Звукоподражательные слова
Эти слова имеют особую магию в любом языке, и русский язык не исключение. Чем активнее используются эти слова при обучении чтению, тем быстрее дети выходят в осознание правил чтения. Ребёнок сам «соединяет» букву со звуком.
Интересно, что животные и птицы на разных языках «кричат» по-разному. Английские дети, например, уверены, что петух кричит: «Кок-э-дудл-ду!». Немецкие дети «слышат»: «Кикирики!», а русские –
«Ку-ка-ре-ку!»
С этими карточками можно придумать множест-
во игр.
Игра «Найди пару».Разложите карточки на полу. Предложите ребёнку: «Кто больше составит пар?»
Например: кот мурлычет, собака лает, корова мычит и т.д.
Привлеките других членов семьи к этой игре. Учредите приз, который торжественно вручите победителю.
Игра «Лото».Раздайте всем участникам игры по 5-7 предложений («Кот мурлычет», «Собака лает», «Молоток стучит» и т.п.). Сами, показывая игрокам карточки со звукоподражательными словами, говорите: «У кого «тук-тук»?», «У кого «тяв-тяв»?» и т.д.
Если ребёнок предлагает изменить правила игры –
соглашайтесь: по своим правилам он будет играть более увлечённо.
Слова с восклицательными знаками (умница! здорово! молодец!)Вы можете использовать часто, награждая ими ребёнка после очередного занятия. И нет нужды каждый раз их озвучивать.
Парные слова:
много – мало
больше – меньше
ещё – хватит
очень – чуть-чуть
немножко – еле-еле
Напоминаем: парные слова лучше показывать парами. Причем, пар можно составлять много, по-разному комбинируя слова этой группы. Например, «сколько?» можно показывать в паре с карточкой «столько» или «много», «мало», «ещё» и т.д.
«Приглашаем в гости».Слова этой группы –
материал игровой. Как часто малыши становятся совершенно неузнаваемыми, когда к Вам приходят гости. Ребёнок начинает прятаться за маму либо кривляться. Ни «как тебя зовут?», ни «сколько тебе лет?» – ничто не может привести его в человеческое состояние.
Проведите игру «Приглашаем в гости». Все слова этой группы Вы можете великолепно использовать, «пригласив в гости» любимую игрушку (зайчишку, медвежонка, куклу).
Лицо.Слова этой группы связаны с лицом человека. Их можно очень интересно «показать» ребёнку при помощи мимики, жестов. У бабушки можно разгладить морщины, дедушку подергать за усы, ребёнку вытереть сопли и т.д. Чем веселее проходят занятия, тем выше успехи малыша.
Зарядка.Слова этой группы незаменимы в том возрасте, когда ребёнок научился не только ходить, а и бегать. В этом возрасте он теряет всякую усидчивость, и проводить с ним занятия даже по 5 секунд – проблема. Ребёнок не может находиться без движений – это его естественное состояние. И тут на помощь придут слова данной группы.
Вам нужно только один раз показать ребёнку слова в той последовательности, в которой они приводятся, сопровождая каждое слово действием. На втором и всех последующих занятиях перемешивайте все карточки. Ребёнок не знает, какая карточка будет следующей, он будет ждать её, прочитывать и с удовольствием выполнять соответствующую команду. Это нам трудно представить, как из положения лёжа на спине можно сделать прыжок вверх. Для ребёнка – это не проблема, а наслаждение.
Проводить зарядку, используя данные карточки, Вы можете очень часто. Не обязательно каждый раз прочитывать карточки, иногда их можно показывать молча, сославшись на больное горло. Вы увидите, что Ваш ребёнок великолепно их читает сам.
Приведённый список слов – только начало. Смело его увеличивайте самостоятельно, вводя слова «скакать», «кувыркаться» и т.п.
Помимо перечисленных особенностей все слова третьей части являются хорошим материалом для составления разнообразных, интересных, смешных предложений.
Часть 4. Ответы на Ваши вопросы
По почте, телефону, через интернет ежедневно в наш центр поступают вопросы от родителей.
Мы бесконечно благодарны Вам, уважаемые родители! Именно Ваши вопросы помогают совершенствовать методику, обогащать наш опыт.
Из ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы и состоит данный раздел.
Не перегрузим ли мы ребёнка, начиная так рано его обучать?
У ребёнка великолепная защитная реакция: его невозможно заставить что-либо делать против его воли. Если он не захочет смотреть на карточки со словами –
то и не будет, как бы мы ни старались.
Беда не в том, что мы можем его «перегрузить», а в том, что мы его «недогружаем», ведь он хочет очень многого: познать весь мир и как можно быстрее.
Через какое время после начала обучения ребёнок зачитает?
Это зависит от многих причин. Во-первых, с какого возраста Вы начали заниматься. Чем раньше начнёте, тем легче будет ребёнку выйти в беглое чтение. Во-вторых, с какой интенсивностью идут занятия. Он может зачитать через полгода, может – через два года. Это вопрос строго индивидуальный. Если маме нравится учить, если ребёнку нравится учиться, если занятия идут хорошим темпом, если интенсивно увеличивается количество новых слов – ребёнок зачитает достаточно быстро. Через полгода-год он выходит, как правило, в беглое чтение.
