Современные условия преподавательской деятельности в вузе

Рахимова Т.А.,

ФГОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»,

г. Томск, Россия

Pedagogical knowledge is a very open system with access to all human activities. In its turn, the technical knowledge has a powerful synthetic potential. To a considerable degree, this is linked with social and socio-pedagogical directivity of its object – technology penetrating with all its aspects in the society.

Основой эффективной реализации новой концепции высшего образования выступает кадровое обеспечение научного потенциала вуза. Такая политика призвана обеспечивать мобильность использования научных кадров одновременно и в сфере образования, и в развитии самой науки. М.Н. Берулава, обосновывая современные приоритеты организации исследовательской работы в педагогическом вузе, выделяет три положения: гуманизацию и гуманитаризацию образования, подготовку молодых научных кадров и внесение в преподавание исследовательских методов обучения и воспитания студентов [2,С.4].

Мы в данной статье сосредоточимся на изучении образовательной политики вуза, которая определяет условия реализации исследовательского подхода в обучении и воспитании. Она призвана соединить перспективы развития фундаментальной науки, обновления высшего образования на основе его педагогизации, психологизации и культурологизации, прогнозирования роста профессиональной подготовки студентов и преподавателей. Образовательная политика исходит из новой научной идеи или концепции, которая определяет всю жизнедеятельность вуза.

Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и профессорско-преподавательского состава.

Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемому в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей.

Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:

- включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;

- создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;

- совместная научно-исследовательская работа;

- совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;

- участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы») [1,С.2].

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения.

Необходимость обеспечения педагогической компетентности преподавателя технического вуза во все большей степени осознается как в России, так и за рубежом. В Федеральной программе развития образования подчеркивается важность поддержки и дальнейшего развития высшего послевузовского и дополнительного профессионального образования в целях повышения качества и уровня подготовки специалистов. Известно, что качественно новый уровень подготовки высококвалифицированных специалистов в реформируемой высшей школе определяется, главным образом, составом преподавателей. От их научно-педагогической квалификации, в первую очередь, зависит формирование нового поколения специалистов - образованных, воспитанных, с высоким уровнем культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособных в изменившихся политических и социально-экономических условиях.

Педагогической науке и практике обучения и воспитания будущих специалистов не вырваться из застоя без установления взаимосвязи с другими науками, в частности, естественными и техническими. Новое в познании появляется чаще всего на стыке наук. И сегодня главное - найти такие узлы межнаучной связи, чтобы каждый преподаватель вуза имел доступ к информации любой науки для принятия конкретного решения. Вузовская подготовка будущего специалиста не в состоянии сформировать универсала. В то же время нельзя далее мириться с традиционным параллелизмом институтских дисциплин. Нужны новые научные конструкции межпредметных, межцикловых знаний, которые существенно повысят качество подготовки специалистов, в том числе и педагогических кадров.

Интеграция знания социально обусловлена изменениями в сфере науки, образования, техники, технологии, экономики производства. Эти процессы вызывают необходимость адекватных изменений в формировании содержания подготовки преподавателей высшей школы. Представляется очевидным выделение в структуре технического знания (наряду с естественным, социальным) и технико-педагогического - как разновидности социально-технического знания.

В реальной практике интегративный подход в проектировании междисциплинарных знаний реализуется недостаточно. Тенденция же к интеграции наук наряду с дальнейшей их дифференциацией неизбежна.

Интеграция содержания технического и гуманитарного образования в техническом вузе активно изучается, апробированы и опубликованы некоторые технологии её реализации. Однако в повседневной образовательной практике проблема объединения усилий преподавателей различных дисциплин и укрепления межпредметных связей остаётся. Кафедры предпочитают работать самостоятельно и не очень- то стремятся к сотрудничеству, тем более, что это требует временных и интеллектуальных затрат. Преподаватели иностранных языков изучают программы специальных и общепрофессиональных курсов и стараются подбирать учебные материалы соответствующей тематики, с целью:

- предоставления студенту дополнительной информации по теме;

- закрепления знаний умений и навыков методом повторения;

- снижения нагрузки за счёт понятного содержания;

- мотивации студентов с помощью новой интересной информации по уже знакомой теме.

Это, чаще всего, односторонняя попытка концентрации научного и/или практического знания, не может быть определена как интеграция, поскольку выбор тем основывается, как правило, не на потребности с точки зрения специального предмета, а скорее, на возможностях и интересах преподавателя иностранного языка. Мы выбираем то, что, по нашему мнению, важно и интересно, не советуясь с преподавателями других дисциплин. Подобная работа, требующая времени и усилий, не может быть столь же эффективной, как в случае сотрудничества выпускающих и непрофильных кафедр. Большинство преподавателей вузов осознают и понимают проблему, хотели бы её решить. По нашему мнению, первым препятствием является то, что мы говорим «на разных языках». Общим для нас должен стать язык педагогики, но, в отличие от преподавателей иностранных языков и некоторого количества преподавателей общекультурных и общепрофессиональных дисциплин, преподаватели выпускающих, профильных кафедр изучали педагогику самостоятельно или на курсах. Опытные преподаватели технических и точных дисциплин, заинтересованные в успехе своей педагогической деятельности, понимают этот язык и владеют терминологией, но что касается технологий, методик, уровень владения информацией по этому вопросу у опытных и молодых преподавателей в равной степени недостаточный. Мы пришли к необходимости педагогической подготовки преподавателей технических вузов, как одному из основных этапов реализации интеграции содержания образования.

Таким образом, основным препятствием для эффективной интеграции (межпредметных связей) является практически полное отсутствие межкафедральных, междисциплинарных дискуссий. Необходимо предоставить преподавателям действующую на постоянной основе площадку для обмена опытом и обсуждения проблем. Наиболее удобной формой является семинар.

Методические комиссии факультетов имеют возможность не только отслеживать состояние методической работы, но выявлять проблемы содержательного и технологического характера с целью определения темы очередного семинара. Теоретическую поддержку обсуждения можно поручать специалистам в данном вопросе как работающим в вузе, так и приглашённым, например, из педагогического вуза. Подобное сотрудничество обоюдополезно так как даёт педагогам-теоретикам информацию из первых рук об актуальных проблемах высшего профессионального образования. Результатом семинара может быть набор рекомендаций или совместные тематические разработки преподавателей специальных и общенаучных/общекультурных дисциплин.

Библиографический список:

1. Исследовательская деятельность преподавателя вуза как фактор реформирования высшего образования. http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/6/gl2_p2.html

2. Берулава М.Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с.

Наши рекомендации