Тема 5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ
(4 часа)
Основные понятия темы: воспитание, профессиональное
воспитание, воспитательный процесс, методы воспитания, принципы воспитания и
др.
Профессиональные компетенции: способность планировать
воспитательную работу в студенческой группе; способность обоснованно отбирать и
применять формы и методы воспитательной работы.
Занятие № 1 (семинарское занятие)
План:
1. Цель, задачи и направления воспитательной работы в
вузе.
2. Принципы воспитания студентов в вузе и пути их
реализации.
3. Воспитательные технологии, формы и методы
воспитания студентов.
Занятие № 2 (практическое занятие)
План:
1. Аналитическая работа магистрантов с документацией
вуза по воспитательной работе. Представление результатов анализа.
2. Составление плана работы куратора с академической
группой.
3. Разработка тематики воспитательных бесед
преподавателя со студентами.
Литература
1.
Педагогика
профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2004.
2.
Сластенин В.А.,
Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М., 2002.
3.
Шарипов Ф.В.
Педагогика высшей школы. – Уфа, 2008.
4.
Педагогика
профессионального образования: Учеб пособие /Под ред. В.А.Сластенина. – М,
2004.
5.
Фокин Ю.Г.
Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.
Тема 6. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
( на СРС)
Основные понятия: адаптация, социально-психологическая адаптация,
дидактическая адаптация, профессиональная адаптация.
Профессиональные компетенции: способность
разрабатывать педагогические условия эффективной адаптации студентов младших
курсов.
План:
1.
Понятие об
адаптации студентов в вузе. Противоречия и трудности процесса адаптации
студентов.
2.
Виды адаптации
студентов, их характеристика.
3.
Педагогические
условия эффективной адаптации студентов младших курсов.
Тема 7. ПРОФЕССИОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
(2 часа)
Основные понятия:педагогическая деятельность,профессиограмма, профессиограмма преподавателя
вуза, педагогические умения и др.
Профессиональные компетенции:способность во всех
областях своей учебной, воспитательной и
научной деятельности соответствовать общим и специфическим нормам
преподавательской этики.
План:
1. Место профессиограммы преподавателя в системе
теоретико-прикладных основ педагогики высшей школы.
2. Требования к личностным качествам преподавателя
вуза. Принципы профессионально-педагогической этики.
3. Требования к профессиональным знаниям преподавателя
высшей школы.
4. Требования к профессиональным умениям и навыкам
преподавателя высшей школы.
Литература
1.
Сластенин В.А.,
Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003.
2.
Фатыхова Р.М.
Культура педагогического общения: системный анализ. – Уфа, 2006.
Тема 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
(2 часа)
Основные понятия:мастерство, педагогическое
мастерство, профессионально-педагогическое мастерство, гуманистическая
направленность, педагогические способности, педагогические умения,
педагогическая техника и др.
План:
1.
Обмен
магистрантов мнениями и воспоминаниями о педагоге –
мастере.
2.
Структура
педагогического мастерства, характеристика ее
компонентов.
3.
Этапы овладения
вузовским преподавателем педагогическим
мастерством.
Литература
1.
Андриади И.П.
Основы педагогического мастерства. Учеб. пособие. – М.: Академия, 1999.
2.
Булатова О.С.
Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных
заведений. – М.: Академия, 2001.
3.
Коджаспирова Г.М.
Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: Ростов н/Д, 2005.