Ребёнок может зачитать даже раньше, чем научится говорить. Здесь надо рассматривать ещё и разные уровни овладения умением читать. Узнавать знакомые слова он может прямо в первый же день обучения. Показали ему 5-10 слов, он может их тут же все правильно показать, выбрать. А вот выйти в чтение незнакомого текста, в понятийное чтение, уметь озвучивать незнакомое сочетание букв – это достигается у кого за полгода, у кого за 2 года. Узнавать отдельные знакомые слова – это работа на уровне памяти. А в чтение ребёнок выходит по этой методике не на уровне памяти, а на уровне мышления – он сам приходит к осознанию, что такое буква, как она озвучивается в том или ином месте слова. И уходит на это от полугода до двух лет.
Есть ли гарантия того, что ребёнок научится читать в результате занятий по этой методике, или это пустая трата времени и денег?
Гарантия очень высокая, при условии, что родители соблюдают основные принципы обучения малышей. Если занятия проходят весело и интересно, нравятся и родителям, и детям, то успех обеспечен.
Если же ребёнок теряет интерес к занятиям, значит, какие-либо принципы обучения нарушались. Нужно искать ошибку и корректировать процесс обучения.
Ну, а если родители по какой-либо причине останавливают процесс обучения, то, естественно, результата ждать трудно.
Как проверить результат обучения, если ребёнок ещё не говорит?
Ребёнок тысячу раз покажет Вам, что он разбирается в этих карточках. Таких случаев нам родители рассказывают много. Вообще, лучше ребёнка не проверять. Любая грубая проверка («Что здесь написано?», «Принеси такую-то карточку…») детям не нравится. Да и взрослым тоже не нравится, когда их проверяют.
Если ребёнок ждет этих занятий, смотрит на карточки, внимателен – значит, он всё понимает. Вот если у ребёнка пропадает интерес к занятиям – значит, что-то неладно. Тут нужно выяснять, какие принципы или правила обучения Вы невольно нарушаете.
Не поздно ещё начать заниматься с ребёнком по Вашей методике, если ему уже 3 года?
В три года научить ребёнка читать легче, чем в четыре года. В 4 года легче, чем в 5 лет. Более того, мы рекомендуем эту методику применять даже для детей 7-летнего, 10-летнего возраста, если они читают медленно и по слогам. Такая методика успешно применяется и при развитии скорочтения у читающих детей. Карточки показываются с высокой скоростью, причём на карточках написаны целые слова, и ребёнок привыкает читать целыми словами, а это и есть беглое чтение!
Одному ребёнку 2 года, другому 3 года. Не поздно ли будет в таком возрасте начинать обучение?
Чем младше ребёнок, тем легче его научить читать. Не поздно обучать по этой методике и 6-летнего ребёнка, но двухлетний быстрее выйдет в чтение, и сам процесс обучения ему будет интереснее. Если в семье два малыша, то родителям придётся готовиться к урокам более тщательно, ведь методика индивидуальна. Даже при обучении двойняшек только первые уроки проходят совместно, дальше у каждого ребёнка своя программа. Ведь необходимо учитывать интересы каждого малыша, темп его познавательной активности, а также темперамент, скорость переключения внимания и многое другое. Поэтому очень скоро родители переходят на индивидуальное обучение каждого из детей.
Неужели можно применять эту методику, если ребёнку два месяца? Как ребёнок поймёт, что означает слово, написанное на карточке?
Занятия в раннем возрасте необычайно стимулируют развитие. Ребёнок заметно опережает ровесников и по физическим показателям, и по интеллектуальным. А возраст от 2 до 6 месяцев вообще уникален. Это возраст формирования гениев.
Ребёнок без проблем учится понимать устную речь, если с ним общаются устно. Также ребёнок будет без проблем осваивать письменную речь, если с ним общаться при помощи карточек, на которых написаны слова. Ведь речь – это символьная система, имеющая две формы: устную и письменную. Для ребёнка одинаково легко овладеть как устной формой, так и письменной.
Моему ребёнку сейчас 2 года, он частично знает алфавит. Можем ли мы работать по Вашей методике?
Можете. На первых порах ребёнок будет протестовать против высокой скорости показа карточек. Он будет обращаться к маме: «Не показывай так быстро, я не успеваю». Ребёнок не успевает рассматривать буквы, поскольку с ними уже знаком, и в словах вычленяет, как правило, первую букву, так как чтение слева направо ребёнок усваивает очень быстро. Стóит несколько раз сделать жест пальцем по странице, и малыш читает в этом направлении. В данном случае нужно договориться с ребёнком. Например, «Солнышко моё, это совершенно другая игра, здесь не нужно рассматривать буквы. Я буду быстро показывать эти карточки, а ты на них только смотри. А отдельные буковки рассматривать в словах не нужно».
Начала учить ребёнка по методике Домана с 1 года. Сейчас ему 2 года и 6 месяцев, и он просит меня научить его буквам. Не помешает ли это его навыкам беглого чтения?
Обычно трудно любого человека переучить. Трудно у нас сформировать другую походку, выработать другой почерк. То, что закрепляется первично, как правило, остаётся на всю жизнь. Плохо, если Вы сначала научили ребёнка читать по слогам, а потом учите его скорочте-нию – этот путь очень долог. А путь от скорочтения к послоговому проговариванию – легок. Причём у нас есть и такой опыт: ребёнок научился читать бегло, про себя читает быстрее, чем вслух, вышел в скорочтение. Пришёл в первый класс, а учительница не знала, что ребёнок читает бегло. Он смотрит – все другие дети в классе читают по слогам и за это получают похвалу учителя. И он тоже в классе стал читать по слогам, как другие дети. Дома же ребёнок читал книги так, как привык это делать уже несколько лет.
