Блюда прикорма и примерные сроки их назначения
При достижении ребенком 6 месяцев и наличии признаков зрелости малыша вводится обучающий прикорм – проводится предварительное тестирование (подготовка) ребенка (и его пищеварительного тракта) через пробное введение небольших количеств твердой (густой) пищи. Лучше всего для этого подходит фруктовое пюре, которое вводится на среднюю часть языка. Ребенок обучается захвату пищи губами с ложечки, глотанию густой пищи, знакомится с новыми вкусами. Обучающий прикорм вводится до кормления грудью. Иногда можно попробовать введение фруктового пюре после грудного молока (небольшого количества), когда у ребенка сохраняется чувство голода, но он уже получил удовлетворение от начала кормления. Позже обучающим прикормом может являться сушка, морковка, кусочек твердого яблока (для тренировки десен и прорезывания зубов).
Фруктовое пюре готовится из яблок, груш, бананов, слив, абрикосов, персиков, черешни, вишни (кроме цитрусовых, клубники, винограда, крыжовника), в соответствии с сезоном и набором фруктов на вашем садовом участке. В сезон можно использовать ягоды (например, черника, брусника, клюква, смородина и т.д.). От экзотических фруктов для вскармливания грудного ребенка лучше отказаться, учитывая, что даже взрослому человеку лучше использовать в питании те фрукты и овощи, которые растут в регионе его постоянного обитания.
Фрукты и овощи лучше приобретать у знакомых садоводов или наслаждаться разнообразием своего участка (когда вы уверены, что не использовались удобрения для их выращивания). В других случаях эти продукты перед приготовлением лучше тщательно вымачивать в холодной воде.
В соответствии с правилами прикорма вводится какой-либо один продукт, наблюдается адаптация к нему ребенка, после чего – можно пробовать следующий, в дальнейшем формировать пюре из нескольких продуктов (если это нравится ребенку).
Фрукты (в первые месяцы введения прикорма) лучше всего подвергать термической обработке – запеканию, кипячению (2-3 минуты). Объем фруктового пюре: с 1-2 чайных ложек до 50-100 г/сутки. В дальнейшем фрукты можно давать между кормлениями или после основного прикорма (десерт).
От употребления в пищу консервированных пюре лучше воздержаться из-за содержания в них консервантов, стабилизаторов, крахмала, синтетического витамина С (аскорбиновой кислоты), сахара и т.д. Длительный срок годности и отсутствие консервантов, указанные на упаковке фирмой-производителем, должны вызывать размышления о полезности данных продуктов питания у думающих врачей и родителей. Витамины, указанные на упаковке, как правило, добавляются в соответствии с таблицами возрастных норм, и являются синтетическими.
*ранее практиковалось введение фруктовых соков с 3 месяцев для дополнительного обеспечения ребенка витаминами, макро- и микроэлементами, что несомненно, имело и отрицательные последствия: раннее нефизиологичное повышение кислотность желудочного сока, возникновение (или усугубление) у ребенка запоров и аллергии.
Фруктовое пюре вполне выполняет функцию обеспечения ребенка витаминами и м/элементами, особенно при последующем введении в рацион свежих фруктов со своих садовых участков.
Основной прикорм №1.
В качестве основного прикорма №1 используются овощи или каши.
С овощного рациона начинают:
1. У детей хорошо или избыточно прибавляющих в весе.
2. У детей, имеющих проявления аллергии.
3. У детей, имеющих признаки рахита.
4. У детей, родившихся раньше срока.
5. У детей с интенсивным ростом.
6. У детей с непереносимостью некоторых углеводов (пр., сахарозы).
7. У детей с тенденцией к запору.
Ассортимент овощей. Начинается введение «белых овощей» (цветная капуста, кабачок, картофель), т.к. они почти не вызывают аллергических реакций. Картофель не более 1\3 от объема блюда. Далее – репа, укроп, петрушка, сельдерей, брокколи, зеленый салат, зеленый перец, через 2 мес. – тыква, морковь (если у ребенка не было проявлений аллергодерматита), желтый перец, шпинат, брюква, зеленый горошек, стручковая фасоль, зеленый перец, огурец.
Через 2 мес. (10-12 мес.) – красные овощи (томаты, свекла, красный перец).
Фасоль зерновую, капусту белокочанную, кукурузу лучше использовать в пищу после 1г.
Принцип подготовки овощей к употреблению такой же, как и фруктов. Можно заготавливать самостоятельно мороженые овощи. Начинается знакомство всегда с одного продукта, новый - вводится только после адаптации к предыдущему.
