Сластёнин В.А. Общая педагогика. Ч.1-2. М. 2002
Способность, одарённость, талант учителя, Ленинград, 1985.
85-6/6954а
с.6
Способности к организаторской деятельности (по Л.И.Уманскому)
1) Способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их;
2) Практически психологический ум как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально психических особенностей;
3) Способность понимать психологию людей и верно на неё реагировать;
4) Способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей (критичность);
5) Психологический такт – способность установить контакт с другими людьми;
6) Общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей;
7) Инициативность;
8) Требовательность к другим людям;
9) Склонность к организаторской деятельности;
10) Практичность;
11) Самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;
12) Наблюдательность;
13) Самообладание;
14) Общительность;
15) Настойчивость;
16) Активность;
17) Работоспособность;
18) Организованность.
С.14-15 Уровни педагогических способностей
Рефлексивный все три вида чувственности | Проективный |
1. чувство объекта - эмпатия | 1. Познавательные |
2. чувство меры и такта | 2. Проектировочные |
3. чувство причастности – чувственность к своим достоинствам и недостаткам | 3. Конструктивные 4. Коммуникативные 5. Организаторские |
Соответственно этими способностями должен обладать преподаватель, так как нельзя научить тому, чем сам не владеешь.
1) Познавательные способности к исследованию объекта, процессов и результатов собственной деятельности и способов её перестройки на основе этого знания.
2) Проектировочные способности к способам проектирования, отбору и распределению заданий-задач в расчёте на формирование искомых качеств в личности ученика, знаний, умений и навыков, необходимых в его дальнейшей деятельности.
3) Конструктивные способности к способам композиционного построения занятий, которые бы вызвали у учащихся интеллектуальный, эмоциональный и практический отклик.
4) Коммуникативные способности устанавливать с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимодействий на основе завоевания у них авторитета и доверия.
5) Организаторские способности – способности включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдельную личность, побуждение к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
Подход к пониманию целей и задач современного образования (ЮНЕСКО)
1. Научить получать знания (учить и учиться)
2. Научить работать и зарабатывать (учение для труда)
3. Научить жить (учение для бытия)
4. Научить жить вместе (учение для совместной жизни)
ГОСы по педагогике.
Сластёнин В.А. Общая педагогика. Ч.1-2. М. 2002
Объект - явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет- образование, как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах.
Педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, него структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимосвязи со средой как целостное явление.
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Структура педагогического процесса и педагогической деятельности - планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов.
Индуктивно-аналитическая и дедуктивно-синтетическая логики учебного процесса.
Чувственное познание. Абстрактное мышление. Понимание. Осмысление. Обобщение. Применение знаний (практика).
Сократическая беседа.
Догматический метод.
Объяснительно-иллюстративное.
Самостоятельное.
Программирование (по Скинеру).