Надо действовать по принципу: «здесь, сегодня, сейчас». Не откладывать решение творческой задачи «на потом», не медлить, не лениться, а смело устремляться навстречу препятствию
По этому поводу очень точно высказался Л. Леонидов, описывая свой опыт работы со студентами Гитиса: «У нас часто говорят: «Позвольте, я еще не успел, чего-то не сделал, у меня это дойдет, я это сделаю, я об этом потом подумаю». Нет хватки, нет быстроты, нет сообразительности, нет быстрого разрешения предлагаемых обстоятельств. А если это надо моментально сделать? Лошадь,
которая берет барьер, подходит к нему и сразу перепрыгивает, а если она начинает около барьера танцевать, то она его не перепрыгнет.»*
Говоря о воображении мы, по мнению психологов, должны оперировать понятиями «легкость», «гибкость», «оригинальность». Необходимо разобраться, что это такое, как эти качества проявляются при выполнении заданий тренинга.
Легкостьпроявляется в скорости выполнения упражнения. За один и тот же промежуток времени кто-нибудь из участников тренинга может придумать несколько решений творческой задачи, тогда как все остальные только по одному. Это говорит о легкости работы его воображения, но еще не свидетельствует о его качестве.
Гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие. На вопрос: «Сколько употреблений можно придумать для жестянки из-под консервов?», выполняющий задание называет кастрюлю и чашку. При оценке легкости это два разных ответа. Но и кастрюля, и чашка - сосуды, в которые наливают жидкость. Значит, при оценке гибкости ответы учитываются как один, поскольку здесь нет переключения с одного класса объектов на другой. Ведь можно придумать, к примеру, такие применения консервной банке - музыкальный инструмент - маленький барабан, шкатулка, игрушечный кораблик, плафон для электролампочки, новомодная сумочка и т.д.
Оригинальностьоценить труднее всего. В психологии оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе (участники одной тренинговой группы). Важна уникальность, неповторимость решения. Но «оригинальной» может быть и бессмыслица, и безвкусица. Против отождествления оригинальности с художественным произволом и пустым манерничаньем выступал В.Ф. Гегель. Он считал, что подлинная оригинальность одушевлена глубочайшим человеческим содержанием, уникальностью личности художника и уже, как следствие, самобытностью его приемов деятельности, формы выражения.
Надо помнить, что о творческом потенциале личности следует судить очень осторожно. Ни одна методика, ни один критерий оценки не может быть возведен в абсолют и являться решающим. Психологи, изучавшие творческие процессы, пришли к выводу, чтоинтенсивная творческая мыслительная деятельность развертывается обычно при особом стимулировании эмоционально - волевой активности субъекта. Например, в экстремальной ситуации, или в момент каких-то сугубо личных переживаний, или... словом, «тайна сия велика». как, когда, в результате чего приходит озарение, наверное, никогда не будет понято до конца.
* - Леонов Л.М. Воспоминания, стать, беседы, переписка... -М., 1960 - с 455
Таким образом, если силы творца не будет мобилизованы, то и нельзя обнаружить творческий потенциал. Тренинг не всегда может стимулировать такую активность. Но дело не только в этом. многие талантливые люди отличаются тем, что дают решение даже волнующих их проблем не сразу, а через какой-то период времени. Такую, как бы задержанную реакцию, французы называют «остроумие на лестнице».
Надо учитывать также, что способности развиваются в процесс достаточно длительного, системного и комплексного обучения. Ни один вид тренинга, даже самого эффективного, не может заменить чтения художественной литературы, влияющего на развитие воображения, самостоятельной работы студента. Самый верный путь анализа способностей - это выявление динамики успехов в процессе обучения. Не отрицая правомерности количественной характеристики способностей, необходимо подчеркнуть, что главное - их качественное своеобразие.
При разработке тренинга нами были использованны некоторые механизмы синектики , предназначенные для оптимизации творческих процессов.* Слово «синектика» образовано от греческого корня, оно означает соединение различных элементов. Теория синектики применяется при объединении различных индивидов в группу и сознательного использования подсознательных психологических механизмов, имеющихся в человеческой творческой деятельности. Механизмы синектики увеличивают вероятность успеха, когда необходимо творчество . они как бы увлекают человека в психологическое состояние, благоприятное для творчества.
Синектический процесс включает: