Требования к оформлению библиографического списка
Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки.
В первой части списка перечислите источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий.
Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.
Во второй части перечислите в алфавитном порядке авторов или названия книг, статей, справочно-информационные издания. После описаний на русском языке помещают описания источников на иностранных языках. Работы русских учёных, опубликованные на иностранном языке, помещаются в «иностранной» части списка.
Устные источники описываются так: «Воспоминания. Яковлев В.Ф. 1938 г. р., село Темра Шарыповского района».
О картографическом источнике, из которого получены сведения, сообщаются следующие данные: название карты или атласа, для многолистных карт - номер листа, для атласа - страница, место и год издания, для рукописных карт - год составления, автор карты. Для карт, хранящихся в архиве, указываются также название архива, название и номер фонда, номера описи, дела, единицы хранения.
Помните, что если не указан источник, приведенные сведения лишаются практической ценности, поскольку нет возможности убедиться в достоверности информации.
Правила оформления библиографических списков.
• Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).
Например: Список литературы и источников.
Воспоминания.
1. Аникеев С.Р., 1930 г.р. с. Береш Шарыповского р-на Красн. Кр.
2. Борисов Н.Е., 1923 г.р. с. Скворцово Шарыповского р-на Кр. Кр.
3. Гультов С.Б., Раскопки поселения Ашпыл – археологический отчёт 1985 года, Москва, 1987, стр. 237.
4. ГАКК, фонд «Решения сельских сходов в 1985-1990 г.г.», оп.45, д.58, л.12.
5. Плотность населения. Народы.- Атлас Красноярского края и Республики Хакасия – стр. 48; Новосибирск, 1994.
6. Рукописная карта Шарыповского района, составил Романов М.Ю., с. Берёзовское, 1962
Литература
1. Балашов Д.М. Как собрать фольклор. Москва,1971.
2. Вадецкая Э.Б. К методике определения первоначального положения погребённого в могиле – в кн.: Археология Южной Сибири. Кемерово, 1980.
3. Комиссаренко А.Н. Город Шарыпово. Шарыпово, 1993.
4. Комиссаренко А.Н. Поэзия шарыповской земли. Топонимический словарь. Шарыпово, 1999.
5. Проблемы устной истории в СССР // Материалы I-й научной конференции в г. Кирове 28-29 ноября 1989 года. Киров, 1990.
6. Спатов Н. Что может вузовская наука? // Учительская газета – 1985, 2 июля.
7. Чубаров Л. Игры детворы республики Саха // Воспитание школьников - №5, 1994.
8. Messerschmidt D.G. Forchungs-reise durch Sibirien 1720-1727. Berlin,1962.
IV. Представление на рецензирование и защита работы.
Завершающим этапом выступает представление работы на рецензирование и публичная защита.
Научный руководитель оценивает содержание работы, проверяет соблюдение требований к ее оформлению и дает письменный отзыв-рецензию, где указывает актуальность и глубину анализа проблемы, объективность относительно поставленных задач, методов исследования и достоверность результатов, соответствие требованиям к стилю и оформлению работы, степень самостоятельности обучающегося, дает характеристику его исследовательским навыкам и аналитическим способностям.
Для допуска на конкурсную открытую защиту работы рецензируются. Рецензия представляет собой письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений, обобщенную аргументированную оценку, выводы о значимости работы (см. приложение 2).
С учетом замечаний руководителя и рецензента обучающийся приступает к подготовке защиты работы. Продумывает содержание своего выступления, составляет его текст или план-конспект, готовит наглядные материалы.
Главная задача докладчика – интересно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования. Докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, тогда вся работа становится более понятной. Не надо читать весь доклад на конференции! Регламент выступления обычно – 7-10 минут. За это время надо рассказать о сущности изучаемой тобою темы, о целях и задачах, которые ты поставил перед собой, о том, какие материалы тебе удалось найти и о выводах и доказательствах, которые ты получил.
А если просто прочитать свою исследовательскую работу, стараясь уложиться в отведённое время, интерес слушателей будет невысок, т.к. получая массу информации, трудно запомнить и сориентироваться в теме исследовательской работы.
Не забывай, что выступление на конференции и вообще перед любой аудиторией должно быть эмоциональным, образным, выразительным. Монотонное и скучное выступление быстро утомляет слушателей.
Поэтому надо помнить, что обязательными компонентами при публичной защите работы являются:
- краткое выступление обучающегося по содержанию работы;
- ответы на вопросы, поставленные членами комиссии и другими присутствующими при защите лицами;
- обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие;
Решения конкурсной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим. Научно-исследовательская работа учащихся оценивается по следующим показателям:
- актуальность и обоснованность выбора темы, ее новизна;
- вклад автора в исследование темы;
- содержательность работы, ее источниковая база;
- полнота раскрытия темы, умение пользоваться научно-справочной литературой;
- обоснованность теоретических и практических выводов;
- соблюдение структуры работы по Положению;
- логичность изложения, умение делать обобщения, выводы;
- оформление работы (титульный лист, библиография, наличие приложений с иллюстрированным материалом, аккуратность, грамотность);
- качество выступления;
- глубина и полнота ответов на вопросы присутствующих.
Вприложении № 3 приводим критерий оценки при защите исследовательской работы.
Вприложении № 4 приводим краткую памятку краеведу-исследователю «Тринадцать заповедей» составленную председателем секции «Литературное краеведение» Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ Галиной Викторовной Великовской.
В данном методическом пособии приводится список литературы, которая пригодится юным исследователям.
Итак, в путь! Успехов и твёрдости в достижении цели!
Список рекомендуемой литературы
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагогического исследователя. - Самара: Издательство Сам ГПИ, 1994.
Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. - М.: Педагогический поиск, 1996.
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном
учреждении. 2-е изд. - М., 1998.
Юрьев В. М. Абдукаримов В. И. Диссертационная работа: методика написания, порядок оформления, подготовка и процедура защиты: Учебно-методическое пособие для соискателей ученых степеней. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
Андреев Г.И. Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: Учебное пособие для аспирантов. - М., 2003.
Приложение № 1
Список архивной службы Московской области
Главное Архивное Управление Московской области
117452 г. Москва, ул. Азовская, д. 17
Петров Петр Михайлович -начальник Главного архивного управления
Телефон / факс 318-03-64
Ромашин Игорь Евгеньевич -первый заместитель начальника
Главного архивного управления
Т. 318-03-19
Клестов Владимир Павлович -заместитель начальника
Главного архивного управления
8(499) 610-59-75
Бороздина Галина Васильевна - зав. отделом координации и контроля деятельности архивных учреждений
8 (499) 610-59-75
Баркова Валентина Ивановна - зав. отделом формирования Архивного фонда Московской области
8 (499) 610-87-61
Кондратова Людмила Юрьевна - зав. отделом организационно-правовой работы
8 (499) 610-59-75.
Кривошеина Ольга Николаевна -зав. планово-экономическим отделом
Телефон/факс: 8-499-794-21-54.
ГОСУДАРСТВЕНННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГУМО ЦГАМО)