Задания к экзамену по дисциплине «Логопедия» к зимней сессии для 16 группы

1. Богданович Ольга - Методическая подборка на тему «Логопедия как наука». Логопедия – наука о нарушениях речи, методах предупреждения, выявления и устранения средствами коррекционного обучения и воспитания. Логопедия – специальная педагогическая наука, связанная со смежными науками (внутрисистемные и межсистемные связи). Предмет логопедии, объект логопедии. Цели, задачи логопедии. Методы логопедии. Роль учений И.Л. Павлова, ИМ Сеченова, А.Р. Лурия, П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной в становлении логопедии как науки. Актуальные вопросы логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

Задания:

- Найти различные определения понятия «логопедия».

- Подготовить схему «Связь логопедии с другими науками».

- Подготовить материал на тему «Состояние логопедической помощи в Витебской области».

- Подготовить схему «Основные принципы логопедии».

- Подготовить схему «Методы в логопедии»

- Проиллюстрировать конкретными примерами каждый из перечисленных выше принципов.

- Проиллюстрировать конкретными примерами 3 группы методов в логопедии.

2. Веремеева Маргарита-Методическая подборка на тему«Анатомо-физиологические механизмы речи». Строение центрального и периферического отделов речевого аппарата. Понятие «обратной связи». Роль кинестезий в становлении речи. Условия необходимые для правильного формирования речи.

3. Галузо Галина - Методическая подборка на тему «Этиология речевых нарушений». Представления об этиологии речевых расстройств. Единство биологических и социальных факторов в развитии речи. Эндогенные и экзогенные причины в возникновении речевых расстройств. Функциональные, органические периферические и органические центральные причины.

4. Голубева Марта - Методическая подборка на тему «Классификация нарушений речи». Клинико-педагогическая (патогенетическая) и психолого-педагогическая классификации. Взаимосвязь между двумя классификациями. Педагогические, психологические, лингвистические, клинические критерии оценки нарушений речи.

5. Гордеева Татьяна - Методическая подборка на тему «Развитие речи ребёнка в онтогенезе». Законы развития речи ребёнка. Этапы, периоды становления речи.

Задания:

- Составить схему развития речи в онтогенезе.

6. Дайлиденок Анастасия - Методическая подборка на тему «Дислалия». Определение дислалии, распространённость нарушений звукопроизношений у детей. Нарушения отдельных групп звуков, их виды. Основные принципы и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения. Этапы логопедической работы: подготовительный, развитие первоначальных произносительных умений, формирование коммуникативных произносительных умений и навыков.

Задания:

- В виде схемы отобразите классификации дислалии.

- Найдите изображения дефектов развития челюстей и зубного ряда (см. учебник «Логопедия» О.В. Правдиной. – С. 84)

7. Долгая Ольга - Методическая подборка на тему «Нарушение голоса». Определение дефекта, классификация нарушений голоса. Направления логопедической работы при нарушениях голоса. Понятие о фонопедических принципах восстановления голоса.

Задания:

- Составьте подборку на тему «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление».

8. Жерносек Валентина - Методическая подборка на тему «Ринолалия». Определение ринолалии, причины, механизм нарушений. Формы ринолалии. Структура речевого дефекта. Логопедическая работа как часть комплексного медико-педагогического воздействия при ринолалии. Коррекционные принципы и направления логопедической работы.

Задания:

- Найти источники:

Дикман К. Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с ринолалией / Дикман К. Д. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 2. - С. 46-52.

Репина З. А. Дисграфия у учащихся с ринолалией / Репина З. А. // Специальное образование. - 2009. - № 2. - С. 60-69: № 3. - С.104-110

Репина З. А. Дисграфия у учащихся с ринолалией / Репина З. А. // Специальное образование. - 2008. - № 12. - С. 48-55; 2009. - № 1. - С. 91-99.

Флерова, Ж. М. Логопедия. - Ростов-на-Дону, 2008.