Рекомендуете ли Вы показывать ребёнку отдельные буквы?
Когда ребёнок уже посмотрел несколько сотен слов и опознаёт эти слова, можно показывать ему буквы, если он просит. Но особой нужды в этом нет, поскольку малыш при таком обучении сам приходит к понятию буквы и научается опознавать знакомые буквы в незнакомых словах. Ведь он видит много слов, видит, как меняются падежные окончания у существительных при составлении предложений, и сам делает нужные выводы.
Моей дочери 4 года. Хочу научить её читать. Пробовала по кубикам Зайцева, но не получается. Скажите, можно ли попробовать вашу методику? Не вызовет ли изменение метода путаницу в голове ребёнка?
Пробовать можно всё. Но для достижения результата необходима системность в занятиях. Путаница в голове ребенка пройдёт, если занятия будут систематичны.
Я занимаюсь с дочкой по карточкам для обучения чтению, и она после первой карточки или отворачивается, или смотрит на меня, а не на карточку. Показывать получается за один раз всего 2-3 карточки. Не мало ли это?
Можно на одном уроке показывать и одну карточку. Дети, которые уже освоили не только ходьбу, но и бег, –гиперактивны, неусидчивы. Они легки, как пушинки, как мячики, и сидеть на месте не могут. Поэтому в таких случаях можно уроки проводить молниеносно: показали одну-две карточки, эмоционально похвалили, и пусть ребёнок бежит дальше. Опять одна-две карточки, и ребёнок прыгает, кувыркается и т.д. И так проводить занятия на протяжении дня. Здесь нужно следить за тем, чтобы каждая карточка в день показывалась не более трёх раз.
Неделю занятия шли хорошо, а потом ребёнок перестал смотреть на карточки, у него пропал интерес к урокам. Что делать?
Необходимо подумать, почему у ребёнка пропал интерес. Наиболее часто это происходит по следующим причинам: либо карточки показывались слишком медленно, либо долго показывались одни и те же слова, либо недостаточно ярко и эмоционально хвалили ребёнка. В зависимости от конкретной причины надо изменить форму показа карточек.
Можно поднять интерес ребёнка к занятиям, проведя небольшой «спектакль». Выбрать момент, когда ребёнок занимается чем-то своим, играет. В этом же помещении, при нём, провести «занятие» с карточками «Чтения с пелёнок». При этом в роли учителя – мама, как обычно, а в роли ученика выступает, например, папа. Мама показывает папе карточки, он на них смотрит, и мама его хвалит, обнимает, делая всё это ярко и эмоционально. Папа тоже явно радуется. Обычно дети не дают родителям продолжать такой «урок» без них.
Начали занятия примерно две недели назад. Сначала шло всё хорошо, сын даже повторял слова, которые смог, за нами: «мама, папа»…
А вот это уже говорит о том, что карточки показывались медленно. Желательно вообще не провоцировать проговаривания, повторения слов ребёнком вслед за родителями, изначально приучая к чтению про себя. Именно в этом случае у ребёнка разовьётся способность чтения со скоростью более высокой, чем та, с которой мы можем говорить.
… потом он стал отвлекаться, и нам не понятно: когда он отвлекается – стоит ли привлекать его внимание?
Когда ребёнок отвлекается, не стоит привлекать его внимание. Всегда нужно останавливаться раньше, чем захочет ребёнок. Если малыш отвлекается, значит, Вы затягиваете занятие.
Дочке год и три месяца. Занимаемся по Вашим карточкам 2-й день. Смотрит с интересом, но после окончания просит карточки поиграть. А если ей предложить что-то другое, настаивает и плачет. Даю ей карточки – она их рассматривает, показывает пальчиком на буквы, потом идёт с ними играть (вообще очень любит всякие бумажки). Что делать в этой ситуации?
Продолжать давать девочке карточки при условии, что она сама этого просит. Но следить, чтобы ребёнок обращался с этими карточками бережно.
Моему ребёнку 2 года и 4 месяца. Почти месяц назад мы приобрели Ваш комплект. Однако занятия не интересны для малыша. Каждый раз приходится что-нибудь придумывать, чтобы он стал смотреть на карточки. Стараюсь играть не только с ним, но с бабушкой, дедушкой, папой, мишкой и т. д. Хвалю их всех. Вся семья меня поддерживает. Но стоит мне спросить: «Хочешь ли ты поиграть в слова?» – он всегда отвечает: «Нет» и убегает. Мы уже перешли и на словосочетания... Как его учить, не заставляя?
Никогда не нужно, начиная урок, спрашивать ребёнка, хочет ли он поиграть в эти слова, поскольку возможен отрицательный ответ. Ваша заразительная интонация в начале урока: «Сейчас мы с тобой будем играть с карточками!» сама по себе должна быть настолько захватывающей и интригующей, что у ребёнка и не должно возникать сомнения в том, что сейчас будет что-то неинтересное.
Кроме того, Ваш ребёнок уже большой (2 г., 4 мес.), Вы занимались с ним месяц. Вам давно нужно было приступить ко 2-му этапу («словосочетание»).
И ещё: видимо, Вы подолгу показываете одни и те же слова. Попробуйте увеличить темп обновления слов.
Что делать, если ребёнок повторяет за мамой слова? Теряется скорость показа.
Не нужно обращать на это внимание. И попробуйте увеличить скорость показа карточек.
Моему ребёнку почти два года. Когда я показываю карточку, например со словом «массаж», то она ложится и просит сделать массаж, и отвлекается. Что делать в этом случае?
