Решая свои задачи, специальная методика должна располагать необходимыми методами исследования. Как педагогическая отрасль знаний специальная методика русского языка в своем развитии (с целью накопления новых фактов, их обобщения и создания на этой основе практических выводов, относящихся к разным сторонам, элементам и факторам педагогического процесса) может использовать все многообразие психолого-педагогических методов научного исследования:
а) изучение учебной деятельности детей и педагогического
мастерства учителей с помощью наблюдений за ходом педагогического процесса на уроке, путем индивидуальных бесед с педагогами и учениками, а также анализ письменных работ учащихся;
б) исследование речевых навыков, степени их сформирован
ности, выяснение объема знаний учащихся при изучении ими
языка с помощью специальных заданий (тестов), воссоздающих
структуру навыка, умения, знания;
в) экспериментальное обучение, в котором проверяются и оцениваются те или иные изменения, внесенные в процесс формирования речи, изучения языка как предмета;
г) анализ и обобщение существующего опыта обучения в специальной школе, особенно всего того, что позволяет учителю формировать и развивать умения, навыки, знания учащихся, повышать эффективность методических средств.
Особенности применения этих методов определяются содержанием изучаемых закономерностей. В связи с этим в методические исследования может и должен быть вовлечен весь арсенал экспериментальных средств и принципов анализа полученных материалов, которыми располагают логопедия, психология (особенно психология речи). Правильной постановке исследований в области специальной методики русского языка должны служить общие методологические установки в подходе к речи как деятельности, обладающей социальными функциями, и к языку как средству общения.
В настоящее время в связи с практической проверкой первой специальной школьной программы по русскому языку (1980) развертывается работа, которая должна дать новые материалы для методики обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Итак, характеризуя специальную методику русского языка, можно отметить, что это педагогическая отрасль знаний, входящая в дефектологию как одна из частных дидактик. Свои теоретические основы она формирует, используя материалы психологии, лингвистики, дидактики; она возникла и развивается в тесной связи с логопедией и методикой русского языка массовой школы, близка им по прикладной направленности, но имеет свой предмет изучения, свои задачи.
Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида – педагогическая дисциплина, которая исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и приемы обучения русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) |
Предмет исследования – процесс обучения русскому языку детей с ТНР | |
Цель: формирование устной и письменной речи как средства общения, как средства овладения школьными знаниями, умениями и навыками. | |
Объект исследования – учебные планы, программы, учебники, организационные формы и закономерности обучения русскому языку школьников с ТНР | |
| |
| Задачи: - определение содержания и объема русского языка как учебного предмета и распределение его по годам обучения в школе для детей с ТНР;
- изучение процесса формирования знаний, умений и навыков чтения, письма и правописания у школьников с ТНР. Выявление тех программных разделов, в овладении которыми они испытывают трудности;
- разработка эффективных путей и средств, способствующих преодолению этих трудностей, овладению знаниями по русскому языку на уровне современных требований, а также общему развитию учащихся;
- поиск и внедрение методов и приемов, направленных на решение через урок русского языка воспитательных задач
| |
|
| Методы исследования: § изучение и анализ учебно-методической общей и специальной литературы § изучение, анализ и обобщение передового опыта педагогов § педагогический эксперимент (естественный и лабораторный) § наблюдение за процессом обучения учащихся с ТНР русскому языку § изучение детских работ и документации | |
|
| Науки, оказывающие наибольшее влияние на развитие методики русского языка: логопедагогика, логопсихология, лингвистика, психолингвистика, физиология и патология органов речи, методика начального обучения русскому языку для массовых школ | |
Русский язык как учебный предмет
в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями зрения.