Общедидактические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе
Вопросы для обсуждения
1. Специфика педагогического процесса в высшей школе.
2. Общедидактические основы организации учебного процесса в высшей школе: закономерности, принципы, основные подходы к организации обучения.
3. Личностно ориентированный подход в организации вузовского образования.
4. Когнитивная и развивающая модели и технологии вузовского обучения.
5. Проблемное, модульное, контекстное обучение в современной образовательной парадигме.
6. Психологические основы высшего образования. Познавательная деятельность студентов. Формирование учебной деятельности студентов.
7. Самообразование как средство повышения эффективности учебной, научной и профессиональной деятельности будущих специалистов.
Практические задания
1. Сделать по разным источникам презентацию по 1 и 2 вопросам семинара.
2. Сделать презентацию по одному из остальных вопросов семинара.
3. Составить обоснованный и развёрнутый план своего самообразования.
4. Проанализировать вузовскую лекцию с позиции использованного подхода к организации учебного процесса.
Формы организации учебного процесса в вузе
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика форм организации учебного процесса в вузе.
2. Вузовская лекция: место в учебном процессе, разработка, чтение лекции. Оценка качества лекции.
3. Семинарские занятия. Лабораторно-практические и практические занятия в вузе.
4. Учебная и производственная практика. Рассредоточенный характер современной практики.
5.Самостоятельная работа студентов и её организация.
6. Вузовский учебник, учебные пособия, практикумы. Организация работы студентов с учебной и дополнительной литературой.
Практические задания
1. Познакомиться с РП по одной из учебных дисциплин. Посещение и анализ каждой из форм организации учебных занятий в вузе.
2. Разработка и проведение фрагментов вузовских занятий в имитационном режиме на занятиях.
3. Разработка (не менее 2) презентаций по теоретико-методической характеристике каждой из форм вузовских занятий.
4. Анализ вузовского учебника.
Методы обучения в вузе
Вопросы для обсуждения
Общая характеристика методов вузовской педагогики.
Технология активного обучения. Развитие творческого мышления студентов.
Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов. Деловые игры и тренинги.
4.Контроль знаний студентов. Формы контроля: коллоквиумы, зачёты, экзамены. Рейтинговая система.
Практические задания
1.Разработать технологическую карту для одной из дисциплин педагогического образования.
2. Разработать рейтинговую шкалу оценки учебной деятельности студентов.
Средства обучения и современные информационные технологии в вузовском образовании
Вопросы для обсуждения
1.Общая характеристика средств обучения в вузе
2.Аудиовизуальные средства обучения в вузе. Дистанционное обучение. Информационные технологии: конференция, форум, телепроекты, электронная почта и др. Работа в Интернете.
Практические задания
Разработать конспект занятия в вузе с использованием аудиовизуальных средств обучения
Организация внеаудиторной работы со студентами. Кураторство. Тьюторство
Вопросы для обсуждения
1.Воспитательное пространство вуза в профессиональном становлении специалиста.
2.Организация внеаудиторной работы со студентами.
3.Куратор студенческой группы (курса) в вузе.
4.Тьюторское сопровождение в вузе.
5.Специфика взаимодействия в системе «преподаватель высшей школы - студенты».
Практические задания
1.Отношение студентов и преподавателей к кураторству и тьюторству. Составить анкету и провести опрос 2-3 преподавателей и 2-3 студентов. Проанализировать, сделать выводы.
2. Составление плана куратора (тьютора) на один семестр.
3. Разработка и проведение одной из форм внеаудиторной работы со студентами в имитационном режиме на учебном занятиях.
4. Выявление специфики взаимодействия в системе «преподаватель высшей школы – студенты».