В овощное пюре не добавляется соль! Овощи и так содержат соединение натрия, к тому же у ребенка не вырабатывается стереотип подсаливания пищи, и он имеет возможность познакомиться с вкусовыми качествами продукта.
Начинается введение овощей с 1-2 столовых ложек, постепенно доводится до 100-200г\сутки (зависит от «возможностей» ребенка). Можно давать ребенку овощи, смешивая с грудным молоком, позже – комбинировать с любимыми фруктами (например: яблоко и тыква, яблоко и кабачок и т.д.), но без добавления грудного молока.
Через 1 неделю после введения овощей в них добавляется растительное масло (кукурузное, оливковое, льняное), начиная с нескольких капель, довести до 1 чайной ложки (5 мл) в день.
Через 3-5 недель после введения овощей в них добавляется вареный желток (в 7-7.5 мес.) перепелиного (лучше, т.к. содержит большое содержание фосфора в хорошем соотношении с кальцием, очень редко вызывает аллергию) или/и куриного яйца.
Перепелиный желток – начиная с кончика чайной ложки, доводя до 1-2 желтков в одно кормление (6-8 желтков в неделю).
Куриный желток – начиная с кончика чайной ложки, доводя до 1\4-1\2-1 желтка в одно кормление (2-3 желтка к году в неделю).
Через 1 мес. одно грудное кормление (вечернее или утреннее, зависит от лактации у матери) полностью заменяется прикормом.
С каш начинают:
1. У детей с плохими прибавками массы тела.
2. У детей, имеющих учащенный стул.
3. У ребенка, не имеющего проявлений рахита.
Если ребенок получал овощи основным прикормом №1, то каши будут являться
Основным прикормом №2.
Учитывая неблагоприятную тенденцию в росте заболеваний кишечника (целиакия), развивающихся из-за непереносимости злаков, при введении в рацион грудного ребенка каш лучше использовать каши без содержания белка-глютена (рис, греча, кукуруза).
*Некоторые врачи рекомендуют придерживаться этой тактики только у тех детей, у которых достоверно имеется целиакия в семейном анамнезе. Но как показывает опыт, к сожалению, количество детей с непереносимостью данного белка резко увеличилось, особенно на первом году жизни. В связи с этим, лучше лишний раз не ставить эксперименты над собственным ребенком: перенесет ли он белок злаков или нет на первом году жизни.
Крупы с высоким содержанием глютена: пшеница, рожь, ячмень.
Крупы со средним содержанием глютена: манная, овсяная.
Каши вводятся во 2-е кормление (в 10-12 часов), если ранее в это время ребенок ел овощное пюре, оно переносится на вечернее время 16-18 часов.
Варятся каши на воде или овощном (фруктовом) отваре без добавления соли и сахара. Если использовать готовые каши, покупаются «безмолочные каши» из одного вида крупы. Можно готовить каши с любимыми овощами и фруктами (например, кукуруза с тыквой, рис с черносливом, греча с яблочком). Можно разводить кашу грудным молоком (тогда без фруктов), безмолочной детской смесью. Соотношение фруктов (овощей) и крупы – 1\1 (с возрастом количество крупы в соотношении увеличивается, есть зависимость густоты каши от стула ребенка).
Если вы не уверены в качестве крупы, ее лучше замачивать или сливать первую воду.
В кашу добавляется сливочное масло (начиная с кончика чайной ложечки, доводя до 5 г – 1 чайной ложки/сутки).
Объем каши постепенно доводится до 100-200 г\сутки, постепенно вытесняя одно грудное кормление.
*Иногда общепринятая схема корректируется. Например дети, которые плохо спят ночью, особенно в сочетании со снижением лактации у мамы во 2-ю половину дня, требуют вечернего кормления кашей. Подвижные дети требуют требуют 2-х разовое кормление кашей.
Введение в рацион основных прикормов может вызывать у некоторых детей жажду, что требует дополнительного введения жидкости (дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, не нуждаются в допаивании). В качестве этого лучше использовать простую кипяченую воду, «слабый» зеленый чай, отвар фруктов и ягод (без добавления сахара!)
Основной прикорм №3.
Имеется ввиду формирование обеда. Для чего в рацион вводится мясо, птица, рыба. У ребенка 1-го года жизни он имеет вид супа-пюре (овощи переносятся с вечера на обед, либо овощной прикорм «разбивается» на обеденный и вечерний прием.