Скорее всего, ребёнок уже прочно выучил слово «массаж». Нужно приступать к следующему этапу обучения и составлять с этим словом словосочетания и предложения.
Моему ребёнку 1 год и 9 месяцев, учимся читать, но в последнее время я стала замечать, что при показе карточки мой малыш на неё не смотрит, и мне приходится стучать по ней своим пальцем, чтобы привлечь его внимание…
Не стоит привлекать его внимание, нужно прекращать раньше, чем ребёнок начинает отвлекаться, или изменить форму показа карточек.
… при показе новых карточек первый раз ребёнок с интересом смотрит на них, но только самый первый раз. Как мне быть в этой ситуации? Я понимаю, что ему неинтересно, но ведь показывать слово всего один раз недостаточно!
Да, недостаточно. Каждый раз, когда Вы вторично показываете один и тот же комплект карточек, нужно этот комплект перемешивать, чтобы последовательность демонстрации карточек всегда была иная и ребёнок не мог знать, какое слово будет следующим. Постоянное перемешивание карточек перед каждой демонстрацией вносит в занятия дополнительный игровой момент.
Когда Вы показываете слова, то, переложив карточку, Вы должны её как бы «зафиксировать» перед глазами ребёнка и только потом озвучить, т.е. ребёнок сначала должен увидеть слово и только потом его услышать. Каждый раз, увидев карточку, он стремится сам её прочитать. Говорящие дети нередко раньше родителей выкрикивают слова, которые те им показывают.
Поэтому, когда ребёнок, увидев карточку со словом «молоко», решает про себя, что это «молоко», а затем слышит голос мамы: «Молоко!», то он радуется – «Ага! Правильно прочитал!» – и чувствует себя победителем, учеником, получившим пятёрку.
Если же какое-то слово ребёнок прочитывает ошибочно, допустим, Вы показали карточку «стол», а ребёнок про себя решил, что это «стул», но слышит голос мамы: «Стол!», то в данном случае он не огорчается столь тяжело, как ученик, сказавший у доски что-то неправильное. Когда никто не слышал и не видел оплошности ребёнка, тогда малыш не испытывает дискомфорта, более того – он абсолютно уверен, что знает, как читается это слово.
Ребёнок думает примерно так: «Да, конечно же, это «стол»! Просто я невнимательно на карточку посмотрел!». Он полностью уверен, что прочитал это слово правильно.
Всегда перед уроком нужно перемешивать карточки и при показе соблюдать именно такую последовательность: сначала ребёнок видит карточку, а только потом слышит это слово.
Насколько будет корректно прикрепить некоторые таблички на предметах? На диване повесить табличку «диван», на люстре – «люстра» и т. д.
Корректно, но список таких слов ограничен. К тому же, запоминается легче не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.
Можно ли некоторые таблички показывать не во время занятий, а непосредственно перед выполнением каких-либо действий? Например: собираясь купать, показать табличку «купаться»; перед тем, как пойти на улицу, – «гулять»; прежде чем покормить клубникой – «клубника» и т. д.?
Можно и нужно! И чем чаще Вы будете так поступать, тем лучше! Ведь речь имеет две формы: устную и письменную, и чем чаще Вы будете показывать слова ребёнку во время общения, тем легче он научится воспринимать речь не только в устной форме, но и в письменной.
Собираюсь начать заниматься с дочкой (7 мес.) по комплекту «Чтение с пелёнок». Хотелось бы уточнить один момент: ребёнок ещё многого не знает, знакомых слов ещё очень мало. Поэтому объясните, пожалуйста, как нужно, показывая только карточки со словами, давать понять ребёнку, что это такое – пижама, хлеб и пр.?
Когда Вы впервые показываете ребёнку незнакомое слово, Вы должны его объяснить: жестом, мимикой, действием, показать соответствующий предмет либо картинку этого предмета. Мы специально включали в комплект слова, которые можно легко продемонстрировать ребёнку. При слове «язык», показывая карточку, покажите ребёнку язык, «брови» –
пошевелите бровями. Некоторые родители умеют шевелить и ушами, в этом случае сам урок доставляет ребёнку колоссальное наслаждение. При показе глаголов производите соответствующее действие. Антонимы всегда нужно показывать парами: низкий –высокий, толстый – тонкий и т.д. Более того, на одном уроке нужно давать слова, относящиеся к одной теме: одежда, продукты питания, игрушки, мебель и т.д. В этом случае ребёнку легче запомнить каждое слово и определить оттенки его значения.
Должен ли каждый набор состоять из слов одной части речи (5 существительных, 5 глаголов и т.д.)?
Желательно.
Можно ли во время занятия усаживать ребёнка на качели или на колени? Или всё должно происходить в игре, как бы между прочим?
Можно. Урок на качелях – это и есть игра, обучение «как бы между прочим». И чем больше игровых моментов во время обучения, тем лучше.
Моему сыну восемь с половиной месяцев. В обучении чтению мы проходим первый этап. У меня возник вопрос, как быть с ласкательными словами: слон – слоник, стол – столик? Ведь в игре используются два оттенка значения одного понятия. Надо ли давать два слова, или достаточно одного, а он в процессе чтения, на последнем этапе, сам разберётся?
При работе с карточками надо озвучивать то слово, которое написано на карточке. Чем больше слов или их форм Вы дадите ребёнку, тем быстрее он выйдет в понимание письменной речи.
Можно ли сокращать число показов слова. или надо обязательно показать одно слово 15 раз?
