 18 (реконструированная школа №37). Закончено строительство общежития для студентов (ныне это корпус №7).

В 1951 году было создано Студенческое научное общество, что способствовало привлечению студентов к научно-исследовательской работе. Общество имело два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. В 1951 году общество насчитывало 200 студентов.

В 1953 году коллектив преподавателей поднял вопрос о создании в регионе государственного университета. Обращение к властям повторялось неоднократно. Городские власти в это время принимают решение о переименовании улицы Складской, где находился первый учебный корпус института, на улицу Университетскую. (Название дали авансом…).

Спустя два года правительство Украины, в целях повышения качества подготовки учительских кадров, переводит институт с четырехлетнего обучения на пятилетнее, а в скором времени вместо третьего разряда присваивает ему четвертый.

В 1961–1962 годах построены были два учебных корпуса с просторным читальным залом и удобным спортивным залом (ныне это корпус исторического факультета). Началось строительство первого корпуса, где предусматривался еще один спортзал, учебно-производственные мастерские, научные лаборатории. В апреле 1963 года был создан общенаучный факультет с гуманитарным, математическим, агробиологическим отделением – фундамент будущего университета. В учебные планы нового факультета были введены такие дисциплины, как технология металлов и материалов, техническая механика, основы производственного обучения, машиноведение, автотракторное дело, черчение. В августе начато строительство четвертого учебного корпуса (проспект Театральный, 13).

И опять, уже третий раз, перед правительством встает вопрос о создании в нашем городе государственного университета. 14 сентября 1964 года министром образования УССР был подписан приказ «О подготовке специалистов с университетским образованием в г. Донецке». Этим документом Донецкий государственный педагогический институт был переведен в подчинение Харьковского государственного университета и рассматривался как Донецкий филиал Харьковского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. М. Горького.

В 1965 году в вузах Донбасса обучалось свыше 130 тыс. будущих специалистов народного хозяйства. В области действовало 49 научно-исследовательских институтов, где научную работу вели около 6 тыс. сотрудников, в их числе – 77 докторов наук и 946 кандидатов наук. Все это являлось предпосылками открытия в Донецке государственного университета.

28 мая 1965 года (через 7 месяцев после открытия филиала) Постановлением Совета Министров СССР №421 и Постановлением Совмина УССР №572 от 11.06.1965 был организован Донецкий государственный университет на базе Донецкого педагогического института.

Первым ректором университета был назначен Леонид Михайлович Литвиненко – академик НАН Украины, доктор химических наук, профессор, основатель известной научной школы и первый зав.кафедрой биохимии химического факультета.

24 декабря 1965 года прошло торжественное собрание, посвященное открытию Донецкого государственного университета и научного центра Академии наук УССР. В этот учебный год на пяти факультетах обучалось 5500 студентов. На вечернем и заочном отделениях – 3363 студента. На 13 кафедрах по 10 специальностям учебный процесс осуществляли 173 преподавателя, 61 кандидат наук, один доктор наук. Студенческое научное общество насчитывало свыше 1000 человек.

В 1966 году основаны новые факультеты: экономический и романо-германской филологии.

Вторым ректором университета был назначен доктор физико-математических наук, профессор Шевляков Юрий Андреевич (он руководил университетом с 1968 по 1970 годы).

Третий ректор – доктор технических наук, профессор Тимошенко Григорий Маркович (возглавлял университет с 1970 по 1975 гг.).

В 1971 году встретил студентов новый главный 12-этажный учебный корпус, который с того момента и до настоящего времени является архитектурной визиткой Донецкого национального университета.

В 1973 году построен и оборудован корпус химического факультета.

Четвертый ректор университета – доктор исторических наук, профессор Пономаренко Григорий Яковлевич (руководил университетом с 1975 по 1986 гг.). За годы его правления была построена студенческая столовая «Бригантина» и санаторий-профилакторий «Бодрость» в студгородке, пансионат «Наука» на азовском побережье, плавательный бассейн во дворе университета.

В 1976 году основан учетно-финансовый факультет.

В июле 1986 года в связи с уходом на пенсию Пономаренко Г.Я., приказом Минвуза СССР на должность ректора ДонГУ был назначен доктор физико-математических наук, профессор Шевченко Владимир Павлович. Последующие 24 года В.П. Шевченко – ректор университета.

11 сентября 2000 года Указом Президента Украины Донецкому университету присвоен статус национального.

В этом же году экономико-правовой факультет начал новый учебный год в новом современном корпусе.

18 сентября 2004 года ДонНУ присоединяется к Великой хартии европейских университетов. На этот момент университет имеет огромные достижения. Он – член Евразийской и Европейской ассоциации университетов, участник ряда европейских международных образовательных проектов и программ. К этому времени им уже подготовлено около 150 тыс. специалистов для разных областей народного хозяйства страны. Теперь это учебное заведение IV уровня аккредитации с правом автономии. В составе учебно-методического и научного комплекса университета действуют 10 основных факультетов, лицей, 2 техникума, 4 учебно-консультационных центра по подготовке высококвалифицированных специалистов. В университете обучается свыше 15 тыс. студентов. Подготовка специалистов проводится по 53 направлениям и специальностям. Учебно-воспитательный процесс осуществляют почти 100 преподавателей, среди которых академики и члены-корреспонденты НАН Украины и отраслевых академий, лауреаты государственных премий в области науки и техники, заслуженные деятели науки и заслуженные работники высшей школы. В распоряжении студентов – 18 учебных корпусов, библиотека с 10 читальными залами и книжным фондом в 1,5 млн. экземпляров, современный учебно-практический вычислительный центр, свыше 60 компьютерных классов, большая учебная и научная лабораторная база.

Время требует внедрения современных технологий, стратегий и разработок во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому общественная и научная перспектива университета – неуклонный рост.

Сегодня Донецкий национальный университет – крупнейший вуз в регионе.

80-летие Донецкого национального университета – важнейшего событие в истории Донбасса. Весомый вклад ученых ДонНУ в развитие и становление науки, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей хозяйства, социальный и культурный прорыв невозможно переоценить.

80 лет для истории – мгновение, для человека – целая жизнь, для Донецкого национального университета – время достижения оптимальных скорости и мощности. Это тот юбилей, который оставляет позади проблемы становления, развития, приобретения опыта и открывает широкую дорогу в будущее.

Наши рекомендации