Методы педагогических исследований
Глава I
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПРЕДМЕТ КУРСА
Теория и методика музыкального воспитания детей — одна из учебных дисциплин на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии. Данный курс прежде всего опирается на эстетику (одну из сфер изучения которой составляет художественная деятельность людей), музыкознание (науку о музыке, рассматривающую ее в теоретическом и историческом плане, как особую форму художественного познания), музыкальную психологию (изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности), музыкальную социологию (исследующую конкретные формы существования музыки в обществе). Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, психофизиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания, которые рассматриваются в предметах, составляющих общий курс и его факультативы.
В этой главе остановимся на предмете самой методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Методика музыкального воспитания как педагогическая наука изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности). В связи с этим целью данного курса является овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и навыками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи курса состоят в следующем:
— дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания ребенка от рождения до поступления в школу;
— раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;
— определить методы и приемы, организационные формы музыкального воспитания и обучения детей в различных видах музыкальной деятельности в детском саду;
охарактеризовать функции педагогического коллектива детского сада по организации музыкального воспитания до школьников.
Методика данного курса, как и другие частные методики, изучаемые на дошкольном факультете, призвана ответить на вопрос: как и на каком материале воспитывать ребенка в детском саду в соответствии с поставленной целью развития его личности?
Содержание музыкального воспитания в детском саду отражено в соответствующих программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных знаний, умений и навыков у детей и рекомендательного списка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения. Программные требования — это наиболее стабильная часть содержания музыкального воспитания, но и они корректируются в связи с новыми подходами в воспитании ребенка и с учетом результатов исследований, проводимых в этой области. Так, например, на основе новых концепций организации учебно-воспитательного процесса в детском саду происходит замена учебно-дисциплинарной модели воспитания на личностно-ориентированную, что должно стать определяющим и при составлении программных требований по музыкальному развитию детей. Опираясь на существующие программы, педагог должен шире использовать произведения народной и классической музыки, при подборе репертуара учитывать конкретные условия возрастной группы детей, «фактор индивидуальности» воспитанников (Б. М. Теплов), материально-техническую базу учреждения, свои музыкально-педагогические способности и т. д. Но главное — педагог, зная о возможности музыки раскрывать лучшее в человеке, воспевать красоту окружающего мира, должен всегда помнить о важности формирования эстетического начала в ребенке, понимания прекрасного и становления духовности его личности.
Содержание музыкального воспитания может быть реализовано различными способами, причем каждый из них должен создавать благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, в том числе и музыкальных, формирования характерных для дошкольного возраста психических новообразований, столь необходимых для дальнейшего полноценного развития личности. Имеется в виду произвольность внимания, запоминания, переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с включением элементов логического мышления, становление «личного сознания» (Б. Д. Эльконин) и т. д. Будущий педагог должен понимать, что своевременное формирование произвольности поведения, самосознания ребенка обеспечивается главным образом правильной организацией его социального окружения, педагогического воздействия, в частности средствами музыки.
Одной из основных задач методики является соединение тео ретических знаний студента с практическими умениями и навыками, приложение теории к «делу». Эффективным средством налаживания этой взаимосвязи принято считать решение различного рода педагогических задач и ситуаций из жизни дошкольного учреждения. Этот способ помогает активизировать полученные теоретические знания, восполнить их в случае необходимости, проанализировать имеющийся музыкальный опыт детских садов, избавляет от «изобретения» уже известного, тем самым сокращая путь профессиональной подготовки и содействуя созданию основ собственного педагогического стиля, формированию практических умений и навыков.
Вместе с тем методика музыкального воспитания, как и другие частные методики, не должна носить рецептурный характер. Она призвана лишь дать студентам основы решения типичных педагогических задач и ситуаций, характерных для музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении. На практических занятиях студенты овладевают различного рода творческими заданиями с постепенным их усложнением. Они должны научиться, например, самостоятельно придумывать песенку, попевку, танец для конкретной возрастной группы или ребенка, составлять сценарий развлечения или праздника, организовывать вечер досуга или концерт для родителей и т. д.
