Вторая (эмпирическая) глава

1.Эмпирическая часть исследования, которая предполагается в курсовых работах на 3 курсе, направлена на сбор и анализ данных по проблеме и/или разработку модели, программы, методики в области начального образования.

Для прояснения вопроса о том, как будет организовано эмпирическое исследование, какова его логика, целесообразно в начале второй главы описать его основные этапы. Например:

1) Проведение пилотажного исследования с целью подтвердить актуальность проблемы адаптации первоклассников к условиям школы (на этом этапе проводится, как правило, социологическое исследование – например, сбор данных о количестве первокурсников с проблемами в адаптации к условиям вуза) (не является обязательным, но в случае проведения можно выделить отдельный параграф 2.1. или объединить с констатирующим исследованием).

2) Констатирующее исследование (планирование, включая разработку модели диагностического обследования, проведение первичного диагностического обследования, изложение его результатов и их обсуждение – интерпретация) (п. 2.1.).

3) Разработка, модификация модели, программы, методики (например, с учетом психологических особенностей выборки испытуемых) или ее адаптация к конкретным условиям (например, к условиям конкретного ОУ).Или (в зависимости от типа исследования) разработка практических рекомендаций для определенных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, самих учащихся).

4) Апробация модели, программы, методики(то есть проведение собственного формирующего эксперимента).

5) Контрольное обследование(вторичное диагностическое обследование)и оценка результативностиформирующего эксперимента – опыта апробации модели, программы, методики.

2.В работах типа «Исследование» к «исследованию» предъявляются более жесткие требования по объему выборки, широте ее охвата (количество исследуемых признаков), глубине интерпретации, методам обработки результатов (обязательны статистические методы). Как правило, работы такого типа включают выявление зависимостимежду переменными или влияния одного фактора (группы факторов) на другой фактор (группу факторов), что также предполагает использование статистических методов анализа.

3.В работах типа «Теоретико-практический анализ опыта работы»исследование отличается от рассмотренной выше схемы и представляет собой описание опыта работы(например, опыт воспитательной работы преподавателей … г. Тюмени)по некоему алгоритму, принятому или разработанному автором в теоретической части исследования (например, содержание, задачи, формы, методы; социальный аспект работы, педагогический аспект работы).

Содержание основных этапов эмпирического исследования и соответствующих параграфов.

Рекомендуется содержательная формулировка названий параграфов второй главы. Например, 2.1. «Актуальное состояние и уровень адаптации первокурсников к условиям вуза».

1) Констатирующее исследование (планирование, включая разработку модели диагностического обследования, проведение первичного диагностического обследования, изложение его результатов и их обсуждение – интерпретация) (п. 2.1.).

Планированиеэмпирического исследования предполагает «перевод» теоретических понятий в конкретные исследовательские переменные, подбор методов и методик исследования и обработки полученных данных, определение выборки участников исследования, определение места и условий его проведения. Включает составление модели констатирующего исследования(модель вариативна, но обязательно должна отражать содержание исследования). Например:

Таблица 1

Модель диагностического обследования

(с целью выявления и оценки актуального состояния

Наши рекомендации