15 раз показывать 1 слово нужно только в начале обучения. Уже через несколько дней можно сокращать количество показов одного слова и стремиться давать ребёнку больше новых слов. Что и как Ваш ребёнок лучше воспринимает, то и так Вы стремитесь делать.
Я недавно приобрела Ваш комплект. Моему сыну 13 месяцев, и, начав с ним занятия, я столкнулась с определёнными проблемами. Согласно Вашей программе, перерыв между показом наборов должен быть не менее 30 минут. Однако 5 наборов слов с учетом времени, отведённого на сон, еду и гуляния, удаётся продемонстрировать всего лишь два раза, и то – при удачном распределении времени.
Можно ли сделать проведение программы более сжатым по времени (демонстрировать слова через 10-15 минут)?
Интервал в 30 минут между первичным и вторичным показом одних и тех же слов вызван экономией Вашего, родительского, времени и лучшим, более эффективным запоминанием этих слов. В психологии существует закон забывания («Кривая забывания Эббингауза»): запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает – то есть, то нет. Для того чтобы информация из оперативной памяти уходила в долговременную, желательно делать перерывы между восприятием одной и той же информации. И вот эти перерывы желательны не менее 30 минут и не более 8 часов.
Но, даже если занятия проводит няня-гувернёр и приходит заниматься с ребёнком только на один час, за этот час можно провести занятия всей дневной нормы. Пять комплектов можно показать по три раза. Делается это так: допустим, с 10 до 11. В 10:00 показали один комплект – 5 секунд, эмоционально похвалили ребёнка. Второй комплект показали, тут же похвалили ребёнка. Третий, четвёртый, пятый. Один урок – это показ комплекта слов и похвала ребёнка. Подряд можно провести пять уроков с разными комплектами. Не ранее чем через 30 минут, можно повторить серию уроков. Причём во второй раз показываем комплекты в другой последовательности, допустим, пятый комплект – похвалили, четвёртый комплект – похвалили и т.д. Ещё через полчаса можно провести третью, заключительную серию занятий. Будет выполнена дневная норма, а времени пройдёт только один час.
Моей дочке 9 месяцев. Начали занятия с Вашим комплектом. По какому принципу составлять наборы слов? По темам или вперемешку?..
Начинать нужно с самых любимых слов. Подберите те слова, которые ребёнку больше всего нравятся, вызывают у него восторг, – именно с этих слов нужно начинать обучение. В дальнейшем переходите на тематическое формирование комплектов, так как в данном случае запоминание, усвоение слов и понятий идёт намного эффективнее.
…каким должен быть темп занятий?
Темп занятий должен быть высоким с самого начала, поскольку то, что проникает в мозг ребёнка через два канала: зрение и слух, – может подаваться с очень высокой скоростью. Малыш приучается воспринимать, опознавать информацию с той скоростью, с которой Вы ему её предоставляете.
Как поступать, когда в выходные не получается выполнить норму занятий? Не заниматься вообще?..
Да, не заниматься вообще. Если выходные дни (допустим, суббота и воскресенье) по своему распорядку кардинально отличаются от будних дней, когда занятия идут упорядоченно, по устоявшемуся режиму, то в такие дни лучше вообще не проводить никаких занятий, чем пытаться проводить их урывками. Бессистемные уроки дестабилизируют вообще весь процесс обучения и ни к чему доброму не приводят. Расслабляйтесь в субботу и в воскресенье. А в понедельник, в привычной для ребёнка обстановке, Вы спокойно продолжаете занятия в прежнем устоявшемся режиме. Но не допускайте ошибку: после перерыва любой продолжительности нужно, возобновляя программу, начинать с того места, на котором Вы остановились. Не следует заниматься повторением.
…будут ли занятия эффективны, если заниматься 5 раз в неделю?
Самое главное, чтобы занятия были эмоциональны, нравились Вам и ребёнку. Яркие впечатления запоминаются надолго. Монотонно повторяющиеся уроки отбивают желание заниматься вообще.
Моему ребёнку 2 года, учимся читать. Есть какие-либо особые рекомендации по обучению чтению для таких «больших» детей? Мой сын все мои усилия сводит к нулю. У него вообще нет желания сесть и спокойно посмотреть карточки, он всё куда-то бежит, играет. Когда начинаешь показывать карточки, то вообще намеренно закрывает глаза! И ещё, как лучше распределить время занятий, если я работаю, а сын ходит в ясли?
Ребёнок живет в своём ритме, а Вы – в своём. Вы пытаетесь предложить малышу Ваши правила занятий. Ребёнок, не принимая их, абсолютно прав. Вам необходимо научиться играть по его правилам: обучать малыша, играя с ним, а не усаживая его «за парту», как в школе.
У детей двух лет нет и не может быть усидчивости. В этом возрасте все дети гиперактивны. И, соответственно, Ваши уроки должны быть очень короткими, но проводиться они должны очень часто. А чтобы ребёнку всегда нравились эти занятия и чтобы он не закрывал глаза во время демонстрации карточек, нужно стремиться всегда заканчивать занятие раньше, чем этого захочет Ваш малыш. Если ребёнок ходит в детский сад, у Вас всё равно достаточно времени, чтобы проводить занятия до того момента, как Вы отведёте его в детский сад, и после того, как Вы его оттуда заберёте. Уроки должны быть стремительными, короткими и проводиться часто.
Если за один раз получается показать 2 или 3 комплекта из 5 (после второго или третьего ребёнок уже отворачивается), то как можно спланировать проведение занятий, чтобы соблюдать регулярность?
