А.Ф. Амиров – зав. кафедрой педагогики и психологии, д.п.н, профессор
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения
с курсом менеджмента сестринского дела
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой, профессор _____________Н.Х. Шарафутдинова 30 марта 2012г. |
Дисциплина: общественное здоровье и здравоохранение | Специальность: 060101 (65) «Лечебное дело» форма обучения: очная Курс: 4 Семестр: 8 |
Методические указания для студентов
по выполнению реферата
Уфа 2012
УДК 614.2.(076)
ББК 51.1 (2)
М 54
Методические указания для студентов по выполнению реферата составлены на основании типовой программы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» (Москва, 2006г.), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта II поколения (2000г.), специальности 060101(65)–«Лечебное дело» и рабочей программой дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной в 2012 г. КНМС БГМУ.
В указаниях излагаются методика написания и требования к выполнению реферативной работы. Методические указания предназначены для студентов лечебного факультетов.
Рецензенты:
Т.Р. Зулькарнаев – зав. кафедрой общей гигиены, д.м.н., профессор
А.Ф. Амиров – зав. кафедрой педагогики и психологии, д.п.н, профессор
Составитель:
М.А. Шарафутдинов – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, протокол № 11 от «30» марта 2012г.
Актуальность.На современном этапе подготовки врачей любой специальности всё большее значение приобретают формы и методы, максимально приближающие учебный процесс к научному поиску с акцентом на самостоятельную работу студента.
Реферативная работа, отражающая уровень общетеоретической подготовки, позволяет активно развивать творческое мышление студента, формирует основные навыки исследователя, вырабатывает умение анализировать данные литературы и результаты собственных исследований.
Целью выполнения реферата является:
– углубить и расширить знания по данной дисциплине;
– развить умение анализировать, обобщать, делать выводы и давать рекомендации;
– научить студента применять полученные знания для решения задач практического здравоохранения;
– приобретение необходимых навыков организаторской и аналитической деятельности;
– приобщать студентов к научно-исследовательским работам, выполняемым в вузе.
Студент должен знать актуальные вопросы по общественному здоровью и здравоохранению, методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления, вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению, основные задачи по укреплению здоровья населения
Для формирования профессиональной компетенции студент должен уметь организовывать и проводить социально-гигиеническое исследование по изучению здоровья населения, деятельности отдельных учреждений здравоохранения и разрабатывать конкретные мероприятия по укреплению здоровья и улучшению деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Реферат выполняется студентами на 4 и 5 курсах обучения, защита реферата проводится до экзаменационной сессии. Оценка при защите является составной частью экзаменационной оценки.
В ходе выполнения реферата студент обязан:
– изучить литературу по теме;
– изложить современное состояние вопроса в виде обзора литературы за последние годы;
– составить план и программу исследования;
– выбрать адекватные методы обработки и анализа материала по теме;
– сделать заключение и разработать рекомендации;
– оформить и защитить реферат.
Выделяются следующие этапы выполнения реферата:
– определение темы
– составление плана и программы;
– поиск литературы и оформление обзора литературы;
– оформление работы;
– защита.
Реферат оформляется в соответствии с ГОСТом 7.32-91 (отчет о научно-исследовательской работе). В нем содержатся следующие разделы.
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Общая часть
5. Обзор литературы
6. Специальная часть
6.1. Описание базы и объекта исследования
6.2. Описание плана исследования (объект исследования, его характеристика по охвату, по времени исследования, обоснование необходимого объема наблюдения, единица наблюдения и ее характеристика)
6.3. Составление программы сбора материала (анкета, карта выкопировки)
6.4. Составление программы обработки материала (макеты таблиц, используемые графические изображения)
6.5. Составление программы анализа материала (используемые методы статистики, относительные, средние величины, стандартизованные показатели, оценка достоверности)
6.6. Заключение, выводы, предложения.
7. Список использованной литературы
8. Приложение: первичные формализованные носители информации (анкеты, карты выкопировки), разработанные самим студентом.
Тема реферата должна удовлетворять следующим требованиям:
– отвечать задачам теоретической и практической подготовки специалиста;
– учитывать запросы практического здравоохранения;
Тема реферата должна содержать элементы научного исследования, включая освоение методик, разработку плана и программы (программа сбора, обработки, анализа) анализ и заключение. формулировка не должна дублировать название разделов учебника или руководства к практическим занятиям. При выборе темы учитывается заинтересованность
Тема должна быть конкретной. Её студента, он может предложить свою тему работы.
1. Титульный лист оформляется соответственно образцу, представленному в приложении № 1, заглавие работы определяется названием темы индивидуального задания.
2. Оглавление включает название разделов работы с указанием страниц по тексту в последовательности плана – обычно достаточно 1 стр.
3. Во введении раскрывается актуальность избранной темы, цель и задачи исследования, ожидаемые результаты и их ценность. Объем введения составляет, как правило, 1-2 страницы.
4. Общая часть. Анализируются основные показатели деятельности учреждения, которое является базой практики: поликлиники, стационара, женской консультации, роддома и др.:
4.3.1. Структура, мощность, штаты
4.3.2. Показатели работы поликлиники (средняя численность населения на участке, показатели диспансеризации, в том числе дополнительной диспансеризации по Национальному проекту «Здоровье», уровень заболеваемости общей и первичной по обращаемости, показатели деятельности врача-участкового терапевта и педиатра).
4.3.3. Показатели работы стационара (структура коечного фонда, среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания на койке, оборот койки, летальность, частота расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов).
4.3.4. Полученные показатели за последний отчетный год представить в виде таблицы
4.3.5. Выводы.
Информацию для этого раздела можно взять в оргметодотделе (кабинете) лечебно-профилактического учреждения.
5. Обзор литературы должен содержать логичное рассмотрение различных аспектов темы исследования, выделяются основные теоретические и практические положения. Раздел не должен представлять беспорядочное изложение точек зрения различных авторов. Желательно использовать монографии и статьи из соответствующих журналов, сборников научных трудов за последние 3-5 лет. Ссылки на учебники, учебные пособия, методические указания и служебные материалы не приводятся. В резюме выделяются дискуссионные вопросы и намечаются пути их решения. Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научных библиотек, библиографических справочников и указателей литературы в книгах, статьях, обзорах, интернетресурсах. В результате изучения литературы должно сформироваться представление о современном состоянии вопроса, устанавливаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи. Объем обзора литературы составляет 5-7 страниц.
6. Специальная часть
6.1. Методика и материал исследования
Студент по выбранной теме составляет план и программу предстоящего исследования, в т.ч. уточняет цель и задачи исследования, обосновывает метод и вид наблюдения, которые позволяют достичь поставленной цели.
6.2. Оформляет выводы и предложения для практического здравоохранения
Объем раздела составляет 9-10 страниц.
7. Список использованной литературы
Указатель литературы должен содержать не менее 5-6 источников (монографии, периодические издания) за последние 3-5 лет. Источники литературы располагаются в алфавитном порядке по начальным буквам фамилии первого автора.
Описание каждого источника литературы имеет следующую последовательность:
– фамилии, инициалы авторов книг и статей;
– название статьи;
– название книги или журнала;
– год издания, том, выпуск (для журналов – номер журнала), страницы от … до …
В список литературы включают только те источники, которые использованы в работе (в тексте, таблицах, графических изображениях).
Приводя в тексте реферата данные литературы, необходимо в скобках указать вначале инициалы, затем фамилию автора и год публикации.