Шипилова Е. В. Основы логопсихологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. "Логопедия", "Олигофренопедагогика", "Спец. дошк. педагогика и психология" / Шипилова Е. В. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

9. Карват Татьяна - Методическая подборка на тему «Дизартрия». Определение дизартрии, причины, механизм. Классификация дизартрии. Характеристика форм. Структура речевого дефекта. Дизартрия как симптом ДЦП. Система медико-педагогических мероприятий и логопедическая работа как её часть. Организация и основные направления коррекционной работы.

Задания:

Составить схему «Классификация дизартрии».

Найти статью: Бутенко Е. К. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией / Бутенко Е. К. // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 38-40.

10. Карпова Ирина - Методическая подборка на тему «Предупреждение речевых нарушений». Пропаганда логопедических знаний. Ранняя диагностика нарушений речи и начало коррекционного воздействия. Задачи, содержание и направления профилактических учреждений. Диспансеризация детей (младенческого, преддошкольного и школьного возраста), подростков и взрослых для выявления «фактора риска» развития речевой патологии.

Задания:

- Написать развернутый ответ на вопрос «Как сократить количество речевой патологии?» (сослаться на источники).

- Найти источник Ковалёв В.В. «Система профилактики нервно-психических нарушений у детей как основа предупреждения речевой патологии. – М., 1985.

11. Кондратенко Елена - Методическая подборка на тему «Нарушение темпа речи». Определение, причины и виды нарушений. Характеристика основных форм (тахилалия, брадилалия, баттаризм, спотыкание). Логопедическая работа по нормализации темпа и ритма речи.

Задания:

- Объясните сходство и различие полтерна и быттаризма, чем отличаются эти нарушения темпа и ритма речи от тахилалии.

12. Максимова Юлия - Методическая подборка на тему «Заикание». Определение заикания. Современный взгляд на природу и характер заикания. Типология заикания. Основная симптоматика разных форм заикания. Этиология заикания. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся. Комплексный подход к преодолению заикания. Группа риска по заиканию Участие разных специалистов в коррекционном воздействии. Психотерапия при устранении заикания.

Задания:

- Найдите источники:

Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания / Арутюнян Л. З. // Школьный логопед. - 2006. - № 4. - С. 5 - 11.

Белякова Л. И. Паузы в нормальной речи и при заикании / Белякова Л. И., Дьякова Е. А. // Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 3. - С. 60-66.

Белякова Л.И. Логопедия: Заикание (2-е изд., испр. и доп.) учеб. пособие. - М., 2012

Дьякова Е. А. Дифференцированный логопедический массаж при разных клинических формах заикания / Дьякова Е. А. // Школьный логопед. - 2007. - № 4. - С. 30-34.

Калмаканова Л. А. Новое о преодолении заикания / Калмаканова Л. А. // Практическая психология и логопедия. - 2007. - № 6. - С. 35-44.

13. Мартусевич Янина - Методическая подборка на тему «Алалия». Определение алалии, причины, механизм нарушений. Понятие системного недоразвития речи. Современная классификация алалии. Моторная алалия. Структура дефекта при моторной алалии. Сопоставительный анализ нарушений речи при алалии и олигофрении. Система логопедической работы при моторной алалии. Основные принципы, приёмы и направления. Сенсорная алалия. Симптоматика. Механизм нарушений. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии, снижения слуха и умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.

Задания:

- Подготовить схему, отражающую основные этиологические факторы при алалии и ее механизмы.

- Подготовить развернутую схему классификаций алалии.

- Найти источники:

Артемова Е. Э. Состояние коммуникативной функции речи у детей с моторной алалией / Артемова Е. Э., Паксиватова Т. В. // Школьный логопед. - 2012. - № 4-5. - С. 52-58.

Визель Т. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Визель Т. Г. // Школьный логопед. - 2011. - № 2. - С. 6-21.