Регулярность занятий всегда определяется готовностью ребёнка воспринимать материал. Если малыш после двух комплектов теряет интерес, остальные комплекты можно показать через некоторое время, когда у ребёнка вновь появится восприимчивость.
Год назад приобрели комплект «Чтение с пелёнок». В методику поверили и возлагаем большие надежды. Занятия начали с 1 года, первые две части прошли на одном дыхании. Потом сделали большой перерыв (2 месяца): ребёнок болел, уволилась наша няня, малыш курсировал от одной бабушки к другой. Теперь хотели бы возобновить обучение. Сын вспоминает наши занятия и тоже проявляет желание продолжить. А я не знаю, с чего начать, –
с повторения или с того места, на котором остановились? За это время он стал говорить и может теперь комментировать увиденное, однако создаётся впечатление, что те слова, которые уже видел, не помнит.
Начните с того места, на котором остановились. А из слов, пройденных год назад, сделайте словосочетания и простые предложения. Ребёнок обязательно вспомнит эти слова, а наблюдать их в синтаксических конструкциях ему будет интереснее.
Моему ребёнку 1 год и 7 месяцев. Можно ли (нужно ли, как эффективней?) показывать ребёнку все наборы карточек сразу или лучше – отдельно каждый?
Ответ на этот вопрос (относительно дозировки занятий) должен дать сам ребёнок. Степень концентра-ции внимания у каждого малыша индивидуальна. Следует помнить, что один урок – это показ одного комплекта (несколько карточек) и следующая за этим похвала. Главное правило – всегда остановиться раньше, чем этого захочет Ваш ребёнок. За одну серию Вы можете провести несколько уроков с разными комплектами карточек, но при условии, если Ваш малыш этого хочет.
Мой ребёнок внимательнее смотрит все пять наборов перед сном или сразу после сна. Не ослаблено ли в это время восприятие, запоминание? В остальное время его трудно удержать просмотром даже 5 карточек. Как целесообразней показывать?
Ребёнка вообще не нужно удерживать «просмотром… карточек». Прекращать занятия нужно всегда раньше, чем Ваш малыш сам этого захочет.
Перед сном или после сна Вы можете проводить занятия сериями, т.е. показывать последовательно несколько разных комплектов карточек, перемежая уроки короткой похвалой. После всей серии – похвала около 1 минуты. В остальное время дня между короткими уроками перерыв делайте продолжительнее. И сокращайте количество карточек в одном комплекте: не 5, а меньше.
Когда переходить на этап словосочетаний?
Если ребёнок старше полутора лет, то на этап словосочетаний нужно переходить стремительно. Как только из изученных слов Вы сможете составить 10 словосочетаний, сразу переходите на этот этап. Вопрос перехода от этапа к этапу рассматривается с точки зрения развития речевого мышления ребёнка, овладения им речью. Малыши сначала учатся распознавать отдельные слова на слух, а если им показывают карточки, то распознают и письменную речь, именно как слова. Иногда родителям кажется, что ребёнок понимает абсолютно всё, даже длинные фразы. Это ошибочное мнение, поскольку длинные фразы ребёнок способен воспринимать сначала лишь как отдельные сигналы, как отдельные слова. Словосочетание как синтаксическая конструкция воспринимается малышом позднее. Если начали заниматься с самого рождения, то переходить к словосочетаниям можно в 5, в 6, в 7 или в 8 месяцев.
Переходя ко второму этапу, из четырёх комплектов по пять слов мы сформировали два комплекта по пять словосочетаний. Соответственно, один комплект из пяти слов у нас остался. Продолжать ли показывать этот комплект из
пяти слов вместе со словосочетаниями?
Показ отдельных слов продолжается до приобретения ребёнком стойкого навыка уверенного чтения. Этот этап идёт параллельно с другими этапами обучения чтению (словосочетания, простые предложения, распространённые предложения, книги), которые сменяются последовательно. Чем старше ребёнок, тем быстрее нужно переходить от этапа к этапу. Самым интересным для ребёнка будет пятый этап (книги), но и здесь Вы будете показывать ребёнку отдельные слова, чтобы обновлять его словарный запас.
Подскажите, как увлечь ребёнка? Мне кажется, что ему не интересно, а поэтому мои занятия не эффективны.
Сохранять интерес к занятиям – это основная трудность любой методики. Сначала проанализируйте: почему и когда у ребёнка пропадает интерес? Может быть, нужно изменить дозировку занятий или форму их проведения. Перечитайте главу «10 законов обучения с пелёнок» (стр. 24). Подумайте, какие из них Вы нарушаете. Если правильно поставите диагноз – найдёте верное решение.
Когда нужно переходить на более мелкий шрифт?
Мелкий шрифт, которым печатают наши газеты и книги для взрослых, долгое время не следует показывать детям, хотя, познакомившись с крупным шрифтом, они присматриваются и к мелким изображениям. Но всё-таки в целях сбережения зрения следует отодвигать знакомство с мелким шрифтом на более позднее время. Как правило, для детей 2-3-летнего возраста сантиметровые чёрные буквы вполне приемлемы для показа во время обучения чтению.
Когда нужно переходить на чёрный шрифт?
На чёрный шрифт нужно переходить тогда, когда высота букв достигает 2,5 см. Все буквы меньше 2,5 см должны быть чёрными. Крупное красное на белом имеет достаточную контрастность, а мелкое красное на белом читается ребёнком гораздо труднее.
Можно ли показывать ребёнку карточки из разных частей, т. е. разного размера и цвета, при составлении словосочетаний и предложений?
