Ориентирование с помощью слуха
Если ребенок имеет один аппарат с двумя телефонами, то он не может определить, откуда слышится звучание — справа или слева, потому что сигнал попадает в один микрофон (а не в два уха или два микрофона, расположенные на некотором расстоянии друг от друга). Местонахождение источника звука узнается тогда, когда сигнал поступает в одно ухо на несколько мгновений раньше, чем в другое. По этой разнице человек определяет, с какой стороны он услышал тот или иной звук. Такую разницу может ощутить и ребенок с нарушением слуха, но при длительном обучении и при условии, что он носит два аппарата (два карманных, или два заушных, или один карманный и один заушный). Работу по определению местонахождения источника звучания можно проводить с детьми, имеющими два аппарата, а также без аппаратов.
Ориентирование ребенка в пространстве с помощью остатков слуха начинайте с использования барабана, так как он является не только слуховым, но и вибрационным раздражителем.
Ребенок во что-нибудь играет. Вы становитесь за его спиной примерно на расстоянии метра и несколько раз ударяете в барабан, но не очень сильно. Если малыш не повернется, подойдите к нему поближе, примерно до 0,5 м, и снова ударьте в барабан несколько раз или останьтесь на прежнем расстоянии, но ваши удары должны быть громче, чем в первый раз. Если малыш начнет выражать беспокойство, поворачивать голову, кого-то искать, подойдите к нему так, чтобы он вас увидел, и вновь ударьте в барабан. Затем, отойдя на прежнее расстояние, опять постучите по барабану. Малыш повернется к вам, вы покажите ему какую-нибудь игрушку, дайте в нее поиграть. Приготовьте другую игрушку и повторите упражнение; вернитесь к этой работе не раньше чем через час-полтора.
Для детей с меньшими остатками слуха можно производить громкие удары на небольшом расстоянии от ребенка — за его спиной (справа, слева) или затылком, но так, чтобы ребенок вас не видел. Дети с большими остатками слуха могут поворачивать голову в нужную сторону при более слабых ударах барабана не только на близком, но и на далеком расстоянии — 2—3 м. Но это умение локализовать звук приходит к слабослышащим и многим глухим детям лишь в результате многократных упражнений в течение длительного времени.
Включайте и другие музыкальные инструменты — такие, как бубен, дудка, свисток, детский ксилофон, гармошка и др. Если кто-то в семье играет на пианино, аккордеоне, балалайке, гитаре, гармони, скрипке, используйте и это. Привлекайте для занятий металлические и деревянные ложечки, крышки от кастрюль и т. п., звучащие игрушки. Не забывайте каждую реакцию ребенка подкреплять похвалой, своей радостью, игрой с ним. Учите ребенка реагировать на ваш голос и на голоса других членов семьи. Зовите его по имени из разных концов комнаты. Услышав ваш зов, малыш должен добраться к вам любым доступным ему способом — приползти, прийти на четвереньках, дойти с помощью другого взрослого или самостоятельно.
Не огорчайтесь и не отчаивайтесь, если ребенок не сразу начнет реагировать на слуховые сигналы. Главное — не оставляйте этой работы, и вы добьетесь успеха — ребенок обязательно станет ощущать звучание хотя бы 1—2 инструментов и части других звуковых раздражителей. Успех будет зависеть и от того, носит ли ребенок слуховой аппарат и сколько времени в день он его носит. Чем скорее вы приучите его к постоянному ношению аппарата, тем скорее он начнет ориентироваться в пространстве с помощью слуха. (Имеется в виду, что режим аппарата вы установите правильно.)
Эти упражнения нужно проводить не чаще 4—6 раз в течение дня, иначе ребенок перестанет реагировать и на зрительные, и на слуховые раздражители.
В процессе описанных занятий ребенок постоянно приобретает представление об окружающем его пространстве, которое он осваивает практически своими движениями, своим телом в соответствии с пространственным расположением зрительных или слуховых раздражителей. Это имеет большое значение для общего развития любого ребенка — и слышащего, и имеющего патологию (дефект) слуха.