Вид мяса: телятина, свинина, кролик, конина, индейка. Далее (10-12 мес.) – говядина, баранина, белые сорта рыбы (хек, треска, кефаль, камбала). Далее (12-14 мес.) – красные сорта рыбы, кура. Начинают с 5 г, доводят до 70 г к году.
Консистенция: мясное пюре, далее – фрикадельки, далее - паровые котлетки.
Варить мясо лучше на 2-й воде. Лучше использовать парные или охлажденные продукты.
Мясной бульон не используется до 10-12 месяцев. Вводят детям по показаниям, не страдающим аллергодерматитом, не имеющим проблем со стулом (запоров), нуждающимся в стимуляции желудочной и ферментативной секреции.
Таким образом, ребенок 10 месяцев получает 2-3 блюда прикорма в течение дня:
8.00 - грудь матери
10.00 - каша
13.00 - обед в виде супа пюре (овощи+мясо)
16.00 - грудь матери
18.00-19.00 - ужин (овощи или каша)
21.00-22.00 - грудь матери
*Фрукты даются в качестве десертов после основных прикормов или в другое время.
Основной прикорм №4.
Предполагает введение молочных продуктов (кефир, творог), примерно, в 10 месяцев. Педиатрическая школа рекомендует введение творога около 7 месяцев. Учитывая резкий рост детей с аллергией на молоко, а также изменение кислотно-щелочного состояния и воздействие чужеродного белка на почки ребенка, от введения молочных продуктов до 10 месяцев лучше воздержаться. Цельное молоко не рекомендуется вводить в рацион ребенка младше 1 года.
Используется кефир заводского приготовления, лучше содержащий культуры бифидо- и лактобактерий (например, «Аистенок», «Бифидо-бактерин»). Можно самостоятельно готовить фруктовые кефиры с добавлением любимых фруктов малыша, но при этом должны строго соблюдаться «стерильные» правила приготовления из свежих продуктов.
Такой кефир должен быть употреблен сразу после приготовления, не подлежит хранению с последующим использованием. Кефир вводится с 1 чайной ложки (5 мл), постепенно доводится до 100-150-200 мл к году (нужно учитывать количество получаемого творога).
Творог вводится, в количестве 50 г к году, начиная с небольших количеств. Творог можно готовить самостоятельно из кефира, молока (используется водяная баня, хлористый кальций), также можно комбинировать с любимыми фруктами ребенка. Творог заводского приготовления для детского питания – «Агуша», «Тема» и т.д.
Примерное меню ребенка 1 года:
8.00 – грудь матери.
10.00 – завтрак: каша (120-150 г), «слабый» чай (компот из свежих фруктов) – 50 мл
13.00 – обед: суп-пюре (либо суп с фрикадельками – мясо 1-1\2 часть от суточной нормы) – 120-150 мл, сухарик (корочка из хлеба с отрубями, либо сушка простая), компот из сухофруктов (свежих фруктов) или жиденький кисель 50 мл.
16.00 – полдник: творожок 50 г, «слабый» чай 50 мл, печенье («Мария», простые галеты).
19.00 – ужин: овощи (изолированно или с добавлением 1\2 сут. нормы мяса) 120-150 г, питье (может быть простая кипяченая вода) 50 мл.
21.00 – грудь матери (либо кефир 50 мл).
*данная схема:
- приведена для наглядной ориентации, как введение прикормов постепенно вытесняет по одному грудному кормлению.
- не учитывает индивидуальных особенностей ребенка (аппетит в разное время суток, количество дневных снов, перечня продуктов, разрешенных для каждого конкретного ребенка с условием переносимости или аллергии, состояние лактации у матери и т.д.).
- «вкрапления» грудных кормлений в меню ребенка могут быть индивидуальными, некоторым детям лучше чередовать прикорм с грудью матери в течение дня).
- примерный объем пищи к 1 году – 1 л, может индивидуально колебаться.
- ночные кормления обязательно сохраняются до 1 года (учитывая максимум выработки пролактина в ночное время).
- густота прикорма регулируется индивидуально с учетом количества прорезываемых зубов и формирования акта проглатывания твердой пищи.
Введение прикормов ребенку. Для думающих мам.
1. Проявите терпение и изобретательность, знакомя ребенка с новыми продуктами. Учтите, что вкусовых рецепторов в полости у ребенка гораздо больше, чем у взрослых. Обладая тончайшим вкусом, ребенок не обязательно составит вам компанию в ваших пищевых пристрастиях. В тоже время помните: «Мы едим, чтобы жить», поэтому обеспечить полноценное питание своему малышу вы обязаны.