Теоретическая подготовка студента в процессе изучения курса постоянно соотносится с практическими заданиями, посещениями дошкольных учреждений для наблюдений за работой музыкального руководителя, воспитателей, знакомства с различными формами организации музыкального воспитания детей (на занятиях, развлечениях, праздниках, в самостоятельной деятельности). Эти наблюдения должны носить целенаправленный характер, иметь отражение в дневниковых записях для последующего анализа. В период практики студенты активно участвуют в организации музыкального воспитания в детском саду, выполняя обязанности воспитателя, методиста, заведующего, музыкального руководителя (при наличии соответствующей подготовки).
Таким образом, в содержание курса входит, с одной стороны, овладение студентами специальными музыкальными знаниями, умениями и навыками в процессе аудиторных теоретических и практических занятий, с другой — их проверка в детском саду во время лабораторных занятий и педагогической практики с целью обеспечения полноценной музыкально-профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.
Будущему педагогу важно понять, что эффективность музыкальной подготовки во многом определяется его личным примером, культурой. Организуя прослушивание музыки, разучивание песни и т. д., он должен не только обеспечить художественное исполнение произведения (в «живом» исполнении или записи), ярко рассказать о его содержании, характере, но и проявить личную заинтересованность, увлеченность, в определенной мере артистизм, без которых воспитанники не смогут проникнуться соответствующим настроением, эмоционально сопереживать музыкальным образам. Личное отношение педагога к музыке, его вкус, исполнительские возможности в значительной степени влияют на уровень музыкального развития его воспитанников. Именно поэтому музыкальный руководитель, воспитатель должны постоянно совершенствовать свою музыкальную культуру. Во многом этому способствует изучение музыкальных дисциплин (элементарная теория музыки и сольфеджио, музыкальная литература, хоровое пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Но этого недостаточно. Чтобы поддерживать хорошую профессиональную форму, в том числе и музыкальную, нужно заботиться о ней систематически, активно занимаясь своим совершенствованием. Эталоном подражания для своих воспитанников может стать лишь педагог, обладающий высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Только при этом условии дети смогут обрести духовность, столь необходимую для развития личности.
Раскрытие предмета данного курса требует рассмотрения понятий воспитание, образование, обучение и развитие в контексте его специфики.
Музыкальное воспитание в детском саду — это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.
Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности.
Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально-эстетических представлений, музыкальной культуры, художественно-творческих способностей, с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкальное развитие — это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным.
Все эти понятия тесно взаимосвязаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка дошкольного возраста зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Обучение должно иметь развивающий характер на основе глубокого изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знания закономерностей музыкально-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста.
§ 2. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Изучению теории и методики музыкального воспитания детей отводится значительное место в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля. Будущий руководитель детского сада, воспитатель, музыкальный руководитель должны понимать роль музыки в становлении личности ребенка, уметь организовывать музыкально-педагогическую среду, разнообразные формы музыкального воспитания детей (музыкальные занятия, развлечения, праздники и т. д.) для приобщения своих воспитанников к прекрасному, формирования у них основ музыкальной культуры.
Профессиональной компетентности будущего педагога в значительной степени способствует взаимосвязь данного курса с «музыкальными» предметами (музыкальная литература, хоровое пение, элементарная теория музыки и сольфеджио и т. д.), эстетикой, а также методикой развития речи, обучения изобразительной деятельности и т. д. Так, например, при сольфеджировании, изучении тем «Интервалы», «Музыкальная форма», «Народная музыка» используются попевки и песни, инструментальные произведения из репертуара детского сада. Основные положения эстетики (и соответственно эстетического воспитания) о формировании художественного восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетического познания, об общих законах художественного творчества рассматриваются как основа данного курса. Что касается его взаимосвязей с курсами частных методик, то они строятся в зависимости от конкретных условий: содержания педагогического воздействия на ребенка, организации вида деятельности в детском саду и т. д. Например, широки возможности использования музыки при проведении наблюдений за явлениями природы, рисовании, разучивании стихотворений, выполнении физических упражнений и т. д.
Вместе с тем методика музыкального воспитания детей как составная часть системы педагогических наук постоянно вступает в связи с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией и т. д.
