О формах систематизации материала по обучению грамоте дошкольников с ОНР
Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы", — писала Т.Г. Визель в работе "Аномалии речевого развития ребенка" (М., 1995 г.).
Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, JI.H. Ефименкова, Е.М. Мастюкова).
Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте. Многие авторы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко) разработали свои системы обучения грамоте детей с ОНР, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).
Вместе с тем, опыт нашей многолетней работы показывает, что обучение грамоте детей с ОНР второго года обучения целесообразнее начинать не со второго периода коррекционного обучения, как рекомендовано программой обучения детей с ОНР, а в начале первого периода сразу же после обследования (начало октября).
Более ранние сроки начала обучения грамоте дошкольников с ОНР становятся возможными благодаря уже имеющейся у детей готовности к обучению грамоте (сформированному фонематическому восприятию, навыку звукового анализа и синтезу слов, знанию ритмико-слогового строения слова), сформированной в процессе первого года коррекционного обучения (в старшей группе).
В основу разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина.
При разработке методических рекомендаций мы учитывали ряд особенностей:
а) звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряет процесс формирования навыка послогового чтения;
б) последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч);
в) в предлагаемой последовательности отсутствуют буквы й, е, е, ю, я и знаки ь и ъ (в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием; й — в русском языке может выступать как самостоятельный звук в конце слова (пой, май, дай), а также как неслоговой перед гласным (яма, елка, юла, ели); ь и ъ не имеют звукового обозначения);
г) при знакомстве с буквой необходимо называть не ее "официальное" алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который эта буква обозначает (м, б);
д) графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте;
е) при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников;
ж) для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа необходимо использовать символику (графические схемы слогов и слов);
з) материал по обучению грамоте предлагается нами в следующей последовательности:
— сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки;
— сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
— сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
— односложные слова по типу СГС;
— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
-— двухсложные слова со стечением согласных;
— трехсложные со стечением согласных;
— просто.е двусоставное предложение без предлога;
— простое предложение из 3-4 слов без предлога;
— простое предложение из 3-4 слов с предлогом;
и) печатание слогов, слов и предложений предлагается в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и для чтения.
Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения обобщены и представлены в форме карточек с заданиями, которые могут быть использованы при проведении фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий начинающими логопедами, студентами, воспитателями, родителями в процессе обучения грамоте дошкольников с ОНР.
Очередность заданий в карточке дана в соответствии с учетом принципа поэтапности и последовательности (от простого к сложному, от звука к букве и т. д.). Количество заданий в карточке колеблется от 9 до 12 в зависимости от количества пройденных звуков и букв.
Содержание карточек включает в себя следующие задания:
1) называние слов с изучаемым звуком;
2) определение позиции данного звука в словах;
3) знакомство с буквой посредством художественного слова;
4) закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.;
5) печатание буквы (слогов, слов, предложений);
6) звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с последующей заменой фишек уже знакомыми буквами;
7) подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;
8) упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;
9) составление и печатание слов с данным слогом;
10) составление и печатание слов из разрозненных слогов;
11) дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы.
Решая задачу обучения грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения в комплексном процессе коррекционного воздействия, мы на протяжении ряда лет успешно применяем на практике данные методические рекомендации, которые предупреждают возникновение дисграфий и дислексии.
Опыт работы показал, что использование разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР в процессе коррекционного воздействия позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей с ОНР чтению и письму, а также способствует более успешному обучению детей с ОНР в школе.