2. Не спешите знакомить ребенка с рационом «взрослого стола»! Уделите больше времени приготовлению пищи именно для «детского ротика и животика». Проявите фантазию.
3. Не спешите вводить в рацион ребенка вспомогательные вещества: соль, сахар, перец, глутамат натрия, кетчупы и т.д. Это же оскорбляет вас как хозяйку и творческую личность!
4. Чем раньше вы познакомите своего ребенка с покупными пельменями, сосисками, чупа-чупсами, чипсами, конфетами, пепси-колой (и т.д.), тем раньше вы вместе с ним познакомитесь со стоматологом, гастроэнтерологом, эндокринологом (и т.д.) и узнаете много новых лекарственных препаратов.
5. Остерегайтесь новых модных тенденций в детском и взрослом питании. Мозг человека не зря состоит из двух полушарий, одно из которых «ведется» на новинку, а другое – реально оценивает и анализирует ситуацию.
6. Не спешите быстрее напичкать ребенка самыми полезными продуктами, он же не авоська.
7. Покупая для ребенка «навороченную» ложку, тарелку с музыкой, стульчик с пультом управления, чашку-неваляшку, пуленепробиваемый слюнявчик, мысленно поешьте из такой тарелки и посидите на таком стуле уже в магазине, возможно, ваше решение о покупке изменится.
8. Если вы хотите встречать мужа с работы не в «помятом» состоянии, а с лучистой улыбкой, изумительной прической и сияющими глазам, постарайтесь заманить его в отдел бытовой техники перед введением прикормов ребенку для приобретения блендера (или измельчителя). При длительном использовамнии сита и терки настойчиво болят и окрашиваются в цвет приготавливаемого продукта 1-3 пальцы правой руки (у правшей).
9. Скупая в магазине детское питание фабричного и заводского производства, вспомните, часто ли вы едите покупную тушенку и баночные фрукты и овощи.
10. Если ваш ребенок не пьет самостоятельно из чашки и не владеет ложкой в табличные сроки по «умной книжке», не спешите впадать в депрессию и бежать на консультацию к психологу.
11. Если в доме есть животные, неплохо было бы проследить, чтобы они с ребенком принимали пищу из разных тарелок.
12. Не подкармливайте ребенка «Ферри». Мыть детскую посуду (кстати, индивидуальную) лучше обычным хозяйственным мылом, вытирать отдельным полотенчиком, которое желательно периодически простирывать.
13. Если ваш ребенок использует ложку не по назначению, а вы хотите получать удовольствие от созерцания своей новой кухни или обоев, мысленно ответьте на вопрос, какой темперамент у вашего ребенка. В зависимости от ответа – обеспечьте ребенку «поле для военных действий», либо покажите, «кто в доме хозяин».
14. Если ваш ребенок ежедневно лакомится сырой морковкой, не падайте в обморок от восторга, что вы обеспечили его витаминами на всю оставшуюся жизнь. Читайте литературу, возможно, морковный витамин, который вы так настойчиво предлагаете ребенку, лучше усваивается в присутствии растительного масла или сметаны. А помидоры, например, гораздо полезнее термически обработанные, чем сырые.
15. Перед тем, как расстраиваться, что ваш ребенок медленно переходит к твердой пище и продолжает «давиться» едой с более укрупненными кусочками, загляните ему в рот, чтобы иметь представление о количестве зубов.
16. Вегетарианство… Во время Великого Поста дети, беременные женщины и кормящие матери освобождаются от жестких ограничений.
17. Не забывайте пословицу: что стар, что млад. Существуют некоторые продукты, которые дети еще не переваривают, а пожилые люди уже не переваривают (например, грибы). Прежде, чем угостить своего малыша чем-то «новеньким», прочтите литературу или попросите ваших бабушек и дедушек поработать волонтерами.
18. При прекращении лактации (отучении ребенка от груди) не меняйте «шило на мыло» - не заменяйте ночные грудные кормления сосанием еды из бутылочки. Если ваш ребенок требователен в еде ночью, возможно это означает что: 1) вы его «морите голодом» в течение дня, 2) торопите сроки его взросления, 3) уделяете ему недостаточно внимания днем, 4) являетесь матерью слишком незаурядной личности.
19. И, наконец, мысленно вернитесь в свое детство, вспомните перед собой тарелку с едой и…