Особенно тесно связан данный курс с дошкольной педагогикой и общей теорией обучения — дидактикой. Основные принципы обучения (систематичность и последовательность, доступность, сознательность и активность, учет индивидуальных различий, принцип воспитывающего обучения и т. д.), лежащие в основе данного курса, конкретизируются в зависимости от музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, специфики организации видов музыкальной деятельности в детском саду.
Развитие теории педагогики в области решения проблемы методов обучения нашло отражение и в содержании данного курса. Традиционные методы обучения (словесные, наглядные и практические) получили новый смысл: помимо передачи необходимой информации они постоянно направлены на познавательную активность обучающихся, формирование у них самостоятельности и творческих проявлений. В связи с этим меняются и формы организации обучения и воспитания в детском саду: больше места уделяется самостоятельной деятельности детей; преимущество начинают отдавать занятиям с небольшими группами и индивидуальным занятиям, чтобы высвободить для ребенка так называемое личное время, которое он может использовать по своему желанию, и т. д.
Успешность развития музыкальных способностей детей определяется в значительной степени тем, насколько педагог владеет психолого-физиологическими знаниями о закономерностях психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь и т. д.) в возрастном аспекте: от непроизвольного к произвольному, от диффузного к дифференцированному, от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому и т. д. Знания о строении и функциях дыхательных органов, голосовом и моторном аппаратах, сердечно-сосудистой системе необходимы для правильной организации работы с детьми над вокальными навыками (дыхание, дикция, звукообразование), регулирования эмоционально-физической нагрузки, становления двигательных навыков и т. д. Таким образом, связи методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста с педагогикой, психологией, анатомией, физиологией и другими отраслями науки на современном этапе приобретают важное значение.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Изучение данного курса включает знание методов педагогических исследований в области музыкального воспитания детей. Овладение этими методами, столь необходимыми в ежедневном кропотливом труде педагога, происходит на семинарских занятиях, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ, участии в научных кружках. Рассмотрим основные методы в русле данной методики.
Наблюдение— один из самых распространенных методов педагогического исследования, к которому предъявляются следующие важнейшие требования: преднамеренность, планомерность, целенаправленность и объективность. Наблюдение проводится для достижения четко поставленной цели, например, изучить вопрос взаимодействия Музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии, определить место творческих заданий в разучивании музыкального репертуара, раскрыть роль музыки в проведении утренней гимнастики и т. д. После определения цели составляются план или программа наблюдения, в которых необходимо обозначить вопросы, требующие ответа, и их последовательность. Так, при изучении функций музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии можно предложить следующую программу наблюдения: 1) возрастная группа и план музыкального занятия; 2) подготовка к занятию; 3) участие музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкального занятия (определить их активность, взаимопонимание, владение музыкальным репертуаром, методикой обучения).
Требования целенаправленности и объективности наблюдения возможно выполнить лишь при строгом фиксировании фактов, перепроверке их, соблюдении (создании) естественных условий в процессе наблюдения, всестороннем анализе изучаемых явлений.
Фиксировать наблюдение можно в виде протокольной, дневниковой или выборочной записи. Для получения объективных данных необходимо их обработать, упорядочив материал, добиться воспроизведения полной картины наблюдаемого. Затем проводятся анализ и обобщение полученных результатов, их сопоставление с ранее известными, что затем отражается в выводах.
Изучение и обобщение педагогического опыта— один из ведущих методов педагогического исследования. На его базе становится возможным развитие педагогической науки. Этот метод направлен на выявление результативности опыта, который следует рассматривать не только на уровне знаний и умений обучаемых и способах приобретения этих знаний и умений (репродуктивный, творческий), но и на уровне развития познавательной, эмоциональной, волевой сфер. Важными показателями постановки музыкального воспитания в детском саду являются уровни развития музыкальных способностей детей, их музыкальной культуры. Особое внимание при изучении педагогического опыта следует уделять деятельности обучающего и обучаемых: насколько экономична затрата времени и сил, эффективны результаты.
Особенность изучения педагогического опыта состоит в том, что оно включает другие частные методы: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение детских работ и документации учебно-воспитательного учреждения и т. д. Выбор конкретных методов зависит от поставленной цели исследования.