Деревяго Т. Н. Система организации логопедической работы с детьми с диагнозом ОНР- I-IV,обусловленным алалией / Деревяго Т. Н., Макеева Т. Н. // Логопед в детском саду. - 2013. - № 1. - С. 28-29.

Захарова О. Коррекция алалии: упреждающее воздействие на нарушенную речевую и психоречевую предпосылку / Захарова О. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 89-96.

14. Моисейчикова Елена - Методическая подборка на тему «Предпосылки и истоки развития логопедии». Учение о болезнях речи в медицинской литературе. Разные точки зрения знаменитых медицинских авторов: Авиценны, Гиппократоа, Аристотеля, Галена, Рудольфа Шультесса и др. ученых на причину болезней речи.

15. Папкович Елена - Методическая подборка на тему «Развитие логопедии в Германии».

16. Позняк Мария - Методическая подборка на тему «Развитие логопедии во Франции».

17. Поршнева Мария - Методическая подборка на тему «Профессиональные Ассоциации логопедов».

18. Свердлова Анна - Методическая подборка на тему «История развития логопедии в Западной Европе».

19. Синица Ольга - Методическая подборка на тему «Подготовка логопедов за рубежом».

20. Сочнева Екатерина - Методическая подборка на тему «Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления». Жреческая храмовая медицина.
Философские взгляды народов Древнего Востока на болезни речи и их устранение. Культура Древнего Египта, их познания в медицине и первые упоминания о речевом расстройстве. Упоминания о болезнях речи и их устранении в Индийской и Китайской медицине. Религиозные мифы и сказания о болезнях речи и их устранении. Труды философов, медиков, риторов в Древней Греции и Риме о речевом расстройстве.

21. Титова Евгения - Методическая подборка на тему «Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи». Сведения в жреческой храмовой медицине Древнего Египта о расстройствах речи и способах их лечения. Сочинения врачей, философов Востока о болезнях речи и способах их лечения. Описание речевых расстройств в Китайской литературе. Сведения в медицинской литературе древнегреческих и древнеримских ученых, энциклопедистов о причинах и расстройствах речи, мерах их лечения.

22. Тихонова Екатерина - Методическая подборка на тему «Представления о речевых расстройствах в Древней Руси». Представления древних славян о речевых расстройствах и приемах их устранения в летописях, словарях, русских пословицах, поговорках, повериях. Обозначение дефектов речи в древнерусском языке. Пословицы и поговорки о речи и языке русского народа. Суеверные пережитки в понимании речевых дефектов и приемов их устранения в Древней Ру-си. Народная медицина о приемах устранения речевых расстройств. Летописи о гуманном отношении на Руси к убогим, калекам, немощным людям. Общественное положение на Руси детей с тяжелыми речевыми расстройствами.

23. Томашевич Анна - Методическая подборка на тему «Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников зарубежной педагогики». Своеобразие взглядов выдающихся просветителей и педагогов-гуманистов Западной Европы на естественное формирование отдельных сторон детской речи. Проблема формирования правильной речи, ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка в творчестве энциклопедистов-просветителей (Т. Мор, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, И.Г.Песталоцци и др.).
Ж.Ж. Руссо об особенностях детской речи. И.Г. Песталоцци о 3-х ступенях обучения речи.

24. Троян Рената - Методическая подборка на тему «Взгляды выдающихся просветителей и педагогов-гуманистов России на формирование правильной речи у детей». Взгляды энциклопедистов-просветителей России на проблемы развития речи у детей. Творчество мыслителей-гуманистов энциклопедистов, просветителей, педагогов и общественных деятелей: К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Чернышевского и др. в России, которые отражали свои взгляды на речь детей, как объект изучения и воспитания.

