Современные классификации учебных проектов
На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
□ практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России);
□ исследовательский проект— исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
□ информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
Q творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;
О ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
По комплексностии характеру контактовпроекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.
По характеру контактовпроекты бывают — внутриклассными, внутришколъ-ными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительностипроекты могут быть:
□ минипроектами — укладываться в один урок или даже его часть;
□ краткосрочными — на 4-6 уроков;
□ недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
□ долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.
По составу участниковпроект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Виды презентации проектов:
О научный доклад,
О деловая игра,
О демонстрация видеофильма,
О экскурсия,
О телепередача, -
О научная конференция,
О инсценировка,
О театрализация,
О игры с залом, О защита на ученом совете, О диалог исторических или литературных персонажей, О спортивная игра, О спектакль, О путешествие, О реклама, •О пресс-конференция и т. п.
Критерии оценки проектадолжны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция учителя:энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
В процессе реализации описанных личностно-ориентированных технологий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индивидуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие необходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.
Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, П. М. Эр-дниев, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Г. С. Альт-шуллер, Н. П. Гузики др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии».
4-1347
Содержание образования и воспитания