Следует подчеркнуть, что эффективность изучения педагогического опыта во многом определяется использованием разнообразных методов, каждый из которых имеет сильные и слабые стороны. Так, у рассмотренного метода слабая сторона состоит в том, что он изучает существующее сегодня, а поэтому необходимо подключить метод теоретического анализа и прогнозирования, чтобы наука, опираясь на известное, опережала практику, указывала ей путь развития.
Беседа и анкетированиешироко привлекаются как методы изучения педагогического опыта. При их проведении следует соблюдать определенные условия, основными из которых являются: тщательное продумывание содержания, количества и формулировок вопросов для однозначного их понимания; тщательное изучение ответов — рассматривание их не изолированно, а в контексте всего педагогического исследования.
Приведем вопросы, специально подобранные для беседы о проведении развлечений в детском саду:
1. Регулярно ли вы проводите развлечения в детском саду и каким их видам отдаете предпочтение?
2. В чем состоит подготовка к развлечениям и как при этом делят между собой обязанности музыкальный руководитель, методист и воспитатели группы?
3. Привлекаете ли вы родителей к проведению развлечений и в чем это выражается?
4. Какого вида музыкальные развлечения нравятся детям и почему?
5. Какое воспитательное значение имеют развлечения в детском саду для развития ребенка?
Изучение детских работ и документации учебно-воспитательного учреждения.Для педагогического исследования особую ценность представляет изучение результатов продуктивной деятельности ребенка: рисования, лепки, аппликации, конструирования, ручного труда и т. д. Этот метод позволяет выявить уровень знаний и умений дошкольников, спектр интересов как воспитателя, так и детей, уровень развития тех или иных способностей. В музыкальной деятельности результаты музыкального развития дошкольников могут изучаться во время «живого» исполнения, а также благодаря магнитофонным записям, кинопленкам, нотному оформлению музыкальным руководителем сочиненных детьми попевок, песенок. Такого рода срезы через определенные промежутки времени выявляют степень продвижения детей в их развитии.
Ценный материал дает изучение различного рода документации детского сада (конспекты занятий, игр, развлечений, протоколы педагогического совета, журналы, дневники воспитателей, музыкального руководителя и т. д.).
Педагогический эксперимент— это средство познания и конструирования педагогического процесса для выявления новых путей обучения и воспитания (М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев). В этом понимании он может быть моделью учебно-воспитательного процесса, которая подлежит воспроизведению в разных условиях (при создании аналогичных педагогических ситуаций). Научные факты, полученные в педагогическом эксперименте, поддаются количественной обработке и могут вскрывать причинные связи между исследуемыми явлениями.
Педагогический эксперимент может быть длительным, рассчитан ным, например, на все время пребывания ребенка в дошкольном учреждении, и кратким, непродолжительным в зависимости от цели эксперимента, его этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).
Обязательным условием педагогического эксперимента являются конструирование новых элементов обучения и воспитания, их проверка и сопоставление с обычной педагогической работой. В связи с этим в нем предполагается наличие экспериментальных и контрольных групп, в которых должны быть уравнены все условия работы для определения эффективности новых способов воспитания и обучения детей. В музыкальном воспитании педагогический эксперимент как метод исследования может быть использован для выявления особенностей развития музыкальных способностей детей (эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма), для формирования музыкально-исполнительских навыков в разнообразных видах музыкальной деятельности и т. д.
В педагогических исследованиях, в том числе и по проблемам музыкального воспитания детей, используются также статистические методы,которые обеспечивают их точность и научную достоверность фактического материала, его количественных показателей. Благодаря применению математики и кибернетики стала возможной разработка проблемы обратной связи, т. е. проблемы о способах управления процессами обучения и воспитания. Эти методы в музыкальном воспитании только набирают силу.
Вопросы и задания
1. Определите цель и задачи курса «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников».
2. В чем состоит специфика содержания понятий воспитание, образование, обучение, развитие в контексте данного курса?
3. Охарактеризуйте взаимосвязь данного курса с другими учебными дисциплинами, изучаемыми на дошкольном факультете.
4. Какие методы используются в педагогических исследованиях по проблемам музыкального воспитания и обучения дошкольников в детском саду?
Глава II