25. Хомич Анна - Методическая подборка на тему «Логопедическая помощь в советский период». Статистические данные о логопедической помощи до и после Октябрьской революции. Открытие первой логопедическойшколы. Борьба с недостатками речи специалистов по детской дефективности. Логопедическая помощь детям с глухонемотой. Организация логопедическихпунктов при средних школах, детских поликлиниках, детских садах, детских яслях. Организация специальных учреждений для лиц с тяжелыми формами слухоречевых расстройств и их обслуживание. Подготовка специалистов педагогов-дефектологов в СССР. Профиль подготовки специалиста – логопеда. Формирование научной школы по вопросам, касающимся обучения и воспитания дефективных детей.

26. Черепковская Елена - Методическая подборка на тему «Особенности логопедическойпомощи на современном этапе развития дефектологической науки». Современное состояние проблемы патологии речи: отечественные и зарубежные достижения науки и практики. Статистические данные о патологии речи среди детей, подростков и взрослых. Организация специализированной службы в системе здравоохранения и образования.
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи в РБ: пункты коррекционно-педагогической помощи при общеобразовательных школах, детские поликлиники, специальные (коррекционные) школы, ДОУ для детей с речевыми нарушениями, группы в ДОУ и классы для детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных школах и других учреждениях. Оказание логопедическойпомощи в специальных (коррекционных) школах. Организация психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов и диагностическая помощь населению. Специализированная помощь больным при нарушении речи и других высших психических функций.

27. Шибеко Инна – Составить перечень интернет ресурсов (ссылок) для логопедов, например:

logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов-практиков. Большое количество методических материалов по различным направлениям логопедической работы, учебно-методичесие пособия по психолингвистике.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание". Приведены интересные статьи, даны ссылки на дефектологические сайты, программы, электронные библиотеки и др. Можно скачать большое количество книг (формат pdf и djvu), в т.ч. труды отечественных и зарубежных авторов по психолингвистике.

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

tisbi.ru - Демо-версия обучающей системы.

vilenin.narod.ru – Психфак МГУ. Лекции, билеты, учебники и др. (материалы примерно 2001-2009 гг.).

· www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

· http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития. В основе интернет-проекта – база данных образовательных и развивающих учреждений Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии. Для родителей предоставляется возможность обменяться информацией и пообщаться с теми, кто уже сталкивался с похожими проблемами, а также обратиться за помощью к специалистам.

· http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

· http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

Сделать подборку материала (на выбор студента) с сайтов.

28. .... - Методическая подборка на тему «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».

29. ... - Методическая подборка на тему «Современные аспекты отечественной и зарубежной логопедии».

30. ... - Методическая подборка на тему «Семейное воспитание детей с нарушениями речи».

31. ... - Методическая подборка на тему «Принципы и методы логопедического обследования и воздействия». Принципы обследования лиц с нарушениями речи (комплексность и всесторонность; целостность и конкретность; индивидуальный подход в установлении контакта; изучение в процессе обучения; выявление положительных возможностей; онтогенетический и др.). Методы логопедического обследования. Схема логопедического обследования. Этапы логопедического обследования. Логопедическое заключение. Прогноз и условия его определяющие.

Общедидактические и специальные принципы, лежащие в основе логопедического воздействия. Комплексность воздействия при речевых нарушениях. Дифференцированный подход в устранении речевых нарушений. Поэтапный ход логопедического воздействия. Учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи.

Основные формы логопедического воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, абилитация, реабилитация. Формы организации логопедической работы: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, урок.

Методы логопедического воздействия: практические, наглядные, словесные. Методы воспитания и перевоспитания: убеждения, упражнения, стимулирования, самовоспитания и др.

Роль логопедической работы в системе комплексного воздействия. Прямые и обходные пути логопедического воздействия. Эффективность логопедической работы и факторы ее определяющие.

Материалы предоставляются в электронном виде, на пишущем диске CD - RW, DVD – RW. Распечатывать не надо (или по желанию студента, на его усмотрение, можно отдельные материалы распечатать).

Наши рекомендации