Направление 5. Эколого-краеведческое
Цель:Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Задачи:
-воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
-формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
-развитие таланта и способностей как особой ценности;
-активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
-формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
-содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
-усиление роли дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
-вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
-ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. жизнь;
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
- введение основ экологического образования;
-осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
-разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс | Воспитательная работа |
- Научный уровень информации -Системность излагаемой информации - Интеграция предметных знаний -Экологизация теоретического учебного материала - Практические работы, проектная деятельность учащихся | -Тематические недели; - Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фоторабот, викторины; - Просветительская работа с учениками и родителями; -Практическая работа на территории школы и посёлка: субботники, высадка саженцев; -Участие в акции «Чистый поселок». |
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения | Задачи | Ключевые понятия | Ведущий вид деятельности |
Начальная школа | Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни | Правила экологической безопасности. Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам. Забота об окружающей среде. | Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией «учусь экологическому мышлению» |
Основная школа | Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления | Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право. Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. | Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции «учусь управлять собой или моя экологическая культура» |
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой; воспитание гуманистического отношения к людям; формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей; воспитание экологической грамотности. | тематические классные часы, посвященные проблемам экологии; экологическая акция «Чистый пруд»; организация экскурсий по историческим местам района; посещение историко-краеведческого музея; экологические субботники; классные часы «Школа экологической грамотности»; организация и проведение походов выходного дня; участие в экологических конкурсах; дни экологической безопасности; День птиц; участие в районных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии; участие в по благоустройстве территории; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
-тематические классные родительские собрания;
-совместные проекты с родителями «Школьный двор», конкурс «Кормушка»;
-участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
-привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
Планируемые результаты:
-ценностное отношение к природе;
-опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-опыт участия в природоохранной деятельности в школе , на пришкольном участке, по месту жительства;
-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Модуль «Я и культура»