Вузовская лекция: традиции и новации
Лекция в медицинском вузе остается одной из ведущих форм обучения в век новейших информационных технологий. Секрет ее «долголетия» в том, что заменить живое общение лектора со студентами не удается даже ставшему столь популярным среди молодежи Интернету. Выражение древних «viva vox docet» («живой голос учит») остается верным в тех случаях, когда лектор использует живой язык, а не академический язык диссертаций, теоретизированный и не затрагивающий внутренний мир студентов.
Поэтому долголетние споры о том, эффективна ли лекция или нет (а аргументов для критики предостаточно, например конформизм, некритичность, несамостоятельность мышления студентов как результат слепого доверия лектору, невозможность точно записать основные мысли лектора и затем воспроизвести, потеря большого количества информации и т.д.) свидетельствуют о том, что в дискуссиях об эффективности лекций мы обычно не связываем лекцию с той или иной моделью обучения, в которую она вписывается, или судим о лекции вообще на основе негативных отзывов студентов о конкретном лекторе.
Особое место в медицинском вузе занимает клиническая лекция, которая всегда использовалась лекторами-клиницистами как особая форма развития клинического мышления, соучастия студентов в постановке диагноза, установления атмосферы доверия, партнерских отношений, соблюдении" принципов этики и деонтологии. В истории медицины навсегда останутся памятные имена лучших лекторов: Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, В.А. Оппель, СП. Боткин, В.И. Воячек, В.Ф. Войно-Ясеницкий, М.Д. Мудров, Н.Н. Еланский, И. Давыдовский, А.В. Вишневский, В.П. Покровский и др.
Несколько слов о предыстории вопроса.
Впервые лекции появились в Древней Греции, они получили развитие в Древнем Риме и уже широко использовались как основная форма обучения в Средние века, что продолжалось вплоть до середины XX столетия. Слово «лекция» происходит от латинского корня «lection» («чтение»), что и отражало первоначальную методику ее проведения как чтения текстов первоисточников, иногда с небольшими комментариями.
В России благодаря М.В. Ломоносову лекции в XXVIII веке начали читать на русском языке (а не на латыни). Постепенно лекция стала использоваться для систематического изложения научных знаний и влияния на студенческую аудиторию с целью формирования мировоззрения, отражая нравственную позицию автора. Назовем имена наиболее выдающихся лекторов отечественной школы: М.В. Остроградский, В.О. Ключевский, Т.Н. Грановский, Н.И. Пирогов.
В настоящее время в медицинском вузе складывается ряд ситуаций, когда нельзя отказаться от лекций, например:
—> при появлении новых направлений в науке, которые не успели войти в учебники;
—> когда требуется известная коррекция уже описанного в учебниках материала;
—> при наличии разноречивых подходов, в которых студентам трудно разобраться самостоятельно.
Лекция всегда считалась наиболее действенной формой эмоционального воздействия, способствующего формированию профессионального самосознания и профессиональной позиции, деон-
скому воспитанию, появлению осмысленного отношения к профессиональной подготовке.
Подчеркнем следующие преимущества лекции: творческое непосредственное общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие, экономный способ приобщения студенческой аудитории к новым достижениям науки, способ мощнейшей мотивации к последующей самостоятельной работе.
При оценке и самооценке лектором качества лекции возникает вопрос о критериях так называемой «хорошей лекции». Мы бы следующим образом отразили их применительно к высшему медицинскому образованию:
—> наличие в содержании гуманитарных целей и ценностей,
нравственный потенциал;
—> научность, информативность, доказательность, аргументированность содержания; наличие ярких, убедительных примеров, фактов;
—> преимущественное использование проблемной формы чтения лекций;
—> четкая структура и логика раскрытия материала;
—> методическая грамотность: постановка цели и актуализация проблемы, выделение главного и второстепенного, подведение к выводам, использование обратной связи, разъяснение, запись новых терминов, использование средств наглядности;
—> эмоциональность формы чтения лекции, создание условий для активизации мышления, использование парадоксальной формы, эффекта новизны, занимательности, элементов спора, постановка вопросов исследовательского характера и вовлечение студентов в лабораторию клинического мышления.