Можно. Это для нас, взрослых, чтение таких фраз обычно вызывает затруднения. А дети воспринимают нормально, с интересом.
Есть ли какие-нибудь особенности показа английских слов и, вообще, как заниматься по комплекту «Baby»?
С помощью комплекта «Baby» обучать ребёнка чтению на английском языке можно точно так же, как и на русском языке. Единственное требование: для того, чтобы избежать смешения языков, нужно «разводить» эти языки либо по учителю (например, мама учит читать по-русски, а папа – по-английски), либо, если обучает один человек, нужно «разводить» эти занятия по времени или по месту. Допустим, первая половина дня – чтение на русском языке, вторая половина дня – чтение на английском языке. Или: дома – только русский язык, а на даче – только английский. И желательно обучать малышей английскому языку как родному, то есть не давать им перевода на русский язык. Очень хорошо, когда кто-то один из членов семьи, владеющий хорошо английским языком, не только учит ребёнка читать на английском языке, а вообще – общается с ним только по-английски. В этом случае, когда ребёнок будет думать об этом человеке, он будет думать по-английски. А о том, кто с ним общается на русском языке, он будет думать по-русски. Сформируется два родных языка.
Если начать обучение английскому языку одновременно с русским, не будет ли у ребёнка путаницы в языках?
Если ребёнок маленький, грудничок, то можно начинать обучение чтению одновременно на двух языках: на русском и английском, ибо малыш не знает ни того языка, ни другого. Если ребёнок старше полутора-двух лет, то лучше всё-таки «развести» обучение языкам хотя бы на две недели: начать заниматься родным языком, затем иностранным. Сначала идет адаптационный период, когда устанавливается режим занятий, ребёнок привыкает правильно себя вести на занятии и понимает, что от него требуется. А когда режим сформирован – можно вводить другой язык. Но желательно, чтобы этим другим языком занимался либо другой член семьи, либо «разводить» эти два языка по времени или по месту.
Можно ли показывать карточки «100 цветов» и «Математику» одновременно с комплектом «Чтение с пелёнок»?
Да, можно, и делается это очень просто. Можно заниматься с ребёнком всем на свете, в том числе и чтением, и математикой, обучать его цветовосприятию, снабжать сведениями об окружающем мире. Главное, чтобы уроки были короткими по времени, чтобы эти занятия прекращались педагогом-родителем раньше, чем этого захочет ребёнок, – одним словом, соблюдать все принципы обучения маленьких детей. Возможности ребёнка и его любопытство безграничны. Малыш может усваивать очень-очень много. Лишь бы хватило нам, взрослым, терпения и времени для того, чтобы удовлетворить его познавательный интерес.
Недавно приобрели комплект «Чтение с пелёнок». Очень хотелось бы приобрести все предлагаемые Вами пособия, но насколько реально заниматься по всем программам одновременно?
Заниматься можно всем. Хватило бы только времени у родителей удовлетворить абсолютный интерес малыша к окружающему миру. К вопросу о чередовании занятий и добавлению новых программ подходите с позиции ребёнка. Что ему интереснее, тем больше и занимайтесь.
Можно ли работать по этой методике в группе детей (разного возраста) или с детьми старше 7 лет (неуспевающими)?
Методика эта – индивидуальна. Большие трудности испытывают в семьях, где идёт обучение двух и более детей. У каждого ребёнка, как правило, свой темп и ритм постижения окружающей действительности. Родители, показывая карточки двойняшкам или «погодкам», пометки на оборотной стороне карточки делают разными цветами –
количество показов данной карточки за день отмечается, допустим, для одного ребёнка синим цветом, а для другого –
красным. Групповые занятия очень трудны, поскольку методика – действительно индивидуальна.
Можно заниматься по этой методике с ребёнком и старше семи лет. Можно и с 10-летним, и с 12-летним, развивая у него способность к скорочтению, приучая его читать целыми словами. Но, опять же, тут применм, скорее всего, индивидуальный подход, хотя детей старше семи лет можно обучать и группой, но группа должна быть небольшой – не более 5-7 человек. И это – при условии, что педагогическое мастерство преподавателя позволяет держать у детей стойкий интерес и желание заниматься.
У Глена Домана в книге рекомендуется один размер карточек, а у Вас – другой. Почему?
Впервые книга Глена Домана была опубликована в Америке в 1964 году. Перевод на русский язык осуществлён с очередного переиздания этой книги от 1994 года. С 64-го по 94-й книга выдержала миллионные тиражи, переводилась на многие языки, но содержание книги не менялось. Менялись вступительные статьи, менялись заключения, а в целом – как была книга первый раз опубликована, так и дожила благополучно до наших дней. Методика работает очень хорошо. Но, в 64-м году, когда Глен Доман описывал опыт своего института, его рекомендации по изготовлению карточек исходили из расчёта их производства вручную.
Маме рекомендовалось приобрести фломастер с самым широким стержнем, который только можно было найти. Это нужно было для того, чтобы слова на карточках писать быстро. Секрет методики в хорошем продвижении вперёд, в высоком темпе. При умеренной интенсивности занятий каждый день родители должны давать ребёнку 5 новых слов. За 10 дней это будет уже 50 слов, за 20 дней – 100 слов, за 40 дней – 200 слов, а 40 дней – это всего месяц с небольшим. Причем Доман рекомендует не начинать обучения, пока не будет изготовлено именно 200 карточек. Но если мы с Вами что-то делаем для наших детей, мы делаем это обычно тщательно, аккуратно. Такое кропотливое изготовление карточек снижает темп продвижения по программе, и львиная доля времени родителей уходит не на обучение ребёнка, а на изготовление карточек.
