Упражнение описано М. А. Чеховым: Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство, 1995. Т. 2. С. 189, 190

института бывшие студенты должны сами выбирать для себя необходимые упраж­нения и разминки перед спектаклем. Индивидуальная программа долж­на включать пластическую, психическую — энергетическую и речевую разминку, а также упражнения для настройки воображения на роль в спектакле, перед которым она делается. Вообще говоря, в идеале тре­нинг с самого начала должен быть по большей части индивидуальным. Программными в организации тренинга для меня являются слова Е. Гротовского: «Чтобы раскрыть индивидуальность, нужно отучать, а не за­учивать».

Нужно отучать тело и механизмы восприятия-реактивности от сте­реотипов, накопленных в течение жизни и составляющих «броню» ха­рактера (привычки, манеры, очаги хронических мышечных напряжений, личностные установки). Нужно освободить душу, снять с нее обручи воспитания, воздействий среды. Эти обручи — психологическая защи­та, а мышечные напряжения — ее выражение в физической форме. На­ши сенсорно-моторные системы реагируют на ежедневные стрессы с по­мощью специальных мышечных рефлексов, которые вызывают сокраще­ние мышц. Мы не можем их расслабить по собственному хотению, так как не осознаем их и постепенно забываем себя без этих хронических мышечных закрепощений. Такая потеря двигательной и чувствительной памяти (сенсорно-моторная амнезия) не зависит от возраста, она может возникнуть даже в детстве. Это реакция адаптации нервной системы к обстоятельствам жизни.

Избавиться от «брони» можно как раз тем способом, на который ука­зывает Гротовский, используя свойства сенсорно-моторной системы человека: в тренинге обрести способность разучиться тому, чему вы на­учились раньше, и способность вспомнить себя забытого. Это ведет к открытию всех каналов восприятия, ощущений. В общем-то, именно этим мы и занимаемся, несмотря на отсутствие индивидуального време­ни для тренинга, занимаемся в группе, что иногда менее продуктивно, особенно на первом этапе.

Первый этап тренинга называется «Актерская терапия», а мог бы иметь подзаголовок «Терапия бытового паралича». Речь, конечно, идет не о медицинском диагнозе, как вы поняли. Это метафорическое пред­ставление о всех тех обручах, которые сковывают человека, не давая ему полноценно функционировать в любой области, не давая ему быть здоровым физически и психологически. Это идея свободы тела и духа имеет отношение к любому обучению и является непременным услови-

ем, но особенно важна для обучения актеров. Именно поэтому мы нача­ли разговор об актерском тренинге с этого, и этим же заканчиваем его. Свобода, которой нужно научить себя — есть главное и единствен­ное условие творчества, главный, и единственный способ обретения актерского творческого самочувствия.

Наши рекомендации