Раздел 1. Основы исследовательской деятельности
Тема 1.1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности
Предпосылки возникновения и этапы развития науки. Понятие науки и ее характерные черты. Объект и предмет науки. Основные этапы развития науки. Роль науки в современном обществе. Функции науки. Классификации наук. Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура. Научно-технический потенциал и его составляющие. Ученые степени и ученые звания. Научное познание и его формы. Исследователь как субъект научно-исследовательской деятельности.
Тема 1.2 Методология исследовательской деятельности
Уровни научного исследования. Структура исследования. Идея и замысел исследования. Выбор темы исследования. Тема, проблема, актуальность исследования. Цели и задачи исследования. Понятийный аппарат исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Виды гипотез.
Тема 1.3 Методы научно-исследовательской деятельности
Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Общая характеристика методов исследования и их классификация. Всеобщие, общенаучные и частнонаучныеметодыисследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.
Тема 1.4 Источники информации и работа с ними
Понятие информации и ее свойства. Виды информации. Основные источники научной информации (книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронные ресурсы). Документ. Виды научных документов. Поиск и сбор научной информации. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете. Виды переработки текста (план, конспект, тезисы, выписки, аннотация, реферат). Технология работа с информацией по теме исследования.
Раздел 2 Основы проектной деятельности
Тема 2.1 Современный взгляд на проектирование
Понятие проектной деятельности: сущность и основная характеристика. Системный подход к проектированию. Цель проектирования. Последовательность этапов проектирования. Методы проектирования. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Творчество и плагиат. Роль исследований в практической деятельности специалиста.
Тема 2.2 Проект и метод проектов
Типология проектов. Структура проекта. Основные требования к проекту. Ресурсное обеспечение проекта. Формы продуктов проектной деятельности. Индивидуальный проект и его особенности. Структура и этапы выполнения. Проведение исследования по теме ИП.
Тема 2.3 Информационные технологии в проектной деятельности
Использование информационных технологий и Интернет-ресурсов в проектной деятельности. Структура и техника оформления научного документа. Справочно– библиографическое оформление. Требования к содержанию и оформлению ИП. Презентация. Цели презентации. Виды, формы, типы презентации. Критерии оценивания презентации.
Тема 2.4 Публичное выступление и его основные правила
Публичное выступление. Основные правила подготовки публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Требования к докладу. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Логика построения выступления. Критерии оценки выступления. Предварительная защита проета. Публичная защита индивидуальных проектов.
СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся по специальностям (базовая подготовка) составляет: 59 часов; из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся – 39 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 20 часов.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт в форме выполнения и защиты индивидуального проекта.
Тематический план
(базовая подготовка)