Основные компоненты структуры учебной деятельности
Компоненты | Характеристика и роль компонентов |
Учебно-познавательные мотивы | - познавательные (выявляют отношение обучающихся к содержанию учения); - учебно-познавательные (направлены на усвоение способов добывания знаний); - социальные (желание принести пользу обществу); - позиционные (желание занять достойное место в группе, в профессиональной деятельности и обществе); - социального сотрудничества (стремление взаимодействовать с педагогами и другими обучающимися); - самообразование |
Цели | - ближайшие (конкретные результаты, достигаемые обучающимися); - перспективные (развитие способностей); - промежуточные (усвоение темы или раздела, сформированность знаний, умений и навыков по ней) |
Задачи | - актуализация знаний, умений и навыков; - усвоение нового материала; - закрепление; - обобщение; - контроль и самоконтроль и др. |
Учебные действия | - практические (физические, материальные действия – самостоятельная работа, исследование, практические, лабораторные и др. занятия); - умственные (внутренние действия, совершаемые в уме: наблюдение, запоминание, сопоставление, классификация и др.) |
Учебная деятельность характеризуется:
1. специальной направленностью на овладение системами знаний и оперирование ими;
2. освоением обучающимися системы обобщенных и частных действий, приемов (способов) учебной работы, путей их переноса и нахождения;
3. становлением целеполагания и мотивов в процессе овладения знаниями и приемами;
4. овладение обучающимися системой обобщенных способов управления учебной деятельностью;
5. изменениями психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов собственных учебных действий.
Для процесса обучения важна организация развивающей образовательной среды как учебного заведения, так и общества: происходит не только стимулирование познавательной активности обучающихся, развитие их познавательных психических процессов, совершенствование учебных умений и навыков, но и формирование научного мировоззрения, физической и духовной культуры.
Воспитаниетакже важное условие осуществления гармонического развития личности. Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у человека системы социально ободряемых качеств личности, убеждений и моральных норм. Воспитанность – сформированность у человека определенных качеств, соответствующих идеалу воспитания и требованиям общества. Воспитуемость – способность личности воспринимать и реализовывать воспитывающие требования воспитателей и общества, психологические и личностные возможности для данного восприятия и реализации.
Современное воспитания рассматривается как:
1. система социальных институтов (семья, система образования, общественные организации, трудовая деятельность и др.), предназначенных для формирования личности. Воспитание должно осуществляться в единстве целей, содержание и методов (способов), а также в единстве с обучением и социализацией;
2. цель и содержание: передача воспитанникам социального опыта предыдущих поколений через умственное, физическое, нравственное воспитание, воспитание чувств, характера, воли и т.д.;
3. результат: формирование идеала воспитания, отражающего требования общества и общественного развития;
4. воздействие и взаимодействие. При воспитании-воздействии выбор цели, содержания, методов воспитания определяет педагог. Воспитание- взаимодействие - создание условий для развития способностей каждого воспитанника в процессе формирования его самосознания; сотрудничество педагогов и воспитывающихся, педагогическая поддержка процессов становления личности на основе гуманности в сочетании с высокой требовательностью.
5. основа самовоспитания: формирование у воспитанника потребности в самовоспитании – показатель эффективности воспитания.
Самовоспитание – это осознанный и управляемый самой личностью процесс, благодаря которому она на основе определенной системы социальных установок и образа «Я» планирует собственное развитие, воспитание, обучение.
В самовоспитании проявляется активная позиция личности по отношению к себе и деятельности. Самовоспитание – это сознательная деятельность: на основе знания и принятия себя личность приходит к необходимости работы над собой. Это комплексный процесс: его содержание, цели и мотивы обусловливаются не только личными, но и социальными причинами и определяются связями личности и общества. Самовоспитание – процесс целенаправленный: его основная цель – развитие положительных качеств личности. Данный процесс предполагает взаимодействие воспитателя и воспитанника на всех его этапах:
1-ый первый этап: постановка целей самовоспитания. На данном этапе воспитанники могут иметь недостаточно четкое представление или даже ошибочное представление об идеале самовоспитания, могут переоценить определенные положительные или отрицательные качества. Задача воспитателя - помочь воспитанникам связать желаемые для выработки качества с ценностными ориентациями, с отношениями к явлениям социальной действительности.
2-ой этап: выработка первичной программы самовоспитания. На данном этапе воспитатель раскрывает возможные способы самовоспитания, условия их действенности, учит, как оценить результативность самовоспитания. Основной способ обучения самовоспитанию – инструктирование, а ведущая форма – групповая. В дальнейшем групповая работа заменяется индивидуальной, воспитатель выступает как консультант.
3-ий этап: апробация и корригирование первичного плана. На этом этапе воспитанники удостоверяются в реальности поставленных целей самовоспитания, проверяют свою способность к реализации выработанного плана. Воспитатель выступает в роли наблюдателя, а при необходимости приходит на помощь, как правило, по просьбе воспитанника.
4-ый этап: включение в практическую деятельность. Самовоспитание, построенное на основе деятельностного подхода, предполагает сознательное вхождение воспитанника в те виды деятельности, которые могут быть наиболее благоприятными для выработки желаемых качеств. Такая деятельность может быть и групповой, и индивидуальной. В ее структуру включаются способы самовоспитания, подобранные воспитанником на основе советов педагога.
5-ый этап: включение в практическую деятельность. В процессе самовоспитания существенную роль играет отчет, который на первых порах может быть групповым. Воспитанник или сам отчитывается перед небольшой группой, или группа характеризует его. По мере накопления опыта самого воспитанника отчет заменяется самоотчетом, например, в форме дневника.
На социализацию личности влияет социальная среда – социальные условия, в которых проходит жизнедеятельность человека, и совокупность отношений личности средой. Воспитательный потенциал социальной среды определяется:
1. адаптацией и интеграцией человека в общественные и межличностные отношения;
2. социокультурными условиями, способствующими активному освоению им социальных ролей, актуальных для определенной социальной среды и самого человека;
3. возможностью самореализации и самоутверждения человека в обществе.
Социализация представляет собой процесс формирования у человека поведенческих моделей на основе институционных требований. Усвоение данных требований и их выполнение называется социализованность.