Доман рекомендовал делать карточки размером 10 х 50
см, с высотой букв – 7,5 см. Всё это для того, чтобы при быстром написании, в одно касание маркером бумаги, когда буквы получаются неровными, облегчить ребёнку их опознавание. Для того и такой большой размер карточек. Наш комплект выполнен типографским шрифтом, буквы в нём пропорциональны, соразмерны. И, поскольку обучение идёт на расстоянии вытянутой руки, ребёнку слова на карточке прекрасно видны. Более того, карточки нашего размера очень удобно быстро перекладывать в руках. А высокая скорость показа карточек необходима для успешного продвижения вперёд.
У меня маленькая проблема. Малышу 1 год и 4 месяца. На игрушки не реагирует, кроме мобильных телефонов, пультов и фонариков…
Маленькие дети и не играют в игрушки так, как этого ожидаем от них мы, взрослые. У маленьких детей очень высокая переключаемость внимания, и связано это с тем, что ребёнок впервые оказался в этом многообразном мире, а кругом столько много интересного, и каждый предмет занимает внимание малыша ровно настолько, чтобы его поверхностно исследовать. Рвётся – не рвётся, ломается, бьётся, как это на вкус – в рот нужно обязательно засунуть. После того, как ребёнок исследует новый для себя предмет, он его выбрасывает. И этот предмет, как правило, больше не привлекает его внимания.
…я показываю книжки с большими красочными изображениями – даже не смотрит, а от телевизора не оторвать. Развивается с телевизором. Пыталась выключать – бежит и нажимает кнопки, пока телевизор не включится. Истерики закатывает, «скучно без телевизора». Могу даже уйти, он не заплачет ни разу, пока телевизор включен.
Да, телевизор – это не просто игрушка, там очень быстро, динамично одно изображение сменяется другим, т.е. там – действие, и за этим действием наблюдает ребёнок. Малыш всегда с высоким интересом наблюдает за быстро происходящими событиями, за действием. А игрушка, которую он уже обследовал, которая просто лежит или, например, висит, его не привлекает. В занятиях по методике Домана как раз и используется вот эта страсть ребёнка наблюдать за быстро происходящими событиями. Именно поэтому карточки нужно показывать очень быстро. Тогда эта динамичная игра привлекает малыша и нравится ему. Ваши занятия по методике Глена Домана могут прекрасно заменить ребёнку телевизор. Почему малышу нравится этот «ящик»? Потому, что там – информация, а ребёнок испытывает именно информационный голод, ведь любопытству детей нет предела, им всё интересно. А когда кругом всё одно и то же, и ребёнок всё это уже видел, у него, естественно, пропадает интерес. Если Вы в данном случае начинаете занятия с малышом по обучению чтению, по обучению математике, если Вы показываете ему «биты интеллекта», если Вы учите его английскому языку или французскому, китайскому, японскому и т.д., если Вы занимаетесь с ним гимнастикой или плаванием, – то это прекрасная замена телевизору. Ребёнку нужна информация, и Вы способны заменить телевизор!
Показываете ребёнку книжки с большими красочными изображениями, а он даже не смотрит? Медленно показываете, и, наверное, одну и ту же книжку много раз.
Если всё же у Вас возникнут проблемы
Следуйте такому алгоритму:
Прекратите занятия на несколько дней (может быть, 1-2 недели). Дайте ребёнку «проголодаться». Во время перерыва проанализируйте проблему и определите причину неудачи.
Возобновляя занятия, начните с того места, на котором остановились.
Тщательно продумайте первый урок, который проведёте после перерыва. Он должен быть ярким, необычным. Измените и форму показа карточек, и форму похвалы.
Перечитайте вторую часть этой книги. Скорее всего, Вы нарушаете какой-либо из законов обучения с пелёнок. Проанализируйте своё поведение и поведение ребёнка во время занятий. Если Вы верно определите причину неудачи, Вам легко будет нормализовать ситуацию и добиться успеха.
Позвоните подруге, которая также занимается со своим ребёнком по этой методике. Расспросите её: как проходят занятия, сталкивалась ли она с подобной проблемой?
Если у Вашей подруги занятия проходят успешно, прислушайтесь к её советам.
Посетите наш сайт: www.umnitsa.ru
Почитайте свежие новости, просмотрите вопросы, которые задают родители, внимательно проанализируйте ответы наших специалистов.
Поучаствуйте сами на страницах нашего форума, задайте свои вопросы, поделитесь своей проблемой.
Позвоните нам в Центр Раннего Развития «УМНИЦА» по телефону круглосуточной горячей линии: 8-800-200-08-07
Пройдите обучение на курсах для родителей маленьких детей «Развитие интеллекта с пелёнок» (очное обучение всегда качественнее заочного!).
Вы приобретёте новую профессию, получите сертификат о прохождении курсов. А после удачной практики со своим ребёнком можете предлагать свои услуги в качестве педагога-гувернёра – специалиста данной методики.
Расписание курсов в Вашем городе Вы можете найти на нашем сайте или узнать у диспетчера Центра «Умница».
Уважаемые родители!
У Вашего ребёнка безграничные возможности! Беспредельное любопытство! Неиссякаемая жажда познания!
Но торопитесь!
Помните: никогда в дальнейшем у Вашего малыша потенциал гениальности не будет больше, чем сейчас.