Карта наблюдения за учебно-профессиональной деятельностью учителя иностранного языка

Наименование профессиональ- ных умений Содержание профессиональных умений Наличие умения (+)
Умение реализовать конструктивно-планирующую функцию -умение формулировать цели урока иностранного языка; -умение обозначить задачи урока; -умение конструировать этапы урока, исходя из сформулированных целей и задач; -умение отбирать учебный материал, руководствуясь уровнем коммуникативной компетенции учащихся и степенью трудности языкового материала; -умение подбирать оптимальную систему упражнений для решения поставленных задач; -умение прогнозировать и предупреждать интерференцию; -умение моделировать учебно-коммуникативную деятельность каждого учащегося; -умение использовать инновационные технологии обучения иностранным языкам.  
Умение реализовать организаторскую функцию -умение нацелить учащихся на активную учебно-познавательную деятельность в течение всего урока; -умение использовать вербальные средства воздействия с целью вовлечения учащихся в учебную работу; -умение использовать невербальные средства воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу; -умение подбирать рациональные виды работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; -умение управлять мотивационной сферой учащихся в течение всего урока; -умение своевременно реагировать на изменение отношения отдельных учащихся к уроку; -умение использовать разные формы работы (фронтальную, групповую, индивидуальную); -умение организовать самостоятельную работу учащихся в классе и дома; -умение рационально использовать учебные пособия и классное оборудование; - умение вести четкие и аккуратные записи на доске; -умение организованно и вовремя начать урок; -умение логически, организованно и вовремя закончить урок; -умение поддерживать дисциплину в классе в течение всего урока.  
Умение реализовать коммуникативно-обучающую функцию -умение давать ясные и полные исходные указания по плану урока; -умение ясно и доступно объяснять новый учебный материал; -умение актуализировать имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки; -умение устанавливать логико-смысловые связи между ранее изученным и новым учебным материалом; -умение соблюдать логическую последовательность работы над учебным материалом; -умение выбирать методы и приемы работы с учетом возрастных особенностей учащихся; -умение дифференцированно подходить к отбору методов и приемов работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся; -учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся; -умение подбирать занимательный материал для стимулирования любознательности и интереса учащихся; -умение проводить объяснение нового учебного материала с расчетом на самостоятельный творческий поиск учащихся; -умение ставить перед учащимися посильные проблемные вопросы и познавательные задачи;  
  -умение включать всех учащихся в решение познавательных и мыслительных задач; -умение побуждать учащихся к самостоятельной постановке познавательных вопросов; -умение поощрять самостоятельный выбор учащимися посильных познавательных задач; -умение побуждать учащихся к самостоятельным дополнениям, решениям, высказываниям; -умение формировать у учащихся мыслительные приемы работы (сопоставление, генерализацию, выделение значимых признаков и т.п.); -умение обучать учащихся рациональным приемам решения мыслительных задач4 -умение устанавливать и поддерживать атмосферу партнерства на уроке; -умение передавать учащимся собственную коммуникативную активность посредством вербальных и невербальных стимулов; -умение стимулировать коммуникативные интенции учащихся; -умение создавать условно-речевые ситуации общения на уроке; -умение создавать подлинно речевые ситуации на уроке; -умение развивать готовность к межкультурной коммуникации.  
Умение реализовать образовательно-воспитательные функции -умение формировать у учащихся положительное отношение к иностранному языку; -умение создавать эмоционально-положительное отношение учащихся к иноязычному общению на уроке; -умение развивать у школьников интерес к стране изучаемого языка, ее обычаям, нравам, истории, культуре и т.д. -умение воспитывать у школьников уважительное отношение к другим народам; -умение развивать волевые и трудовые качества школьников; -умение осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся; -умение развивать у учащихся речевые механизмы (фонематический слух, имитационные навыки, лингвистическое внимание, мнемические механизмы и т.д.).  
Умение реализовать контрольно-оценочную функцию -умение выбрать адекватный вид контроля (предваряющий, текущий, рубежный, итоговый); -умение выбрать адекватные формы контроля (устный опрос, тестирование, контрольная работа и т.д.); -знание и соблюдение требований контроля (языковые навыки, речевые умения, теоретические знания); -умение объективно оценивать ответы, основываясь на знании нормативных критериев оценки разных видов речевой деятельности учащихся;  
  -умение правильно выбирать стратегию коррекции ошибок в устной речи учащихся с учетом этапа изучения материала, индивидуальных особенностей учащихся, коммуникативной значимости ошибки; -умение определять тип и вид ошибки и причины ее появления в речи учащихся; -умение составлять индивидульно-коррекционные программы; -умение контролировать учебную деятельность всех учащихся одновременно; -умение побуждать учащихся к адекватной самооценке и взаимооценке; -умение обеспечить учащихся своевременной обратной связью; -умение быстро определить область и причину затруднений учащихся и принять меры по их устранению.  

Наши рекомендации